КЧГУ им.У.Д. Алиева, г.Карачаевск

В современной социокультурной ситуации развития российского общества, в условиях необходимости преодоления социально-экономического и духовного кризиса актуализируются проблемы сохранения этнокультурных традиций народов Российской Федерации.

Важную роль в сохранении и трансляции культурного наследия играют этнокультурные традиции и обычаи, затрагивающие пространственно-временные, количественные характеристики жизни семьи как наиболее близкие детскому повседневному опыту. Исходя из этого формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, ориентированное на этнокультурные ценности народа, в детском государственном учреждении должно быть напрямую связано с организацией образовательного процесса.

Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что в науке созданы предпосылки для решения проблемы этнокультурной ориентации математического образования детей дошкольного возраста.

Учитывая, что старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного обучения математике с учетом национальных традиций, а также опираясь на результаты анализа научной литературы, нормативных документов об образовании, состояние данной проблемы в педагогической теории и практике дошкольного образования, мы выявили следующие противоречия между:

  • усиливающимся интересом государства и общества в возрождении культурного наследия всех народов и реальными возможностями их удовлетворения системой образования;

– пониманием необходимости насыщения ценностным, понятным ребенку этнокультурным содержанием математического образования дошкольников и отсутствием методического обеспечения для использования данного содержания в процессе формирования элементарных математических представлений в условиях дошкольных учреждений национальной республики.

Элементом этнокультуры являются и национальные особенности понимания некоторых понятий, в частности математических, особенности национальных традиций, связанных с ними.

Анализ философской, историко-этнографической, психолого- педагогической, справочно-энциклопедической и методической литературы показал, что этнокультурные традиции карачаевского народа обладают специфическим национальным своеобразием, ценными воспитательными идеями и имеет богатое математическое содержание, которое способствует формированию элементарных математических представлений у детей. В ходе работы нами описаны этнокультурные традиции и обычаи карачаевского народа, имеющие в своем содержании пространственно-временной, связанные со средой обитания, народным календарем, этикой и моралью бытовых отношений, фольклором, народными играми и т.п.

Данные условия выступают в качестве необходимых, а их совокупность реализуется посредством гибкого использования форм, методов, средств, обеспечивающих перевод сформированности у детей математических представлений на основе этнокультурных традиций на более высокий уровень.

Наша программа формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста включает следующие разделы: «Количество и счет», «Величина», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени» и раздел «Геометрические фигуры». В каждом разделе раскрываем национально-региональный компонент с учетом этнокультурных традиций карачаевского народа.

С целью оценки успешности формирования математических представлений у детей на основе этнокультурных традиций карачаевского народа с учетом всех создаваемых педагогических условий нами была проведена диагностика  уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, в частности количественных, пространственных, временных величинных представлений.

В качестве показателей знания этнокультурных традиций карачаевского народа выступали: знание устного народного творчества; знание народных мер; умение ориентироваться внутри дома; знание народного календаря. Это дало возможность считать используемые педагогом-исследователем приемы, методы, средства (педагогическое обеспечение) важным педагогическим условием формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста (на математическом языке — факторным признаком процесса).

В качестве критерия состояния объекта выступала сформированность математических представлений по четырем показателям – количественные представления, представления о величине, пространственные представления, временные представления. Это позволило сделать важные качественные выводы, подтвердить статистически выдвинутую научную гипотезу и сделать заключение об эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы.

Был проведен сравнительный качественно-количественный анализ начального и конечного срезов, отражающих общую динамику уровня знания этнокультурных традиций карачаевского народа у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе .

Полученные результаты свидетельствуют, что в экспериментальной группе увеличилось количество детей старшего дошкольного возраста с оптимальным уровнем знания этнокультурных традиций карачаевского народа по всем показателям от начала опытно-экспериментальной работы до ее окончания. А именно: по компоненту знание устного народного творчества увеличилось от 0% до 17,2%, по компоненту знания народных мер – от 0% до 20,7%; по компоненту умения ориентироваться внутри дома – от 5,2% до 31% , по компоненту знания народного календаря – от 0% до 13,7% (таблица 5).

Провели сравнительно-сопоставительный анализ уровня знаний детей экспериментальной группы об этнокультурных традициях карачаевского народа на конец опытно-экспериментальной работы в сравнении с ее началом.

Был проведен сравнительный качественно-количественный анализ уровней сформированности математических представлений детей дошкольного возраста в экспериментальной группе на конец и начало опытно-экспериментальной работы, отражающих общую динамику уровня сформированности математических представлений у детей

Таким образом, статистически подтверждена значимая позитивная динамика проявления всех показателей сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на конец опытно- экспериментальной работы в сравнении с ее началом, что свидетельствует об эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы и не противоречит выдвинутой научной гипотезе.

Таким образом, этнокультурные традиции карачаевского народа представляют собой богатейшее содержание для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Обогащение содержания пространственно-временных, количественных представлений и представлений о величине этнокультурными традициями карачаевского народа осуществлялось за счет: культурно-бытовых традиций, связанных с жилищем, этнокультурными особенностями понимания числа, народными мерами измерения.

Включение элементов фольклора, народных игр и народных мер измерения карачаевцев в процесс формирования количественных, пространственно-временных представлений и представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста и реализация имеющихся знаний в самостоятельной деятельности показали целесообразность их использования в воспитательно-образовательном процессе.

Сравнительный анализ результатов сформированности у детей математических представлений на основе этнокультурных традиций карачаевского народа на начало и конец опытно-экспериментальной работы, связанной с созданием с созданием педагогических условий в дошкольном учреждении, указывает на ее успешность и позволяет сделать общие выводы по итогам организованного исследования.

Первое условие — разработана и реализована авторская программа формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе этнокультурных традиций карачаевского народа.

Второе условие – реализация программы осуществлялась обогащением содержания количественных, временных, пространственных представлений и представлений о величине этнокультурными традициями карачаевского народа, в том числе традициями понимания математических понятий.

Третье условие – включение устного народного творчества, которое сконцентрировало в себе мудрость карачаевского народа, его духовную силу, красоту родного языка. В связи с этим в процессе формирования количественных представлений у детей мы используем фольклор; а также народные игры.

Научный руководитель Джанибекова Фатима Ожаевна