Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева

г. Карачаевск, Карачаево-Черкесская республика

 

Определяющим моментом осуществления проблемно-диалогового обучения является коллективная работа учащихся. Поэтому особое внимание на уроке мы уделяем осуществлению коллективных форм работы, к которым относится работа в малых группах. Рассмотрим эти формы более подробно, опишем, как осуществлялась работа учащихся на уроке при использовании этих форм.

Групповая форма организации деятельности детей:

– способствует реализации воспитательных целей, приучая к ответственности, готовности оказать помощь другим, к партнерству;

– способствует реализации познавательных целей, повышает производительность труда учащихся, развивает их познавательную активность и самостоятельность;

– расширяет границы межличностных отношений и способствует возникновению связей между учащимися;

– делает объективнее процесс самооценки, повышает объективность в оценке других.

Задача учителя – создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик активно работал, приобретая знания и умения; более сильные учащиеся, видя проблему, предлагали решения, «слабые», получая «подсказку», считали себя полноправными «решателями проблем».

При этом класс, в зависимости от темы урока, делится на четыре-пять групп. В каждой группе учитель может выделить для себя «лидеров» – «Л» (1-2 человека), «сильных» учеников – «С» (1-2-3 человека), «средних» – «СР» (2-3 человека) и «слабых» – «СЛ» (2-3 человека). Это условное деление, оно основано не только на общих показателях успеваемости, но и учитывает психологические особенности детей. Поэтому в каждой группе есть «генератор идей» (предлагает путь решения), «критик», исполнитель (проверяет возможные варианты ответа). Группы могут иметь различный состав, например: 1 «Л»+ 1 «С»+ 2 «СР»+ 3 «СЛ» или 2 «С»+ 3 «СР»+ 2 «СЛ».

Выполнив задания, один-два ученика от каждой группы знакомят класс с результатами своей деятельности. Все остальные группы участвуют в обсуждении этих результатов. Такая организация деятельности позволяет за урок оценить работу 12-15 человек.

Мотивация – одна из сильных сторон групповой работы. Работа в группах помогает научить школьника общаться, воспитывать его. Поэтому воспитание социальных и коммуникативных навыков, умения строить взаимоотношения между людьми – одна из важнейших задач, решаемых с помощью группового обучения.

Однако при организации групповой работы на уроке могут возникнуть и некоторые трудности. Во-первых, это формирование иждивенческой позиции: отличник работает, а вся группа присваивает результаты его труда. Во-вторых, многих учителей не устраивает нарушение привычного порядка, сопровождающее такую форму проведения урока.

Как же добиться при групповой работе положительных результатов и нейтрализовать недостатки? Вовлечь в работу весь класс, заинтересовать всех учащихся?

Рассмотрим принципы организации обучения в малых группах.

1.Разделение ролей в группе.

Во-первых, каждый ученик может получить свою часть учебной задачи, учебного материала, которую он освоит и научит ей всех остальных членов группы.

Во-вторых, учебная задача или учебный материал могут быть общие, но роли могут распределяться иначе, в зависимости от психологических особенностей членов группы, описанной выше.

2.Оценка работы группы зависит от деятельности всех ее членов.

Это может происходить путем суммирования оценок работы каждого. Так, после работы в группах все ученики получают новое знание или умение. Проводится самостоятельная работа. Лучшей группой будет та, в которой суммарная оценка работы всех членов группы выше.

Можно действовать и по-другому: учитель спрашивает произвольно любого члена группы и по его ответу оценивает работу всей группы.

3.Формирование навыков общения.

Для того, чтобы групповое обучение было эффективным, необходимо формирование указанных навыков. Этому надо учить. При этом необходимо следовать правилу: одновременно отрабатывать всего один-два навыка общения, например, умение слушать и слышать. Учитель четко формулирует, зачем нужно овладеть этим навыком. Объясняет, как этого добиться. Проговаривает критерии оценки. Во время практикума идет поощрение таких действий детей, которые направлены на овладение данным навыком. Затем проходит обсуждение, причем работу группы оценивают сами члены группы. Наконец, учитель продолжает поощрять подобные действия ребят и в повседневной жизни. Когда данное умение будет достаточно развито, формируется другое умение. Привычными для детей должны стать следующие фразы: «Я во многом согласен с мнением …, но мне хотелось бы добавить …», «По моему мнению, …», «Я с этим не согласен, но подумать стоит». Подобные фразы показывают внимание к собеседнику, заставляют ученика прислушиваться к ответам других учеников, также позволяют сохранить индивидуальность каждого и не обидеть собеседника.

По мере приобретения опыта групповой работы деятельность детей в группах будет все более эффективной. На смену отработке навыков общения придет выработка навыков эффективной совместной работы. На этом этапе сама работа станет эффективнее и будет не только воспитывать и способствовать мотивации, но и приводить к более высоким результатам в успеваемости.

4.Выбор членов группы.

Существуют два подхода: выбирает учитель и выбирают ученики. У каждого из этих подходов есть свои преимущества и недостатки. Если выбирает учитель, то он станет подбирать детские коллективы так, чтобы в них достигался наибольший эффект от совместной работы, в ходе которой дети будут учиться, а не выяснять отношения. Эти группы в зависимости от поставленной учебной задачи могут быть как однородные (ученики с одинаковой успеваемостью и т.п.), так и разнородные.

Однако групповая работа, в которой сами дети выбирают состав группы, гораздо более мотивирована, но последствия такого выбора могут быть не очень удачными, если, например, в одну группу попадут все «сильные» ученики, а в другую – «слабые».

Практика показывает, что стоит предпочесть мнение учителя, но учитель при этом будет советоваться с детьми.

5.При организации групповой работы возникает вопрос, на каких уроках ее использовать? Практика показывает, что поначалу эту форму желательно использовать на сравнительно простых по содержанию уроках, так как первые уроки работы в малых группах – это не столько получение новых знаний, сколько развитие умений работать в коллективе.

6.Другим вопросом, является определение этапа урока, на котором можно использовать групповую работу.

Целесообразно организовать групповую работу на всех этапах урока. Это эффективно. На этапе актуализации ученики отвечают на вопросы, на этапе открытия знаний – формируют свою гипотезу, на этапе самостоятельной работы – применяют знания.

Таким образом, технологическую цепочку разработки формы групповой деятельности учащихся можно представить следующим образом:

  1. Определить цели и задачи урока:

– какие знания учащиеся должны усвоить;

– какими умениями (интеллектуальными, практическими) они должны овладеть;

– какие качества будут проявлять;

– какие чувства будут выражать;

– как будет осуществляться рефлексивная деятельность учащихся, на какие важные моменты их общения и совместной деятельности следует обратить внимание при анализе и оценке, самоанализе и самооценке.

  1. Отобрать учебный материал, определить критерии оценки результатов работы учащихся.
  2. Определить задания для групп учащихся в соответствии с целями урока.
  3. Продумать методы создания групп.
  4. Выбрать помощников (руководителей групп).
  5. Определить этапы работы групп.
  6. Продумать методы вовлечения учащихся в анализ и оценку, самоанализ и самооценку деятельности и её результатов.
  7. Продумать, каким будет результат работы каждой группы (теоретическая часть, творческие задания, практическая часть).
  8. Продумать систему оценки группы и каждого члена группы.
  9. Подготовить специальные карточки для стимулирования индивидуальной работы каждого ученика.

Важным моментом при организации групповой работы в условиях проблемно-диалогового обучения является предъявление заданий для групповой работы. Они должны быть так составлены и оформлены, чтобы были, во-первых, построены по принципам проблемного обучения, то есть заключали в себе не готовое решение, а наводящие вопросы (при освоении новых знаний) или содержали в себе материал, требующий творческого использования полученных знаний (при закреплении материала), во-вторых, были удобны при использовании всеми членами группы. Таким образом, задания для групповой работы на разных этапах урока будут иметь разную структуру и содержание. Приведем пример заданий для групповой работы, применяемых при изучении новой темы. ( «Однокоренные слова»  (2 класс))

Карточка 1.

Блок заданий для группы № 1.

Главный вопрос: Как называются приведенные ниже слова?

Малина, малинник, малиновый.

Чтобы ответить на вопрос, выполните предложенные ниже задания.

Задание 1. Еще раз прочитайте слова. Найдите в них одинаковую (общую) часть. Подчеркните ее.

Малина, малинник, малиновый.

Запомните, эта общая часть называется корнем.

Задание 2. Имеют ли написанные слова общее значение? Если да, то поясните, как они связаны между собой? Можно ли эти слова шутливо назвать «родственниками»?

 

Задание 3. Как вы думаете, как будут называться слова, которые имеют общее значение и один корень?
Попробуйте ответить на главный вопрос. Докажите свою точку зрения!

Учащиеся получают карточки с заданиями. Карточки продублированы для каждого учащегося. Также учащиеся получают общую карточку, куда будут вписывать общие результаты.

При закреплении полученных знаний учащиеся получают задания, которые могут быть представлены следующим образом:

Проанализируйте состав записанных ниже слов:

домик, зайчик, мальчик, ручка, спинка, корзинка, узелок, поясок.

Выделите суффиксы, укажите их общее значение. Приведите собственные примеры.

 

Для определения самооценки работы группы, можно предложить учащимся следующую анкету:

  1. Как ваша группа работала сегодня? (одно слово)__________________________
  2. Какой вам хотелось бы видеть свою группу? (одно слово)__________________
  3. Каждый ли член группы активно участвовал в работе?

Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____

  1. Старались ли вы (и другие члены группы) поддержать доброжелательную рабочую атмосферу?

Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____

  1. Старались ли вы (и другие члены группы) дать возможность каждому члену группы высказаться?

Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____

  1. Выслушивали ли члены группы друг друга?

Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____

  1. Демонстрировали ли вы (и другие члены группы) кивком головы, что слушаете друг друга?

Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____

  1. Говорили ли вы (и другие члены группы) слова типа «Здорово!» друг другу, когда слышали предложения, которые вам нравились?

Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____

  1. Задавали ли вы (и другие члены группы) вопросы друг другу?

Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____

  1. Выслушивали ли вы (и другие члены группы) вопросы друг друга и пытались ли на них действительно ответить?

Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____

  1. Обращали ли вы (и другие члены группы) в ходе работы внимание друг на друга?

Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____

  1. Говорил ли один из членов группы большую часть времени?

Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____

Таким образом, организация проблемного диалога с учащимися, их работа в малых группах являются основными компонентами урока в условиях технологии проблемно-диалогового обучения.

Литература

  1. Быстрова Е. А. Подходы и принципы обучения русскому языку. //Обучение русскому языку. – М., 2007.
  2. Дашошевская, Г.А. Влияние проблемно-диалогического обучения на творческое и личностное развитие младших школьников / Г.А. Данюшевская // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 8. – С. 34-56.

Научный руководитель: доц. Чиркова Т.В.