ФГБОУ ВО “КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ У.Д. АЛИЕВА”

   Завоеватели всегда стремились завладеть перевалами Кавказа. Так было в 1942 году. Так было и в древности.       Против мемориального комплекса, противоположном берегу Кубани, лежит в зелени садов  черкесский аул Хумара.  Над ним возвышается крутая гора с плоской, как стол, вершиной, с севера и юга опоясанная  глубокими и скалистыми балками Шугара и Инал. Вдали, у левого края вершины, можно заметить в дымке пирамидальный холм. Края вершины повсюду, насколько может охватить глаз, совершенно  отвесны на высоту примерно до 10 м.          Похоже, что это искусственный, сделанный руками человека эскарп. Это известное в археологии Северного Кавказа средневековое Хумаринское  городище. Его долго не касалась лопата археолога. Помог случай. В 1960 году

перв

Хумаринский совхоз, не зная, что здесь находится интереснейший исторический объект, начал добывать тесаный камень из холма-цитадели для строительства животноводческих ферм. Камни свозили вниз, в Хумару. Здесь их увидел старый учитель Д. X. Бесленеев, обративший внимание на какие-то непонятные знаки, покрывавшие лицевые стороны плит. Срисовав несколько знаков, он послал их в Академию наук СССР.                                                                        Хумаринская крепость хранит в своих недрах немало еще не раскрытых загадок истории. Это один из многих (замечательных памятников прошлого Карачаево-Черкесии. Но дело не только в этом. Вместе с ближайшим мемориалом героям 1942 года, защищавшим ледовую крепость на перевалах, она составляет своеобразный исторический комплекс, говорящий о доблести и наших далеких предков, отстоявших  Кавказ от арабских завоевателей, наших соотечественников, отстоявших Кавказ от фашистской чумы.       Население Хумаринского городища имело более оживленные связи с различными культурными центрами Северного Причерноморья. В этой связи важно отметить, что строительная техника нашего городища имеет много общего с памятниками Крыма. Так, самые близкие аналогии с Хумарой имеет крепостная архитектура Херсонеса, Мангуп-Калы, Эски-Кермена, Чуфут-Кале и т. д. Для крепостных сооружений этих памятников, возведенных начиная с VI в., также характерна квадровая. кладка по систе¬ме «тычков» и «ложков» из тесаных блоков Правда, последние отно-сятся к VI в. н. э. сооружены раньше, чем Хумаринская крепость. Но если учесть существование в рассматриваемый период тесных связей населения Хумары с Крымом и близость строительной техники названных памятников, на наш взгляд, нельзя исключать влияние архитектуры Крыма на вашу крепость. Тем более в начале VIII в. в связи с арабской угрозой произошло сближение Хазарии и Византии.

втор

Высокий уровень строительной культуры, не имеющей предшествующей традиции среди памятников региона,  и мощная крепостная архитектура позволяют предположить, что в сооружении их активное участие приняли приглашенные византийские мастера.  Гипотезу об участии  византийцев  в  строительстве  хазарских крепостей высказал еще В. А. Бабенко. Он писал:   «Если же припомнить исторические сведения о хазарах, имевших сношения с византийцами и получавших оттуда мастеров и инженеров для пострайки каменных укреплений и городов Хазарии, то можно предположить, что и в Верхнем    Салтове    каменный город мог быть отстроен греческими инженерами по приглашению  хазар».  Недавно Г. Е. Афанасьев на основе тщательного ‘ анализа материалов  поселений среднего Дона VIII-X вв. пришел к выводу, что наиболее крупные и монументальные  крепости    Салтово-маяцкой  культуры  были  сооружены  при  участии   византийских. Такая интерпретация наиболее крупных крепостей Хазарии мне представляется правильным   и   соответствует  исторической    действительности.    Наибольшее значение имеют результаты раскопок главных ворот, которые были исследованы в 1979 г. Они были сооружены в 200 м к западу от цитадели, в северной стене,между двумя прямоугольными баш-нями. Следует отметить, что для ворот древние строители выбирали очень удобное место, хорошо защищенное естественными преградами и создавали целый комплекс искусственных сооружений. Так, с южной и западной стороны путь к ним преграждала большая крепостная стена с многочисленными башнями. С северной стороны ворота защищают практически недоступные крутые склоны балки Инал. Проникнуть в район ворот можно было только с восточной стороны. Но тут доступ преграждали глубокий ров, передовая каменная стена и грозная цитадель. Если же враг преодолевал и эти укрепления, то оказывался в узком проходе – полосе, обстреливаемой со всех сторон защитниками крепости. Здесь, в узком проходе, его опять встречали защитники стрелами, каменными. На исследованной части стены башни образует несколько ломаных линий которые состоят из 4 отрезков. Для Хумаринского городища характерно большое количество рунических символов, букв и слов на стенах и зданиях. Они были сделаны не только после, но в процессе возведения крепости – граффити были обнаружены на блоках внутренней кладки стены, некоторые символы были обнаружены даже под слоем известкового раствора. Чаще всего встречаются изображения сошки (bipods), трезубца (tridents), свастики, буквы Х и Н, а также очень характерная для протобулгарских находок на Дунае буква Y.

Е. П. Алексеева предполагала наличие на городище двух культурных горизонтов, из которых первый нижний она датировала IX—XI вв., а второй верхний — XII—XIII вв. Основанием для этого явилось ее представление о том, что «серая нелощеная керамика, орнаментированная врезным линейным, иногда линейно-волнистым узором, и красноглиняная керамика, украшенная линейно-волнистым орнаментом», среди которой, по ее замечанию, много обломков амфор, не одновременны) Керамика, собранная при новом исследовании городища, не дает никаких оснований для такого ее расчленения. Здесь в комплексе представлен почти полный, ассортимент типов и форм, распространенных на салтово-маяцких поселениях Нижнего Подонья, Восточной Таврики и степного Ставрополья. Это кухонная керамика — горшки с отогнутым венчиком, иногда орнаментированным, украшенные по тулову гребенчатым декором (горизонтальное рифление, волнистые линии, пучки волнистых линий, ряды отпечатков гребня), неправомерно выделенные Е. П. Алексеевой в особую хронологическую группу. Это столовая керамика — серые и черные лощеные кувшины, миски (очень мало), кружки и пр., орнаментированные по тулову различными вариациями лощеных полос. Это тарная керамика — большие пифосообразные сероглиняные сосуды с треугольным в сечении венчиком, изготовленные из плотной, хорошо обработанной глины (очень мало), пифосообразные горшки с витым венчиком и рифленой поверхностью тулова (мало) и амфоры (рис. 12, 13, 14). Амфор на городище оказалось очень много, что верно было замечено Е. П. Алексеевой. По фрагментам удалось предварительно выделить пять типов амфор, которые завозились на городище. Все они имеют аналогии в материале салтово-маяцких памятников Нижнего Подонья и Крыма и датируются в пределах VIII — середины X вв. Среди них много обломков от характерных яйцевидных амфор с зонами мелкого частого рифления по плечикам и верхней части тулова. Их-то Е. П. Алексеева и определила, как тип, представляющий XII—XIII вв. на городище.

трет четв

Таким образом, керамический материал, собранный на городище, как и приемы строительства, применявшиеся при возведении его крепостных сооружений, указывают, что возникновение этого мощного оборонительного комплекса было связано не с узко локальными этническими и социально-политическими явлениями, имевшими значение только для бассейна Верхней Кубани, а с широким кругом исторических процессов, проходивших в VIII—X вв. на просторах всего Восточно-Европейского юга, которые охватывали также и предгорья Северного Кавказа. Дальнейшие исследования памятника позволят уточнить и конкретизировать многие другие наблюдения, возникшие в ходе его исследования.                                                                       Хумаринское городище – это центр культурных и торговых путей, в котором переплетаются различные культуры, связи между Азией и Европой, севером и югом.

  1. Х.Х. Биджиев. Тюрки Северного Кавказа. Черкесск, 1993.
  2. В. А. Кузнецов. Надписи Хумаринского городища. СА, 1963.
  3. Е. П. Алексеева. Древняя и средневековая Карачаево-Черкесия. М., 1971.