Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева,

г. Карачаевск, Россия

 

Основой прогрессивного развития современного общества является человек, его культура, образованность и воспитанность. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

Коммуникативная культура, являясь частью общечеловеческой культуры, отражает состояние общественного развития и, вместе с тем, оказывает на него серьезное влияние.

В современном научно-педагогическом информационном поле представлены различные подходы к трактовке понятия «коммуникативная культура»: методологический (Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин, Г.И. Щукина и др.), мировоззренческий (A.A. Бодалев, Б.Ф. Ломов и др.), психологический (Б.Г. Ананьев, И.А. Зимняя, A.A. Леонтьев, Ю.А. Шерковин и др.), социологический (Т.М. Дридзе, С.И. Самыгин, Е.В. Руденский и др.), лингвистический (Б.Н. Головин, А.К. Михальская и др.), адаптивный (В.Т. Ащепков, Г.М. Якушева и др.), духовный (А.И. Солженицын, Э.В. Соколов и др.), что объяснимо взаимопроникновением научных знаний из различных областей.

В современной дошкольной педагогике коммуникативная культура в дошкольном возрасте определяется как совокупность определенных умений, характеризующихся:
– желанием субъекта вступать в контакт с окружающими;
– способностью организовывать общение; умением слушать собеседника и эмоционально сопереживать, проявляя эмпатию; корректным решением конфликтных ситуаций; грамотным использованием речи;
– знанием норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. В последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение». Коммуникация (от лат. communicatio — сообщение, передача) – это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению.

Коммуникативная деятельность представляет собой сложную многофункциональную систему взаимодействия людей.

По определению Г.М. Андреевой: «основными процессами коммуникативной деятельности считает коммуникативный (обеспечивающий обмен информацией), интерактивный (регулирующий взаимодействие партнеров в общении) и перцептивный (организующий взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексию в общении)» [1].

А.А. Леонтьев выделяет два типа коммуникативной деятельности: «личностно-ориентированный и социально-ориентированный, различающиеся коммуникативными, социальными, функциональными, психологическими и речевыми структурами» [2].

Б.Ф. Ломов считает, что процесс коммуникативной деятельности  создается как «система сопряженных актов» [3, с. 3-23].

Коммуникативные умения – это синтез общепсихологических, социально-психологических и специально-профессиональных качеств личности.

Коммуникативные функции служат целям социальной интеграции человека в различные формы общностей через расширение контактов между ними посредством каналов индивидуальной и массовой взаимосвязи.

Общепризнанным является факт закрепления статуса ведущей деятельности детей дошкольного возраста за игрой (Л.А. Венгер, Л.С. Высотский, Л.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). В игре дети наиболее эффективно усваивают правила коллективной жизни, в действенной и наиболее доступной форме осваивают «мир социальных отношений.

Игра – это оригинальный, характерный дошкольному возрасту способ изучения социального опыта. В игре развиваются все стороны личности ребенка, идут существенные видоизменения в его психике, которые подготавливают переход к новейшему высокому периоду развития. Данным обстоятельством и определяются широкий воспитательный потенциал игры, которую психологи считают ведущей деятельностью ребенка.

Критериями подбора и систематизацией игр выступают цель, задачи, прогнозируемый результат (степень развития личностных параметров), потребности возраста, актуальность игровой действительности и др.

Наличие в игре возможностей моделирования социальных и личностных отношений позволяет дошкольникам открывать новое как в сфере «искусственной» игровой реальности, так и во вполне реальной окружающей действительности. Это особенно актуально в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья, часто не знающих и не имеющих опыта тех проблем, с которыми им придется столкнуться в дальнейшей жизни.

Кроме того, игра способна влиять на формирование и развитие всех структурных компонентов коммуникативной культуры дошкольника. Реализация задач формирования коммуникативной культуры дошкольника возможна при применении игровых технологий, направленных на формирование или развитие значимых для полноценного взаимодействия коммуникативных умений.

Важно понимать, что формирование основ коммуникативной культуры дошкольников будет эффективным при соблюдении следующих условий: процесс воспитания в дошкольном учреждении ориентирован непосредственно на личность воспитанника и его интересы; обеспечение включения общечеловеческих ценностей в процесс воспитания коммуникативной культуры дошкольников. Как показали исследования Л.С. Выготского. А.Р. Лурия, А.К. Марковой и др. авторов, возможности построения связности высказывания, объединенного одной мыслью, обусловлены возникновением регулирующей, планирующей функции речи в дошкольном возрасте.

Таким образом, игровые занятия являются оптимальным педагогическим средством формирования коммуникативной культуры дошкольника.

 

Список литературы:

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – 375с.
  1. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев // Избр. психол. соч.: В 2 т. Т. 1. – М.: Политиздат, 1983. – 391 с.
  2. Ломов, Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1976. – 148 с.

 

Работа представлена научным руководителем Биджиевой В.И., старшим преподавателем кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания.