Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева,

г. Карачаевск, Россия

 

Актуальность темы диктуется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где в качестве определения основных задач образовательной области «речевое развитие» обозначено обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи, развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы [3]. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто пускают процесс развития речи детей на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, или со своими игрушками, редко слушают рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи: вообще редкость. Вот и получается, что речь детей бедная, отмечается недостаточный словарный запас. Таким образом, можно отметить следующие проблемы:

Отсутствие у детей интереса к чтению художественной литературы.

Предпочтение компьютеру и телевизору.

Недостаточно уделяется времени развитию речи детей в семье.

Непонимание родителями значения работы по речи для воспитания ребенка.

Обучение русскому языку составляет его направленность не только на формирование определённых знаний, умений и навыков, но и на воспитание и развитие личности дошкольника, его мышления, интересов, осознанного и бережного отношения к языку и речи.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение русскому языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача включает ряд специальных, частных задач:

Воспитание звуковой культуры речи.

Обогащение, закрепление и активизацию словаря.

Совершенствование грамматической правильности речи.

Обучение разговорной (диалогической) речи.

Развитие связной речи.

Воспитание интереса к художественному слову.

Подготовка к обучению грамоте.

В детском саду дошкольники, усваивая русский язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь – развивается постепенно.

Становление речевого общения ребёнка с взрослым начинается с эмоционального общения. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребёнка в подготовительный период развития речи – на первом году жизни. Ребёнок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним, на звуки, произнесённые взрослым.

Первые осмысленные слова появляются в речи ребёнка обычно к концу первого года. К полутора годам ребёнок использует в активной речи примерно 100-300 слов. С двух лет начинается один из важнейших этапов овладение родным языком – овладение грамматической структурой языка. Владение языком – это не только умение правильно построить предложение или просто назвать какой-то предмет, но и научиться рассказывать и описывать какое-нибудь событие или явление.

В формировании устной речи отчётливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. Наряду с другими задачами речевой работы в детском саду большого внимания требует воспитание звуковой культуры речи. Развитие звуковой стороны речи – это не только усвоение звуков родного языка и правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп и громкость.

Типичные проблемы развития речи дошкольника:

  1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  3. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.
  4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
  5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8.Плохая дикция. Общая интонационная и произносительная  смазанность  речи.

Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. «Развитие речи ребенка тесно связано с его общим психическим развитием. Обычно по тому, как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом, готов ли к обучения школе» [2, с. 3].

Очень важно, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью. Это намного облегчит ему учебный процесс и снимет многие проблемы общения его с учителем.

Задача педагогов ДОУ в сложившейся ситуации компенсировать имеющиеся нарушения речи, как в образовательной деятельности, так и во всех режимных моментах.

Речевое развитие

  • включает владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основные задачи воспитателя в области развития речи состоят в следующем:

  1. Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем;
  2. Обучение рассказыванию:
  • Пересказ.
  • Рассказ по сюжетной картине.
  • Рассказ по серии картин.
  • Описательные рассказы.
  • Творческие рассказы.
  1. Развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
  2. Автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры слова, грамматического оформления речи.

Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется, прежде всего, линейно, так как от группы к группе идет постепенное усложнение материала внутри каждой задачи, варьируются и сочетаемость упражнений, их смена и связь. Однако в этом усложнении на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи – это связывание предложений в высказывание, в словарной работе – это работа над смысловой стороной слова, в грамматике – это формирование языковых обобщений.

Сформированная речь не только способствует эффективному обучению ребенка в школе, установлению гармоничных отношений с окружающими людьми и миром, но им является важным условием полноценного развития личности ребенка и ее успешной самореализации в последующей жизнедеятельности.

Педагог осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов; занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики; оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков; способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры; проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.

Профилактическая работа в ДОУ необходима дошкольникам для естественного и свое­временного развития речи. Основная цель этой работы – создание воспитателями такой предметной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии.

«Ребёнок, рождаясь, застаёт «готовый» язык. Его собственная речь формируется в общения как освоение норм языка. Взрослые должны активно приобщать ребёнка к существующему в данном обществе языку, руководить его языковым развитием» [1, с. 6]. Учеными доказано, чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешности его школьного обучения.

Список литературы:

  1. Бородич A.M. Методика развития речи детей дошкольного
    возраста. – М.: Просвещение, 2014. – 189 с.
  2. Светлова И.Е. Развитие речи / Илл. В. Трубицына, Ю. Трубицыной. – М.: изд-во Эксмо, 2006. – 64с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (с изменениями на 21 января 2019 года). Документ с изменениями, внесенными: приказом Минпросвещения России от 21 января 2019 года № 31(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.02.2019, N 0001201902140015).

 

Работа представлена научным руководителем Биджиевой В.И., старшим преподавателем кафедры профессионального образования, русского языка и методики его преподавания.