ФГБОУ ВО “КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ У.Д. АЛИЕВА”

                Наука – это то, что мы знаем, а философия – то, чего мы не знаем. Это простое     определение, объясняющее, почему с развитием знаний вопросы постоянно переходят из области философии в область науки. (Лорд Рассел)

Современная философия – это философия XXI века. Непредвзятый и свободный от идеологических оценок анализ философии век XXI показывает, что философское знание этого столетия проделало значительную эволюцию. В первую очередь это отход философии от узкого, преимущественно рационалистического философствования, ориентированного на определенные политические взгляды и религиозные (атеистические) убеждения.

Философия XXI века сформулировала целый ряд новых для философии проблем: техника и человек, человек и природа, глобальное моделирование. Эти новые проблемы требуют теоретического разрешения, поэтому вслед за философским вопрошанием возникают в XXI веке ряд новых наук, у истоков

которых стояла философия. Математическая логика и математическая лингвистика, экофилософия и биосферная концепция культуры в данном случае могут выступать как примеры рождения философией новых исследовательских полей, обладающих не только большими эвристическими возможностями, но и имеющими непосредственный выход на практическую деятельность современного человека.

Современная философия существенно пополнила свой теоретический потенциал, поставив и позитивно разрешив такие принципиально важные вопросы как соотношение между знанием и пониманием, между знанием и оценкой, наконец, между знанием и истиной, решая эту проблему на основе научных данных, полученных естествознанием XXI века. Все это продвинуло философию вперед не только в традиционной области — теории познания или гносеологии, но и помогло найти новые исследовательские поля, что позволило создать принципиально новые концепции изучения различных явлении, например, понимающую социологию, эвристику, интегративный подход.

Следует отметить, что современной философия становится, когда касается проблем, затрагивающих самые существенные вопросы для бытия человека в его повседневном жизненном мире. В этом смысле «Современная философия» не отличается, например, от «Античной философии»: и та, и другая имеют смысл только тогда, если в их изучении происходит не отстранение проблематики жизненной реальности и способов участия в ней человека, а ее раскрытие и освещение. Но в контексте истории «сейчас» – это довольно продолжительный этап, который складывается веками. Каждый человек погружен в это историческое «сейчас» и по мере своих сил осуществляет его развертывание в своей жизни.

Сознание, формы жизни, особенности языковой определенности, мировоззрение — изменение всего этого в человеческом опыте происходит постоянно, но потому же и незаметно. Поэтому, когда мы говорим о актуальной современности «сейчас», имеем в виду то настоящее, которое не является настоящим всей европейской культуры как единого целостного начала, но которое пришло к нам изнутри этого начала.

Современная философия живет и действует в совершенно ином мире по сравнению с тем, в котором выдвигала и защищала свои идеи и принципы классическая философия. В XXI веке все коренным образом изменилось. Особенностями современного общества стали индустрия сознания и массовая культура. В обществе появляется мощный аппарат по выработке всевозможных социальных теорий и мифов, которые с помощью средств массовой информации – радио, печати, телевидения ежедневно и ежечасно «воспитывают» народ, прививая всем одни и те же предрассудки, упрощенные схемы объяснения мира и истории, упрощенные нравственные и эстетические ценности.

Современный философ, в отличие от классического, имеет дело не с наивной, непросвещенной массой, а с людьми, чьи мозги с самого детства обработаны идеологией, различными догмами и суевериями, через толщу которых и должна ныне пробиваться философская мысль, чтобы «разбудить» человека, заставить думать и жить самостоятельно.

Современная философия, прежде всего, анти идеологична. Она борется против любой идеологии как упрощающего, поверхностного способа объяснения мира и человека, человеческих отношений. Современная философия, отказавшись от претензий на обладание абсолютной истиной, существенно перестроила образ и стиль философствования. Теперь чаще всего это не монолог автора, который знает все заранее, а диалог автора и читателя, предполагающий интуицию и развитое воображение читателя, способного на определенный духовный труд. Только в этих взаимных усилиях может раскрыться подлинный смысл и значимость философского произведения. Само собой разумеется, что философское знание о мире, человеке и его отношении к миру изменяется от одной исторической эпохи к другой и всегда находится под определяющим влиянием со стороны социально-экономических, научных, художественных и нравственных запросов общества.

Философские проблемы — это постоянный поиск того, что собой представляет социокультурная эпоха, чем характеризуется отношение человека к миру в данную эпоху и какими переживаниями и заботами охвачена его душа и живет его пульсирующая мысль. Только таким образом философия приближается к содержательному раскрытию фундаментальных принципов бытия, практической и познавательной деятельности человека.

В XXI веке философия все больше стремится к тому, чтобы исследовать мир комплексно, опираясь на множество факторов, понимая происходящие в мире процессы как нелинейные, стохастические, происходящие в открытых динамических системах, каждая из которых имеет множество вариантов своего последующего развития, а также и истолкования.

Философия XXI века открывает и разрабатывает новые области философствования, такие как философия культуры, философия техники, философия жизни и др., современным языком описывает такие традиционные области философского знания как онтология и феноменология, эпистемология и методология, аксиология и философская антропология. Так, например, исследуя эстетический потенциал современного авангардизма и модернизма в различных областях искусства, философия прибегает не только к эстетическому знанию, но и использует эвристический потенциал интуитивизма, рефлексию о непознаваемом, а прибегая к миру современной науки и техники объясняет специфику «виртуальной реальности». Используя метод проектирования и конструирования современная эстетика создает не только новую окружающую среду, но и новые символы культуры, которые несут закодированную информацию зрителям и слушателям.

Современная философия выдвинула как наиболее значимые и приоритетные проблемы современности целый цикл глобальных проблем, которые можно объединить в одну – проблему выживания человечества, неразрывно связанную с новым решением вечного вопроса философии — в чем смысл жизни и предназначение человека. Вместе со всей духовной культурой современного мира, она стремится помочь человеку в его исканиях истины, в обретении настоящего, а не ложного смысла жизни, в поиске своего Я и реализации своего творческого потенциала. В отличие от предыдущих эпох и даже от начала XXI века современная философия не навязывает одной-единственной точки зрения на мир, выдавая ее за истину в последней инстанции. Она научилась быть толерантной и не наказывает за инакомыслие, более того философия конца XX века предоставила человеку свободу в выборе своего мировоззрения.

Современная философия справедливо считает, что наука — значимый, но не единственный путь познания мира, обеспечивающий человечеству не только знание, но и социальный комфорт и личную безопасность, более того, она не отрицает ни мистического, ни эзотерического, ни экологического, не ценностного подхода к миру. Поэтому философия XX века не только связана с наукой, но пытается заново осмыслить мистические учения Востока, найти смысл в примитивных религиях и в магии, в давно отброшенных средневековых трактатах алхимиков и врачевателей, в социальных утопиях самых разных времен

Таким образом, современная философия – философия XX века, представляет собой многообразное и плодотворно развивающееся философствование человечества о коренных проблемах бытия Природы, Космоса, Человечества и Человека.

В ходе решения этих и многих других проблем и возникла особая область философского знания – философия глобальных проблем . Ее интересуют мировоззренческие, методологические и аксиологические аспекты экологии, демографии, нового мирового порядка, футурологические прогнозы и т.д.

Ученые, занимающиеся этими вопросами, исходят из того, что все национальные и социальные различия между странами и народами не исключают необходимости решения общей проблемы сохранения человеческого рода на Земле; проблемы, порожденной особенностями взаимодействия общества и природы в XX веке. Существует множество проектов того, как добиться единения человечества: от создания мирового правительства и осуществления единого экономического планирования, политики и стратегии в глобальных масштабах, кончая серьезными изменениями в обучении новых поколений людей и формированием глобального сознания.

Картина мира помогает человеку обрести чувство близости к миру, делает его жизнь более осмысленной.

Особенностью современной философии является то, что она все дальше отходит от вульгарного материализма, от догматизированного и примитивного марксизма, она все больше стремится к тому, чтобы исследовать мир комплексно.

Философия XXI века представляет собой многообразное и плодотворно развивающееся философствование человечества о коренных проблемах бытия, Природы, Космоса, Человечества и Человека.

Философия XXI века, разрешая такие важные вопросы, как соотношение между знанием и пониманием, знанием и оценкой, знанием и истиной, продвинуло философию вперед не только в традиционной области, но и помогло найти новые исследовательские поля. Современная философия открывает и разрабатывает новые области философствования: философия культуры, философия техники, философия жизни и др.

Как наиболее значимые и приоритетные проблемы современности, философия XXI века выдвинула целый цикл глобальных проблем, которые можно объединить в одну – проблему выживания человечества, неразрывно связанную с новым решением вечного вопроса философии: в чем смысл жизни и предназначение человека.

Философия XXI века, вместе со всей духовной культурой современного мира, стремится помочь человеку в его исканиях истины, в обретении настоящего, а не ложного смысла жизни, в поиске своего Я и реализации своего творческого потенциала. Таким образом, современная философия не

навязывает одной-единственной точки зрения на мир, выдавая ее за истину в последней инстанции. Современная философия предоставила человеку свободу в выборе своего мировоззрения.

Как видим, философия прошла в своем развитии долгий и трудный путь. Ее развитие на всех этапах тесным образом связано с развитием всей духовной культуры человечества. В изложении этой темы постарались показать, насколько тесно было связано развитие философии с прогрессом науки, техники и культуры, какое влияние оказывали эти обстоятельства на мировоззрение философов, ученых, на общественное сознание.

Список использованной литературы

  1. Алексеев П.В. Философия: Учебник / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 608 с.
  2. Бучило Н.Ф. Философия / Н.Ф.Бучило, А.Н.Чумаков. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 447 с.
  3. Воронина Н.Ю. Философия: в поисках себя: Вводный курс лекций / Н.Ю.Воронина. – Самара: Самар. гуманит. акад., 2001. – 97 с.
  4. Дорофеев Д.Ю. Актуальные проблемы современной философии / Д.Ю.Дорофеев. – СПб.:СПб ГУТК им. проф. М.А.Бонч-бруевича, 2005. – 184 с.
  5. Канке В.А. Философия: Учебное пособие / В.А.Канке. – М.: Логос, 2001. – 272 с.