Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева

г. Карачаевск, Карачаево-Черкесская республика

 

Одной из главных задач обучения в современной школе становится развитие творческого мышления учащихся. Данное требование обусловлено активным развитием научно-технического прогресса и вытекает из объективной необходимости целенаправленного развития творческих способностей всех членов общества. Школа должна формировать умения учиться самостоятельно, всесторонне развивать и активизировать элементы творчества в познавательной деятельности, то есть учебные умения.

Для выяснения содержания и структуры учебных умений учащихся важным является установление их дидактической сути. Выделим вначале содержание понятия «умение».

В современной психолого-педагогической литературе нет однозначного толкования термина «умение». Можно выделить два основных подхода к рассмотрению этого понятия:

  1. Умение рассматривается как процесс деятельности, отдельные действия, усвоенные человеком, выполняемые сознательно
    (П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер, Н.Ф. Талызина и др.)
  2. Умение рассматривается как готовность и способность выполнять определенные виды деятельности (П.Б. Гурвич,
    В. А. Петровський, Г. И. Щукина и др.).

В ходе определения структуры умения широкое научное толкование понятия дает Е.А. Милерян [7; 51-52]. По его мнению, это «чрезвычайно сложное структурное объединение чувственных, интеллектуальных, эмоциональных качеств личности, которые формируются и проявляются в сознательном, целесообразном, успешном осуществлении действий, обеспечивающих достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях».

Функциональность понятия «умение» обнаруживается в успешном использовании знаний и навыков, правильном применении их в новых и сложных обстоятельствах. В отличие от навыка, умение предусматривает четкий самоконтроль, активность сознания, овладение обобщенными способами выполнения действий. Исследователи М.И. Дьяченко [4; 76],
Л.А. Кандыбович [там же] определяют такие свойства умения как большую, в сравнении с навыком, подвижность, которая позволяет успешно решать поставленные задачи в непостоянных условиях деятельности; сознательный характер выполнения действия с возможностью перехода в творчество. Общим признаком умений и навыков является то, что они характеризуют готовность ученика выполнять действия. Эта готовность приобретается на основе усвоения способов учебно-познавательной деятельности. Овладение какой-либо деятельностью предполагает не один навык, а несколько. Совокупность навыков, относящихся к одной и той же деятельности, является основой умения.

По мнению Е.Н. Бойко [1; 41–45], в понятии «умение», с функциональной точки зрения, содержится важнейшее осознанное приспособление действия к требованиям изменяющейся ситуации. Ситуативность функционирования умений раскрывается П.М. Гапоновым [3; 96] и В. А. Крутецким [5; 255]. Она заключается в комбинировании знаний на практике в условиях, отличающихся от тех, в которых они формировались.

Таким образом, умение — это способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях. Любое умение включает в себя представления, понятия, знания, навыки концентрации, распределения и переключения внимания, навыки восприятий, мышления, самоконтроля и регулирования процесса деятельности.

Учебными умениями называются такие умения, которые позволяют учащимся успешно решать поставленные учебно-познавательные задачи на основе общих способов логического мышления в разнообразных предметных действиях. Учебные умения – это умения познавательные.

По И. Я. Лернеру сущность учебных умений состоит в подготовке учащихся к самоорганизации своего учения и соответствующей ему познавательной деятельности [6; 229]. Умения, различаемые по функциям, он объединяет в три группы в зависимости от их роли в учении. Одни являются предметными способами деятельности данной отрасли (умения языковые и т.д.). Другие служат способами усвоения разных видов содержания (восприятие, осознание воспринятого, запоминание, проявление структур творческого поиска и др.). Третьи выступают в роли способов организации своих действий по усвоению предметного содержания – знаний и способов деятельности. К учебным умениям относятся умения третьей группы, которые И. Я. Лернер определяет как способы организации субъектом своего усвоения и свойственной последнему познавательной деятельности, как умения, содействующие усвоению, т.е. служащие катализатором его, но не составляющие самого механизма усвоения.

В основе классификации учебных умений положены функции способов обеспечения успешного учения (самоорганизации учащимися своей учебной деятельности). Выделяются четыре группы умений: организационные, практические, интеллектуальные, (включающие наглядно-образную деятельность), психолого-характерологические. В большей мере в исследовании внимание обращается к третьей группе, поскольку в них главенствующая роль принадлежит мышлению, воображению.

Также выделяют общеучебные и узкопредметные умения.

Общеучебные умения и навыки – это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.
Для усвоения отдельных предметов необходимы так называемые узкопредметные умения и навыки. Им соответствуют такие действия, формируемые в каком-либо учебном предмете, которые могут становиться операциями для выполнения лишь других специфических действий этого предмета или смежных предметов.

Рассмотрим другие определения понятия «учебные умения».

По мнению В. Н. Литовченко учебные умения представляют собой совокупность систематизированных знаний, умений и навыков личности, взглядов и убеждений, которые определяют функциональную готовность учащегося к творческому поиску решения познавательных задач. Автор разделяет учебные умения на группы:

  1. Операционные учебные умения, к которым относят умственные приемы и операции, используемые в учебной деятельности: сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, выдвижение гипотез, сопоставление.
  2. Организационные учебные умения, которые включают применение приемов организации в учебной деятельности, планирование исследовательской работы, проведения самоанализа, регуляция собственных действий в процессе учебной деятельности.
  3. Практические учебные умения, которые включают обработку литературных источников, наблюдения фактов, событий и обработку данных наблюдений, внедрение результатов в практическую деятельность.
  4. Коммуникативные учебные умения, предусматривающие применение приемов сотрудничества в процессе учебной деятельности, для осуществления взаимопомощи, взаимоконтроля.

Из перечисленных учебных умений особое место занимают коммуникативные умения. В современном учебном процессе им отводится важная роль. Рассмотрим понятие «коммуникативные умения», опираясь на понятие «коммуникация», определим роль коммуникативных умений в учебном процессе, требования, предъявляемые к уровню развития коммуникативных умений в начальной школе.

 Проанализируем понятие «коммуникация». Термин «коммуникация» происходит от латинского слова «communicatio», что переводится как «сообщение, передача», и «communicare», что означает «делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать» [2; 6]. Именно на обучение коммуникации как взаимодействию человека с другими людьми, с окружающим его социальным миром по своей сути была и остается нацеленной  любая школа с древности до современности.

Умение общаться – это залог успеха обучающегося. Именно умение общаться вне зависимости от культуры, к которой принадлежит человек, позволяет ему удовлетворить основные потребности.

Требования к результатам обучающихся (личностным, метапредметным, предметным), многие из которых связаны с коммуникацией, устанавливает Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) соответствующей ступени обучения.

Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий, в состав которых входят коммуникативные универсальные учебные действия (УУД). Остановимся на них подробнее.

К коммуникативным УУД, согласно ФГОС, относится: планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка.

В рамках обучения большую роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Ребёнок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он уже, в той или иной степени, обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, а именно:

– общение со взрослыми и сверстниками;

– владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

– приемлемое отношение к процессу сотрудничества;

– ориентация на партнёра по общению;

– умение слушать собеседника.

Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Вслед за Г.М. Андреевой мы считаем, что коммуникативные умения – это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Их развитие сопряжено с формированием и развитием личностных новообразований, как в сфере интеллекта, так и в сфере доминирующих профессионально значимых характеристик [8].

Овладение учащимися коммуникативными умениями имеет особую значимость в образовательном процессе.

Во-первых, сформированность коммуникативных умений влияет на учебную успешность обучающихся: если ученик при ответе испытывает дискомфорт, тревогу, то его ответ будет хуже имеющихся знаний, при этом его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный ответ может сказаться на последующей учебной деятельности.

Во-вторых, от развития коммуникативных умений во многом зависит благополучие в классном коллективе. Если ребёнок легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения неприятности, одиночества в классе, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам.

Овладение учащимися коммуникативными умениями способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.

Анализ литературы по теме исследования, обобщение педагогического опыта позволили выделить приёмы формирования коммуникативных умений:

  • Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
  • Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
  • Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
  • Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
  • Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

Для развития коммуникативных умений огромное значение имеет методически грамотно выстроенная работа по развитию речи, которая включает развитие широкого спектра навыков, предусматривает количественное и качественное обогащение словарного запаса детей, развитие связной устной и письменной речи.

В учебниках по литературному чтению, русскому языку предусмотрены специальные задания по инсценированию разных речевых ситуаций, которые помогают младшим школьникам освоить средства устного общения: интонацию, жесты, мимику, движения.

Разыгрывание разных ситуаций, примеривание к себе всевозможных ролей дает ученику очень важный опыт понимания чувств других людей.

По многим программам курс обучения грамоте и русскому языку начинается с разделов, посвящённых общению. Данные разделы в 1-м классе знакомят ребёнка с понятием «общение», а в следующих классах рассказывают об особенностях и правилах общения. При этом в каждом следующем классе материал усложняется, у ученика формируется навык отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог и т.п. При этом учителю необходимо чётко объяснять, какое общение принято в семье, школе, обществе, а какое — недопустимо.

Особое значение при формировании коммуникативных умений приобретает организация общения учеников в паре или группе.

Групповая и парная формы обучения помогают созданию коммуникативных ситуаций, т.е. благоприятных условий для активного общения. Форма взаимодействия демократична: совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика. Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Такое обучение стимулирует ребенка высказывать собственное мнение, внимательно относиться к другому мнению, т.е. проявлять диалогичность, толерантность.

В учебниках предлагаются задания для выполнения в парах и группах, что позволяет ученикам использовать полученные знания на практике, используются игровые ситуации, выполняя которые, дети учатся правилам общения.

Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между ними доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

В рабочих тетрадях много заданий, в которых сформулировано многоуровневое коммуникативное задание: поговорить с членами семьи, с другом, одноклассниками. Можно привести примеры из многих пособий, которые также позволяют формировать коммуникативные умения в образовательном процессе:

— совместное чтение диалога, что позволяет формировать ориентацию на партнёра и учит эмоциональному отношению к героям произведения.

— формирование культуры речи (правильность ударения и построения фразы), что позволяет сформировать у ребёнка представления о процессе общения, формах и способах общения.

Герои учебников не только ведут на страницах учебников диалоги и служат образцами для подражания, но и позволяют ученикам включаться в диалоги.

В процессе формирования коммуникативных умений в парной работе можно выделить следующие этапы.

Первый этап: осознание потребности работать сплочённо. С этой целью учащимся дается задание, которые выполнить самостоятельно они не могут.

Второй этап: формирование у учащихся умения согласовывать свои действия и вырабатывать общую цель работы. Работа строится по принципу: затруднение, рефлексия, новая форма работы, которая заключается в распределении обязанностей. Важно на этом этапе подвести учащихся к выводу: прежде чем сделать работу, надо ее согласовать и представить конечный результат.

Третий этап: осознание учащимися норм простой коммуникации. Взаимодействие в парах и группах организуется по типу простой коммуникации, где ученики пытаются понять высказывание друг друга. Таким образом, в сотрудничестве создаются комфортные условия для общения учащихся, что позволяет построить субъектные отношения по типу: ученик<—>ученик, ученик<—>учитель. Уже к концу первого класса формируются определённые коммуникативные умения, формируется дружный коллектив.

Для диагностики коммуникации, предполагающей рефлексию усваиваемого содержания образования и собственного развития как субъекта деятельности, предлагаются такие виды заданий:

  • составь задание партнёру;
  • отзыв на работу товарища;
  • групповая работа по составлению кроссворда;
  • «отгадай, о ком говорим»;
  • диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи).

Проведенный анализ показывает, что: во-первых, коммуникативные умения являются необходимой составной учебных умений, во-вторых,  для формирования коммуникативных и учебных умений учащихся эффективно использовать в учебном процессе групповую (парную) форму работы.

Литература

  1. Бойко Е.Н. К постановке проблемы умений и навыков в современной психологии / Е.Н. Бойко // Советская педагогика. – 1955. – №1. – С. 41–45.
  2. Бориснёв С.В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  3. Гапонов П.М. Лекция в высшей школе / П.М. Гапонов. – Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1977. – 96 с.
  4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск: БГУ, 1981. – 383 с.
  5. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологи /
    В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1972. – 255 с.
  6. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей / И.Я. Лернер / В кн.: Научное творчество / под ред. С.В. Микулинского, М.Г. Ярошевского. – М.: Наука, 1969. – С. 413-418., с. 229.
  7. Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений / Е.А. Милерян. – М.: Просвещение, 1973. – 299 с., с. 51-52.
  8. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг,1993.

Научный руководитель: доц. Чиркова Т.В.