КЧГУ

            Познавательный интерес – это избирательная «направленность личности на предметы и явления окружающей действительности». Она характеризуется постоянным стремлением ребенка к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Лишь тогда, когда та или иная область науки, тот или иной учебный предмет представляются человеку важным, значительным, он с особым увлечением занимается им, старается более глубоко и основательно изучить все стороны тех явлений, событий, которые связаны с интересующей его областью явлений. В противном же случае интерес к предмету или деятельности не может носить характера подлинной познавательной направленности: он может быть случайным и поверхностным. Особенностью познавательного интереса в том, что он способен обогащать и развивать  процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим желанием и  более эффективно. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.

Познавательный интерес выражается в своём развитии различными состояниями. Условно принято различать следующие последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными. На стадии любопытства ребенок довольствуется только ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного материала, той или иной ситуацией. Любознательность характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворённости. Дети,. включаясь по собственному побуждению в деятельность, наталкиваются на трудности и сами начинают искать причины неудачи. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, представляет большую ценность для развития личности. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира.

Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности ребенка и поиском интересующей его информации. Здесь в центре внимания ребенка становится не готовый материал и не сама по себе деятельность, а вопрос, проблема. Для познавательного интереса характерно напряжение мысли, усиления воли, проявление чувств, ведущие к преодолению трудностей в решении задач, к активным поискам ответа на проблемные вопросы. Теоретический интерес связан не только со стремлением к познанию закономерностей, теоретических основ, но и с применением их в практике; он появляется на определенном этапе развития личности и ее мировоззрения. Эта ступень характеризуется активным воздействием на мир, направленным на его переустройство, требует от личности не только глубоких знаний, она связана с формированием стойких ее убеждений. Было бы ошибкой рассматривать указанные ступени познавательного интереса изолированно друг от друга. В реальном же процессе все ступени познавательного интереса представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи. Но бывает, что состояние заинтересованности, которое обнаруживает ребенок под влиянием разных ситуаций и обстоятельств (занимательность, расположение к воспитателю, удачный ответ, поднявший его престиж в коллективе), может пройти, не повлияв на развитие личности. Рассматривая особенности познавательного интереса, следует отметить, что характерной его чертой является и его волевая направленность. Познавательный интерес является одним из важнейших мотивов учения. Под влиянием познавательного интереса любая деятельность даже у слабых детей протекает более продуктивно, так как этот мотив окрашивает эмоционально всю деятельность. В то же время он связан с другими мотивами (ответственностью перед родителями и коллективом и т. д.). В свою очередь, самостоятельное проникновение в новые области знания, преодоление трудностей вызывает чувство удовлетворения, гордости, успеха, то есть создает тот эмоциональный фон, который характерен для интереса. Познавательный интерес при правильной педагогической и методической организации деятельности, систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может стать устойчивой чертой личности ребенка и оказывать сильное влияние на его развитие. Под влиянием данного интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими дети, например, обращаются к воспитателю, к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления. Познавательный интерес выступает и как сильное средство обучения и развития. Классическая педагогика прошлого утверждала что «смертельный грех учителя – быть скучным». Всем известно, что когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет воспитателю и учителю массу хлопот и огорчений, но когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, важным будет отметить условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса старших дошкольников:

            Первое условие – максимальная опора на активную мыслительную деятельность ребенка. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей, как и для развития, подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, встать на определённую точку зрения.

            Второе условие – вести процесс развития, обучения и воспитания на оптимальном уровне развития детей. Это условие обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её способы и умения. В реальном процессе обучения педагогу приходится иметь дело с тем, чтобы постоянно обучать детей множеству умений и навыков. При всём разнообразии предметных умений выделяются общие, которыми ребёнок может руководствоваться вне зависимости от содержания обучения.

            Третье условие – эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса. Благополучная эмоциональная атмосфера сопряжена с двумя главными источниками развития: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения ребенка. Благополучная атмосфера учения приносит детям желание быть умнее, лучше и догадливей. Она приносит ребёнку те переживания, о которых в своё Д. И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается быстрее и продуктивней.

Четвертым условием является благоприятное общение. Эта группа условий отношения «ребенок – воспитатель», «ребенок – родители и близкие», «ребенок – коллектив». К этому следует добавить некоторые индивидуальные особенности самого ребенка, переживание успеха и неудач, его склонности, наличие других сильных интересов и многое другое в его психологии. Каждое из этих отношений может повлиять на заинтересованность, как в положительном, так и в отрицательном направлении. Соблюдение всех этих условий способствует формированию познавательного интереса детей в процессе определенной деятельности. Следует всегда помнить, что активизация познавательной деятельности ребенка без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Кроме того, особая роль в развитии и поддержании познавательного интереса ложится на воспитателя или учителя как организатора процесса обучения и воспитания. Ему необходимо быть внимательным к каждому ребенку, уметь увидеть, «подметить малейшую искру интереса к какой-либо стороне работы, создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к деятельности, к знаниям». В этом и состоит задача воспитателей и педагогов. На основе анализа информации по данному вопросу, можно сделать выводы о том, что познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, которая характеризуется постоянным стремлением ребенка к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Основные характеристики познавательного интереса можно обозначить следующим образом: он заключает в себе волевую направленность; является одним из важнейших мотивов учения; при правильной педагогической и методической организации деятельности, систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может стать устойчивой чертой личности ребенка; выступает как мощное средство обучения и развития.

 

Научный рук-ль – Карабашева Р.Б.- к.п.н., доцент