МКДОУ № 14 «Мишутка» г. Карачаевска

Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. В игре развивается личность ребенка, в игре развивается его речь. Обусловлено это тем, что игра немыслима без речевого общения.

Для реализации игровой деятельности в ходе обучения необходимо создать определенные условия. Выделим методы, используемые в процессе развития речи дошкольников. Это, прежде всего, метод имитации, который особенно часто применяется в младшем дошкольном возрасте. Далее можно выделить метод разговора или беседы, который используется воспитателями на протяжении всего периода пребывания детей в дошкольном учреждении. К пяти-семи годам актуален метод пересказа. Показателем самостоятельности детских высказываний является использование метода сочинения.

Перечисленные методы органично соединяются в игровой деятельности. На занятиях по развитию речи часто используются сюжетно-ролевые игры. В процессе этих игр цели ставятся детьми самостоятельно, дошкольники сами выбирают средства для реализации игры.  Сюжетные игры разделяются на игры на бытовые темы, строительные игры, театрализованные игры.

В свою очередь все игры можно разделить на игры с правилами и игры спонтанные. Игры с правилами – это подвижные игры, а также дидактические игры, которые подразделяются на игры с предметами, настольные игры, словесные игры.

Дидактическая игра  выступает как средство развития речи детей, обоснованием этому служит то, что:

  1. Дидактическая играявляется средством обучения.
  2. В дидактической игресоздает условия, позволяющие ребенку проявлять самостоятельность: в ситуации, с предметами. Так детьми приобретается опыт.
  3. Дидактическая играспособствует сохранению эмоционального настроя, положительной мотивации в процессе обучения.

Выделим принципы, на которых должны основываться дидактические игры:

  1. Дидактическая игра не должна проводиться в разрез с программой.
  2. Она должна быть понятной детям.
  3. Игровые пособия должны быть эстетично оформлены.
  4. В игровой деятельности должны принимать участие все дети.
  5. Игра должна способствовать умственному развитию дошкольников.

Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр:

  • игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д.);
  • настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото);
  • словесные игры (без наглядного материала).

Раскроем дидактический потенциал игры для развития диалогической речи дошкольников.

Диалог – основная форма общения дошкольников. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими. Неслучайно в дошкольном возрасте специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи.

Овладение диалогической речью предполагает усвоение совокупности речевых и поведенческих умений:

– умения понимать различные обращения (вопросы, сообщения, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения: отвечать на вопросы, толерантно реагировать на разнообразные сообщения, вежливо выражать свое несогласие, аргументировать свое мнение, в словесной форме выражать готовность выполнить какое – либо побуждение или в социально принятых формах отказываться от выполнения;

– умения вступать в диалог с окружающими различными способами: четко и ясно ставить вопросы, сообщать о своих впечатлениях, делиться чувствами, мнениями, вежливо высказывать просьбы, советы, приглашения и т. д.;

– умения придерживаться культуры диалога (знание и выполнение основных правил поведения в диалоге, а также употребление средств речевого этикета).

В качестве основных методов развития диалогической речи в ДОУ используются разговоры и беседы с детьми. Но это не исключает необходимости использования игр и игровых приемов.

Преимущества игр заключаются в том, что их можно использовать не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности детей, а также в том, что они создают благоприятный эмоциональный фон.

Этапы работы по развитию диалогической речи старших дошкольников, используя игры и игровые приемы.

На первом этапе работы основной задачей является обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик. При этом используется склонность детей к подражанию.

К источникам речевого подражания относится речь окружающих людей, художественная литература, кукольные спектакли, фильмы. Используя художественные средства, привлекается внимание детей к диалогам героев, для чего в беседах после чтения литературных произведений или просмотра спектаклей при помощи обращений к детям выделяют:

– инициативные диалогические реплики: «О чем хотел узнать слоненок? Как он об этом спросил? », «Листопадничек смотрел на птиц и мечтал полетать. Как своей мечтой он поделился с мамой? ».

– ответные высказывания: «Что ответил попугай слоненку? », «Как мама отнеслась к мечте зайчонка? ».

Особая роль отводится художественной литературе. Ценность ее заключается в том, что при инсценировании детям приходится заучивать реплики из стихотворений, рассказов.

Читая, к примеру, потешки, дети усваивают не только словесные формы, но и интонацию. Дети учатся шутливо реагировать на побуждение, заимствуют вежливые формы побуждений.

Многие потешки и стихотворения содержат в себе диалогическое единство вопрос – (например, «Кисонька – мурысонька», «Заяц белый, куда бегал? », Е. Благинина «Черемуха»; В. Орлов «Ты скажи мне, реченька… » и др.). Эти и другие произведения можно предлагать детям для передачи по ролям, так как  они содержат различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонацию.

Реже в стихотворениях можно встретить диалогическое единство сообщение – реакция на сообщение (А. Барто «Я знаю, что можно придумать», С. Маршак «Перчатки» и др.). Не все стихотворения содержат диалог. Однако это не значит, что они не могут использоваться на занятии  по развитию речи. Текс этих стихотворений можно преобразовать в диалогический текст. Стихотворение Е. Благининой «Мороз» можно разделить на отдельные реплики:

– Морозы жестокие в этом году!

Тревожно за яблоньки в нашем саду!

– Тревожно за Жучку: в ее конуре

Такой же морозище, как на дворе.

и т. д.

Разыгрывая это стихотворение, дети по очереди обмениваются друг с другом тревожными мыслями по поводу мороза. Получается содержательный разговор, в котором дети поддерживают и развивают одну тему.

Формы диалогического взаимодействия можно заимствовать из дидактических и подвижных игр с готовыми диалогическими текстами.

Диалогическое единство вопрос – ответ присутствует в играх «Почта», «Фанты», «Маковое зернышко», в подвижных играх «Лиски», «Краски» и др.

Реплики из пары сообщение – реакция на сообщение присутствует в играх «Садовник», «Колпачок», «Как у тетушки Ирины», «Пчелки и ласточки» и др.

Реплики из пары побуждение – реакция на побуждение присутствует в словесных («Передай письмо», «Волшебный ключ») и подвижных играх («Змея», «Волк», «Хлоп-хлоп, убегай! » и др.).

На втором этапе работы задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого используются такие игры, в которых нужно оперировать не только заученными (репродуктивными, но и самостоятельно построенными (продуктивными) репликами.

Воспитатель стремится к тому, чтобы дети постепенно переходили от использования в своей речи готовых реплик к использованию составленных самостоятельно. Для этого эффективно использовать пересказ по ролям, инсценировку.

Диалогические единства каждого вида необходимо отрабатываеть отдельно. Сначала подбираются такие произведения, в которых представлен одни вид диалогического единства, затем – представлены все виды. Используются народные сказки и литературные произведения: «Как лечить удава? », «Хочу быть слоненком» Г. Остера; «Божья коровка», «Неладно скроен, да крепко сшит» К. Ушинского и др.

На данном этапе дети также учатся вести диалог по телефону, для чего используются игры, связанные с телефонными переговорами: звонок другу (маме, бабушке, звонок в поликлинику, цветочный магазин и т. д.

На третьем этапе работы используются игры, побуждающие детей к самостоятельному построению диалогических реплик: словесные игры без готовых текстов.

Особая роль отводится словесным играм, т. к. они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик.

Список использованной литературы

  1. Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. – 2002. – №10. – с. 82-90.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985. – 174 с.
  3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 255с.

 

Login