МКДОУ № 14 «Мишутка» г. Карачаевска
Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. В игре развивается личность ребенка, в игре развивается его речь. Обусловлено это тем, что игра немыслима без речевого общения.
Для реализации игровой деятельности в ходе обучения необходимо создать определенные условия. Выделим методы, используемые в процессе развития речи дошкольников. Это, прежде всего, метод имитации, который особенно часто применяется в младшем дошкольном возрасте. Далее можно выделить метод разговора или беседы, который используется воспитателями на протяжении всего периода пребывания детей в дошкольном учреждении. К пяти-семи годам актуален метод пересказа. Показателем самостоятельности детских высказываний является использование метода сочинения.
Перечисленные методы органично соединяются в игровой деятельности. На занятиях по развитию речи часто используются сюжетно-ролевые игры. В процессе этих игр цели ставятся детьми самостоятельно, дошкольники сами выбирают средства для реализации игры. Сюжетные игры разделяются на игры на бытовые темы, строительные игры, театрализованные игры.
В свою очередь все игры можно разделить на игры с правилами и игры спонтанные. Игры с правилами – это подвижные игры, а также дидактические игры, которые подразделяются на игры с предметами, настольные игры, словесные игры.
Дидактическая игра выступает как средство развития речи детей, обоснованием этому служит то, что:
- Дидактическая играявляется средством обучения.
- В дидактической игресоздает условия, позволяющие ребенку проявлять самостоятельность: в ситуации, с предметами. Так детьми приобретается опыт.
- Дидактическая играспособствует сохранению эмоционального настроя, положительной мотивации в процессе обучения.
Выделим принципы, на которых должны основываться дидактические игры:
- Дидактическая игра не должна проводиться в разрез с программой.
- Она должна быть понятной детям.
- Игровые пособия должны быть эстетично оформлены.
- В игровой деятельности должны принимать участие все дети.
- Игра должна способствовать умственному развитию дошкольников.
Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр:
- игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д.);
- настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото);
- словесные игры (без наглядного материала).
Раскроем дидактический потенциал игры для развития диалогической речи дошкольников.
Диалог – основная форма общения дошкольников. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими. Неслучайно в дошкольном возрасте специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи.
Овладение диалогической речью предполагает усвоение совокупности речевых и поведенческих умений:
– умения понимать различные обращения (вопросы, сообщения, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения: отвечать на вопросы, толерантно реагировать на разнообразные сообщения, вежливо выражать свое несогласие, аргументировать свое мнение, в словесной форме выражать готовность выполнить какое – либо побуждение или в социально принятых формах отказываться от выполнения;
– умения вступать в диалог с окружающими различными способами: четко и ясно ставить вопросы, сообщать о своих впечатлениях, делиться чувствами, мнениями, вежливо высказывать просьбы, советы, приглашения и т. д.;
– умения придерживаться культуры диалога (знание и выполнение основных правил поведения в диалоге, а также употребление средств речевого этикета).
В качестве основных методов развития диалогической речи в ДОУ используются разговоры и беседы с детьми. Но это не исключает необходимости использования игр и игровых приемов.
Преимущества игр заключаются в том, что их можно использовать не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности детей, а также в том, что они создают благоприятный эмоциональный фон.
Этапы работы по развитию диалогической речи старших дошкольников, используя игры и игровые приемы.
На первом этапе работы основной задачей является обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик. При этом используется склонность детей к подражанию.
К источникам речевого подражания относится речь окружающих людей, художественная литература, кукольные спектакли, фильмы. Используя художественные средства, привлекается внимание детей к диалогам героев, для чего в беседах после чтения литературных произведений или просмотра спектаклей при помощи обращений к детям выделяют:
– инициативные диалогические реплики: «О чем хотел узнать слоненок? Как он об этом спросил? », «Листопадничек смотрел на птиц и мечтал полетать. Как своей мечтой он поделился с мамой? ».
– ответные высказывания: «Что ответил попугай слоненку? », «Как мама отнеслась к мечте зайчонка? ».
Особая роль отводится художественной литературе. Ценность ее заключается в том, что при инсценировании детям приходится заучивать реплики из стихотворений, рассказов.
Читая, к примеру, потешки, дети усваивают не только словесные формы, но и интонацию. Дети учатся шутливо реагировать на побуждение, заимствуют вежливые формы побуждений.
Многие потешки и стихотворения содержат в себе диалогическое единство вопрос – (например, «Кисонька – мурысонька», «Заяц белый, куда бегал? », Е. Благинина «Черемуха»; В. Орлов «Ты скажи мне, реченька… » и др.). Эти и другие произведения можно предлагать детям для передачи по ролям, так как они содержат различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонацию.
Реже в стихотворениях можно встретить диалогическое единство сообщение – реакция на сообщение (А. Барто «Я знаю, что можно придумать», С. Маршак «Перчатки» и др.). Не все стихотворения содержат диалог. Однако это не значит, что они не могут использоваться на занятии по развитию речи. Текс этих стихотворений можно преобразовать в диалогический текст. Стихотворение Е. Благининой «Мороз» можно разделить на отдельные реплики:
– Морозы жестокие в этом году!
Тревожно за яблоньки в нашем саду!
– Тревожно за Жучку: в ее конуре
Такой же морозище, как на дворе.
и т. д.
Разыгрывая это стихотворение, дети по очереди обмениваются друг с другом тревожными мыслями по поводу мороза. Получается содержательный разговор, в котором дети поддерживают и развивают одну тему.
Формы диалогического взаимодействия можно заимствовать из дидактических и подвижных игр с готовыми диалогическими текстами.
Диалогическое единство вопрос – ответ присутствует в играх «Почта», «Фанты», «Маковое зернышко», в подвижных играх «Лиски», «Краски» и др.
Реплики из пары сообщение – реакция на сообщение присутствует в играх «Садовник», «Колпачок», «Как у тетушки Ирины», «Пчелки и ласточки» и др.
Реплики из пары побуждение – реакция на побуждение присутствует в словесных («Передай письмо», «Волшебный ключ») и подвижных играх («Змея», «Волк», «Хлоп-хлоп, убегай! » и др.).
На втором этапе работы задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого используются такие игры, в которых нужно оперировать не только заученными (репродуктивными, но и самостоятельно построенными (продуктивными) репликами.
Воспитатель стремится к тому, чтобы дети постепенно переходили от использования в своей речи готовых реплик к использованию составленных самостоятельно. Для этого эффективно использовать пересказ по ролям, инсценировку.
Диалогические единства каждого вида необходимо отрабатываеть отдельно. Сначала подбираются такие произведения, в которых представлен одни вид диалогического единства, затем – представлены все виды. Используются народные сказки и литературные произведения: «Как лечить удава? », «Хочу быть слоненком» Г. Остера; «Божья коровка», «Неладно скроен, да крепко сшит» К. Ушинского и др.
На данном этапе дети также учатся вести диалог по телефону, для чего используются игры, связанные с телефонными переговорами: звонок другу (маме, бабушке, звонок в поликлинику, цветочный магазин и т. д.
На третьем этапе работы используются игры, побуждающие детей к самостоятельному построению диалогических реплик: словесные игры без готовых текстов.
Особая роль отводится словесным играм, т. к. они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик.
Список использованной литературы
- Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. – 2002. – №10. – с. 82-90.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985. – 174 с.
- Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 255с.
Свежие комментарии