Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, Карачаевск, Россия

 

Зарождение общеславянской традиции обучения относится к VII-IX вв., когда возник новый письменный язык – славянский (старославянский или староболгарский). Особую роль в его создании сыграли братья Кирилл и Мефодий. Этот язык, сделавшись единым для Руси, Болгарии, Сербии, Моравии (“един язык словенск”, как он назван в древнерусских летописях), предназначался для “книжного учения”. [3, стр. 147]

Первую школу, в которой на славянском языке могли преподавать, открыли Кирилл и Мефодий в 863 г. Обучение было более простым по сравнению с обучением, практиковавшимся в школах Западной Европы на латыни.

А первая школа учения книжного открылась уже при князе Владимире Святославиче в Киеве в 988 г. [3, стр.151] Она давала начальное и повышенное образование.

Как и в других странах на Руси, создавалась самобытная педагогическая, преподавательская культура, развивались идеи книжного образования. В истории нашей страны существовали различные своеобразные институты воспитания и обучения. Например, “кормильство” – форма домашнего воспитания детей феодальной знати. В возрасте 5-7 лет малолетний княжич отдавался кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. При этом кормилец выполнял несколько функций: был наставником-воспитателем; распоряжался делами в порученной ему отдельной волости от имени воспитанника; занимался умственным, нравственным и военно-физическим воспитанием; раннее привлечение княжича к участию в государственных делах. [2,стр.10]

За этим последовал бурный расцвет школьного дела, религиозной педагогической мысли в Киеве, Новгороде и других центрах древнерусских княжеств. Князь Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.) велел ставить по городам и весям новые церкви, а их священникам – “учите людей”. [3, стр.151]

“Поучение Владимира Мономаха” детям (1096 г.) представляет сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси. Их отличает патриархально-родовой характер – почитать старших, отец – наивысший авторитет и образец для подражания детям, а также требование воспитания любви к Богу и страха Божьего. В X-XIII вв. школы возникли не только в Киеве и Новгороде, но и в других городах Руси. Училища создавались на княжеских, церковных и монастырских подворьях. Грамотность в раннесредневековой Руси была распространена повсеместно. Однако в результате нашествия монголо-татар уровень образования на Руси значительно снизило темпы развития, а потом и вовсе прекратило развиваться.

Этот период истории повлиял на то, что вплоть до конца XVI в. действовала система, при которой регулярная школа попадала в положение необязательной, и обучение происходило по преимуществу в семье, будучи сословным по целям и содержанию. Грамотность рассматривалась как некий элемент профессиональной подготовки наряду, например, с различными рукоделиями и промыслами.

Стоит отметить, в период XVI – XVII в. уровень образованности людей Московского государства был низок. Специального повышенного образования до XVII столетия практически не было. На государственную службу людей приглашали из-за границы или тех, кто получил образование за границей.

Во второй половине XVI в. наметился прогресс – в Москве и других исконно русских городах, а также во вновь завоеванных землях при монастырях открылись школы грамоты. В связи с этим появляются печатные учебники – азбуки. Основоположником отечественного книгопечатания стал просветитель Иван Федоров. В качестве дидактических материалов использовалось Священное писание и азбуки мастеров грамоты.

К концу XVI в. образование становится доступным не только для духовенства и знати, а также его получают и зажиточные городские слои. Но основная масса людей по-прежнему остается невежественной.

В XVII в. отношение к невежеству становится все более отрицательным, потому что в нем видели причины социальной смуты и экономического благополучия.

Появляются учебные заведения повышенного образования. В их программах отразилось изменение отношения к греко-латинской образованности. Во-первых, усилилось воздействие такой образованности. Во-вторых, эволюция повышенного образования происходила при столкновении греческой (византийской) и латинской (западноевропейской) педагогических традиций. Оживленно обсуждался вопрос о преимуществах греко-латинского образования в сравнении со старорусским начетническим обучением путем чтения Псалтыря. [3, стр. 163]

Самые первые реальные школы возникли в России и Германии одновременно уже в начале XVIII в. А самым первым учебным заведением реального образования была открыта в Москве 14 января 1701 года по указу Петра I – школа математических и навигационных наук. Следом за ними появились государственные школы различных типов. В них не только готовили моряков, мастеровых, строителей, писарей, но и давали общее образование (родной и иностранные языки, арифметика, философия, политика).

Общественно-педагогическое движение в России 60-80 гг. XIX в. было направлено на демократизацию и расширение образования народных масс и включало в себя революционно-демократическое (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов), буржуазно-демократическое (К.Д. Ушинский), либерально-буржуазное (Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов) и реакционное (Министерство народного просвещения) направления. В 60-е гг. XIX в. в России началось становление теории и методики профессионального образования как самостоятельной отрасли научного знания. Это было обусловлено развитием производства и капиталистических отношений, реформами школьного образования, расширением сети профессиональных учебных заведений, началом общественно-педагогического движения в России. [14, стр. 171 ]

Н. И. Пирогов (1810-1881) предложил новый проект школьной системы, составными элементами которой были: начальная двухлетняя школа (прогимназия); гимназия: 3-5 лет; высшая школа.

К. Д. Ушинский – это основоположник народной школы в России, создатель стройной педагогической системы, автор учебных книг. Цель воспитания, по К. Д. Ушинскому, – гармоничное развитие личности. Основой его должно быть нравственное воспитание. Как средства обучения использовались личный пример, убеждение, предупреждения, поощрения, взыскания. Важнейшим условием воспитания служил труд.

Построение обучения велось на основе возрастных особенностей. Принципы посильности и последовательности определялись как основные. В обучении стал применяться и принцип наглядности. К. Д. Ушинский разработал методику повторения материала. Обучение выделялось как важнейшее средство воспитания, задачами которого были развитие способностей и овладение знаниями. Педагог обосновал классноурочную систему.

Особое место в истории отечественного образования и педагогики занимает XX в. В советский период (после Октябрьской революции 1917 г. до начала 1990-х гг.) были достигнуты заметные успехи в развитии образования (введение нормы бесплатного общего для всех, качественный и количественный рост среднего, профессионального и высшего образования), произошло существенное приращение педагогических знаний. Школа стала общедоступной независимо от национальности, пола, социального и имущественного положения. Она была отделена от церкви, приобретя светский характер. В 1936 г. СССР превратился в страну всеобщей грамотности, что предопределило большие успехи во всех сферах ее развития.

Крупным педагогом советского периода был А. С. Макаренко (1888-1939). Он развивал социалистический гуманизм и оптимизм; обобщал практический опыт воспитания для развития педагогической теории; придавал огромное значение воспитанию в труде.

Целью воспитания он считал подготовку строителей коммунизма, патриотов, образованных людей, квалифицированных работников с чувством долга, чести.

Зарождение и становление следует рассматривать с точки зрения исторического развития системы воспитания, которые сложились исторически и не имели научно обоснованности. В качестве практического применения основоположники педагогики и дидактики взяли за основу уже сложившиеся системы воспитания.

В России основоположником русской дидактики можно считать К.Д. Ушинского, который смог сосредоточить накопленный опыт, обобщить и теоретически доказать свою дидактическую систему.

В отличие от зарубежных дидактических систем, прошедших исторические изменения дидактические системы в России долгое время претерпевали на себе влияние коммунистической идеологии и навязывании партийных стереотипов, что не давало им развиваться. Лишь с обретением Россией демократии педагогика получила возможность следовать зарубежному опыту, осуществлять ранее невостребованные наработки.

1.3 Современные тенденции развития образования в России и за рубежом

Развитие образования – это процесс, управляемый государством, научно-педагогическими учреждениями, педагогами, родителями, учащимися. К основаниям развития образования следует отнести новые концепции и модели на уровне государства, учебного заведения, новые образовательные стандарты. [15]

С начала XXI в. в России и за рубежом наметились политические и социальные тенденции, которые привели к возрастанию насущных проблем качества образования, поиску новых подходов повышения эффективности управления образовательными системами.

На современном этапе можно выделить следующие тенденции развития образования. Эти тенденции развития присущи как отечественному, так и мировому образовательному процессу:

  1. Демократизация. Одним из направлений образовательного процесса является демократизация образования. Она выражается в предоставлении больших прав и академических свобод образовательным учреждениям и обучающимся в них с целью реализации права каждого человека на образование и предоставление образовательным учреждениям самостоятельности и автономности. [14, стр.159]

Пути осуществления демократизации образования: равное и обязательное право на получение образования; децентрализация системы образования, самоуправление учебных заведений, традиционное и нетрадиционное образование; непрерывность образования; государственные и негосударственные учебные заведения.

  1. Непрерывность. Впервые концепция “непрерывного образования” была представлена на форум ЮНЕСКО (1965 г.) крупнейшим теоретиком П. Ленграндом и вызвала огромный теоретический и практический резонанс.

В предложенной Ленграндом трактовке непрерывного образования воплощена гуманистическая идея: она ставит в центр всех образовательных начал человека, которому следует создать условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни. [12, стр.62]

Из этого следует, что под непрерывностью образования имеется в виду не образование, полученное один раз на всю жизнь, а процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизни в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.

  1. Диверсификация. Она выражается в необходимости значительного расширения объема содержания образования в условиях научно-технической революции начала ХХI в. Под диверсификацией понимают введение новых методов обучения, большое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления на всех уровнях образования. Примером практического исполнения диверсификации может послужить: группировка учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии и т.д.
  2. Индивидуализация. Направлена на учет и развитие индивидуальных способностей учащихся в процессе воспитания и обучения.
  3. Интернационализация. Вызвана политическим и экономическим сближением стран мира, она предусматривает обеспечение общего образовательного пространства с сохранением позитивных национальных традиций учебных заведений России. По данным зарубежных экспертов в XXI веке для каждого работающего высшее образование станет минимальным уровнем образования. В мире имеет место интернационализация образования не только по содержанию, но и по методикам обучения и организационным формам. Образование становится инструментом взаимопроникновения не только знаний и технологий, но и капитала, инструментом борьбы за рынок, решения геополитических задач. При этом дистанционные технологии, обладая высокой степенью охвата и дальнодействия, играют основную роль. Например, в США по программам дистанционного обучения сегодня обучается около 1 млн. человек. Учебные курсы, передаваемые по четырем образовательным каналам доступны по всей стране, а через спутник – другим странам мира. Программы электронного образования разрабатываются более чем в 30 странах. В Европе показателен пример Национального университета дистанционного образования в Испании, отметившего свой 20-летний юбилей. Университет включает 58 учебных центров в стране и 9 – за рубежом (Бонн, Брюссель, Лондон, Женева, Париж и др.) [7, стр.6, 14]
  4. Гуманизация. Подразумевает ориентацию образования на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на признании прав каждого человека, сохранении и укреплении здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Личность провозглашается как “высшая ценность”. Концепция гуманизации образования в Германии имеет большую историческую ретроспективу. Ученые, создавшие эту концепцию пропагандировали воспитательную сторону гуманистического процесса обучения; обосновали понятие эмпатии (приятия другого человека); разработали личностно-ориентированную концепцию, главная задача которой состоит в том, чтобы помочь человеку раскрыть способности, заложенные в нем с момента рождения. [4, стр.122]
  5. Гуманитаризация. Ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа; свободное общение с людьми разных национальностей, любых профессий и специальностей, хорошее знание родного языка и свободное владение иностранным; знание национальной и мировой истории и культуры; экономическая и юридическая грамотность человека.
  6. Фундаментализация . Усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки в жизнедеятельности человека. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз.
  7. Стандартизация. Ориентация образовательной системы на реализацию государственного образовательного стандарта – набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.
  8. Многоуровневость. организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень – это период, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности. Момент завершения обучения на каждом этапе является качественной завершенностью образования. Например, многоуровневая система высшего образования ориентирована на три уровня: первый уровень – общее высшее образование (2 года), второй уровень – базовое высшее образование – бакалавриат (2 года общего образования + 2 года), третий ypовень – полное высшее образование – магистратура (4 года бакалавриата +2 года магистратуры). образование россия коммуникационный информационный
  9. Вариативность (или многовариантность) означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышлению. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темп обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения, а также разделение условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, группе, индивидуально, с помощью компьютера и т.д.).
  10. Информатизация. Связана с широким и все более массовым использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека. Информатизация образования получила наибольшее распространение во всем мире именно в последнее десятилетие – в связи с доступностью для системы образования и относительной простотой в использовании разных видов современной видео-, аудиотехники и компьютеров.

Подводя итог можно сказать, что высшая школа России подвергается той же модернизации и переживает те же трудности, что и образование во многих европейских странах.

Модернизация образования, повышение требований к подготовке выпускника нового поколения привели к необходимости обновления системы образовательного процесса, создания новой организационной структуры управления и информатизации образовательного пространства. [6, стр.12]

Происходит интенсивный рост числа специальностей и специализаций в связи с появлением новых профессий на рынке труда. Возникает феномен массового высшего образования. Развиваются тенденции к повышению ориентации результатов образования на требования работодателей, прозрачности процедур аттестации и аккредитации в условиях сопоставимости результатов образования. Наблюдается усиление роли непрерывного образования, усложнение задач личностного развития в сочетании с внедрением рыночных механизмов в высшее профессиональное образование и т.д.

В целом краткий анализ современных социально-экономических тенденций, особенностей развития системы профессионального образования, имеющихся и прогнозируемых трудностей свидетельствует о необходимости принятия ряда обоснованных управленческих решений, в основе которых должна лежать надежная информация о качестве результатов образования. Для ее получения предстоит выполнить развернутый анализ подходов к трактовке качества высшего профессионального образования, разработать научно обоснованные оценочные методики и инструментарий на основе аппарата теории педагогических измерений. [16]

Литература:

1.Ананьев.Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 370с. – ISBN – 4-512-6529-4.

.Бакулина, Ю.С. Педагогические приложения современной психологии/ Ю.С. Бакулина // Педагогика. – 2007. – №8. – С.60-64.

.Бордовская, Н. Педагогика / Н. Бордовская. – СПб.: Питер, 2003.- 450с.- ISBN – 5-42365-74-65.

.Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 570с. – ISBN – 7-65123-41-8.

.Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации. – М., 2002. / НИИВО, Лаборатория статистики высшего образования.

.Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: БЕК, 1996. – 358с. – ISBN – 7-6213-58-62.

.Закон Российской Федерации «Об образовании» / Собрание Законодательства Российской Федерации, 1996 г. от 13. 01. 1996 г. № 12 – ФЗ.

.Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2001. – 420с. – ISBN – 2-4135-65-7.

.Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики / В.П. Зинченко. – М.: Гардарики, 2002. – 400с. – ISBN – 1 – 3564-452-5.

.Коджаспирова Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гардарики, 2004. – 420с. – ISBN.

.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393.

.Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии / В.А.Крутецкий. – М.: Наука, 1982. – 620с. – ISBN – 5 – 3256-748-1.

.Педагогическая психология / Под ред. В.Г. Казанской. – СПб.: Питер, 2003. – 260с. – ISBN – 2-6541-85-4.

.Реан, А.А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан. – СПб.: Питер, 1999. – 264с. – ISBN.

.Россия и страны мира / Статистический сборник – М., Госкомстат России. – 2002.

.Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология/Л.Д. Столяренко. – М.: Наука, 2004. – 440с. – ISBN – 6-6128-456.

.Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 2005. – №6. – С.78 – 84.

Научный руководитель: к.п.н., доц. Эльканова Б.Д.