ФГБОУ ВО “КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ У.Д. АЛИЕВА”

За   последнее   десятилетие   русская   речевая   практика   претерпела значительные     изменения.     Сложные     глубинные     преобразования     в государственной  и  общественной  жизни  особым   образом  повлияли  на культуру  социума  и  каждого   отдельного  человека.   Опасная  тенденция и снижения уровня речевой культуры, являющаяся отражением негативных современных процессов в обществе, актуализирует проблему формирования культуры русской речи.

Как показал анализ исследований в данном направлении, культура речи  как наука, являясь составной частью лингвистики, имеет свою историю формирования. Проблемы русской речевой культуры рассматриваются в  теоретическом и практическом плане в связи с проблемами нормализации   языка,   вариантности   языковых   средств,   речевой   реализации   языковой системы в современных условиях функционирования языка.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что сложившаяся в настоящее время система вузовского преподавания не обеспечивает достаточный уровень сформированности у студентов – билингвов культуры русской речи.

Анализ      результатов      констатирующего      эксперимента      позволил предположить,  что  совершенствование  системы работы  по  формированию у культуры русской речи возможно при условии поиска более эффективных методов обучения русскому языку, способствующих формированию не только теоретических знаний, но и практических умений и навыков. Одним из этих условий может стать методическая система преподавания лингвистических дисциплин, имеющая своей базой существующие методики и учитывающая особенности функционирования русского языка в условиях двуязычия.

В исследовании сделан вывод о том, что формирование культуры речи должно   представлять   собой   непрерывный   процесс,   состоящий   из   ряда последовательно сменяющихся стадий, В условиях учебного процесса содержатся активные предпосылки для такого построения содержания лингвистических дисциплин, которое обеспечило бы целостное формирование культуры речи будущих учителей начальных классов национальной школы. Среди дисциплин, обладающих большими потенциальными возможностями для формирования названных качеств специалиста, были выделены «Практикум русского языка», «Введение в языкознание», «Современный русский язык», «Культура речи».

Исследование подтвердило, что такое преподавание лингвистических дисциплин значительно повышает процесс формирования культуры речи.

Решение задач исследования осуществлялось через формирующий эксперимент, который представлял собой систему работы в исследуемом управлении, включающую использование возможностей названных дисциплин в плане исследуемой проблемы. Была разработана и внедрена  специальная методическая система поэтапного формирования навыков правильной, выразительной русской речи.

Анализ и обобщение данных, полученных на завершающем этапе опытно-экспериментальной  работы,  позволяет заключить,  что  по  всем  критериям сформированности изучаемых нами качеств специалиста наметились устойчивые положительные сдвиги. Возрос уровень понимания студентами целей и задач изучения русского языка, уровень понимания культурноречевых проблем, повысился уровень как устной, так и письменной речи в плане ее нормативности и целесообразности. Студенты стали более ответственно относиться к собственной речи, видя ее как одно их главных профессиональных умений в своей будущей преподавательской деятельности.

Подводя итоги исследования, есть основание заключить, что выдвинутая нами гипотеза в основном подтвердилась. Процесс формирования культуры русской речи у студентов-билингвов был достаточно эффективным в рамках специально    организованной   работы    по   преподаванию    лингвистических дисциплин исходя из принципа внутрипредметной интегративности при коммуникативной направленности обучения русскому языку, реализовывая коммуникативно-деятельностный подход в качестве ведущего с учетом специфичности двуязычной аудитории.

Проведенное нами исследование не претендует на исчерпывающий анализ проблемы формирования культуры речи у студентов национальных групп педагогического факультета.

 

Login