ФГБОУ ВО “КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ У.Д. АЛИЕВА”

Конечную цель формирования экологической компетентности студента
мы представляем двуединой:

  • освоение системы экологических знаний, умений, приобретение
    опыта экологической деятельности;
  • развитие индивидуальности студентов, их самоактуализация, само-
    воспитание, самосовершенствование.

Мы подчеркиваем, что поставленные цели формирования экологиче-
ской компетентности студента должны быть реальными в своем достижении,
характеризовать их позитивную направленность.

В соответствии с целями определяем функции формирования экологи-
ческой компетентности студентов: обучающая, развивающая, воспитываю-
щая. Данные функции мы рассматриваем в сложном взаимодействии, состав-
ляющих единую систему. Охарактеризуем их.

Обучающая функция предполагает организацию и осуществление
процесса усвоения студентом системы экологических знаний, формирования
умений творчески решать учебные экологические задачи, приобретения опы-
та экологической деятельности, позволяющих студентам совершенствовать
себя.

Развивающая функция направлена на развитие интеллектуальной и
мотивационно-ценностной сфер личности студента.

Воспитывающая функция предполагает воспитание нравственного и
эстетического отношения к природе (чувство долга и ответственности орга-
нично сливается с чувством восхищения природой).

При этом мы осознаем, что функции формирования экологической
компетентности студента нельзя представлять ни параллельно существую-
щими, ни следующими друг за другом. Все они находятся в сложно перепле-
тающихся связях. Так, повышение интереса к различным видам экологиче-
ской деятельности влияет на активность участия студента в данной деятель-
ности. Развивающая функция поднимает на новый качественный уровень
способности студента, интенсифицирует реализацию обучающей и воспиты-
вающей функций. Этим и подчеркивается взаимосвязь, взаимозависимость и
взаимодополняемость функций формирования экологической компетентно-
сти студентов.

За основу принципов формирования экологической компетентности
студентов вуза нами были приняты некоторые установочные принципы эко-
логического образования, а именно:

Принцип гуманизации, который исходит из права человека на благо-
приятную среду жизни и выражает идею формирования человека, способногок экологически компетентной деятельности с установкой на сохранение жизни на Земле, спасение человечества от экологической катастрофы.

Принцип прогностичности, актуализирующий проблему формирова-
ния у студентов чувства предвидения и заботы о будущем, способности про-
гнозировать возможные пути развития жизни и человечества, проектировать
условия сохранения генофонда биосферы и здоровья человеческих популя-
ций.

Принцип взаимосвязанности глобального, национального и регио-
нального подхода, состоящий в выявлении истоков экологических проблем
как следствий неадекватного действия людей, пренебрегающих экологиче-
скими нормами и правилами. Позволяющий раскрыть как чувства, так и ин-
теллект обучающихся, развить способность мыслить национально и глобаль-
но, действовать локально.

Принцип междисциплинарности, предполагающий взаимодействие
разноплановых научных дисциплин – естественнонаучных, гуманитарных,
социально-экономических, правовых, их интеграцию и консолидацию.

Принцип системности, обеспечивающий целостную организацию
экологического образования на основе всех его компонентов: целей, содер-
жания, методов и приемов, средств обучения, форм организации различных
видов деятельности.

При этом принципы экологического образования мы понимали как ру-
ководящие идеи, основные требования к деятельности по формированию
экологической компетентности студентов.

Содержание экологического образования реализуется в различных
формах. По мнению В. С. Леднева «…содержание воспитания и развития во
многом зависят не только от того, что изучается, но и от того, как изучается». При определении форм организации процесса формирования экологи-
ческой компетентности студентов, мы основывались на положении о том, что
формы организации образовательного процесса в вузе подразумевают способы организации деятельности. При этом содержание и форма отражают
единство и неразрывность, где изменение содержания экологического обра-
зования студента влечет за собой изменение форм и наоборот. Поэтому вы-
бор форм организации процесса формирования экологической компетентно-
сти студентов зависит от направленности целей формирования данной харак-
теристики студентов, от разработанного, научно-обоснованного содержания.

Мы убеждены, что эффективность форм организации процесса форми-
рования экологической компетентности студентов зависит от целесообразно-
го сочетания способов организации данного процесса, разумного соедине-
ния познавательной и практической деятельности.

К формам организации процесса формирования экологической компе-
тентности студента мы относим:

  • при организации учебного процесса – лекции, семинарские, практи-
    ческие занятия, консультации,экскурсии;
  • при организации научно-исследовательского процесса – научные
    конференции, олимпиады, семинары, написание и защита рефератов, науч-
    ные кружки;
  • при организации внеучебной деятельности – работа в организациях
    экологической направленности, участие в природоохранных мероприятиях,
    акциях по защите окружающей среды.

Все перечисленные формы организации процесса формирования эколо-
гической компетентности студента взаимосвязаны, находятся под взаимным
влиянием и образуют систему, в которой они являются элементами и одно-
временно могут рассматриваться как системы более низкого порядка.

При выборе методов организации процесса формирования экологиче-
ской компетентности студента мы учитывали положение о том, что методы
выбираются в соответствии с поставленной целью.