ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева»

Активная учебная деятельность учащихся должна иметь место на всех этапах урока, и особенно на этапе знакомства с новым материалом. В школе важны все виды учебной работы, но объяснение нового материала занимает центральное место на уроке. Успешность закрепления, самостоятельной работы, домашней работы возможна лишь тогда, когда учащиеся знают материал, хорошо усвоили тему или ее раздел. Это изучение начинается с объяснения учителя. При самом лучшем пересказе учителя процент запоминания равен примерно 30-40%. Но главный минус не в этом низком показателе, а в пассивности детей. Недопустимо весь процесс объяснения материала сводить к рассказу учителя и слушанию учащихся. Основная задача учителя – сделать объяснение нового материала активным процессом, мотивировать учащихся на глубокое усвоение языкового материала, развивая при этом мышление и самостоятельность младших школьников. Решение проблемы видится нами в использовании технологии интерактивного обучения.

Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс активного познания.

Анализ методической литературы показал, что методы и формы интерактивного обучения используются учителями начальных классов в основном при закреплении и обобщении изученного материала. Мы предлагаем использовать указанную технологию обучения при изучении нового материала.

Рассмотрим основные вопросы осуществления технологии интерактивного обучения.

Одним из важных вопросов является организация эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Для организации эффективного взаимодействия обучающихся необходимо сформировать малые группы, в которых в дальнейшем пойдет вся основная работа. В первом классе самостоятельность учащихся находится на низком уровне, поэтому первоклассникам даже закрепление не под силу осуществлять в группе. Впером классе мы предлагаем парную работу учащихся. Со второго класса предлагаем организовывать работу в четверках (пятерках).

Принципы и методы работы групп (пар) зависят от задач, которые учитель решает в ходе данного урока и от индивидуальных особенностей обучающихся. Группы могут быть сформированы, исходя из пожеланий ребят или по предложению учителя. При формировании групп важно понимать, что от этого во многом будет зависеть эффективность взаимодействия обучающихся и качество образовательного процесса. Можно работать в одних группах на всех уроках, можно формировать группы для каждого урока. Выбор зависит от эффективности работы группы, конкретных задач урока и, в целом, образовательного процесса. Критерием эффективности взаимодействия обучающихся является способность группы успешно действовать для достижения поставленных целей. Эту цель организации взаимодействия младших школьников надо ставить при планировании урока и непосредственно в процессе его осуществления.

Другим важным вопросом при осуществлении интерактивного обучения является организация коммуникативного процесса, целью которого должен стать эффективный обмен информацией между его участниками. Для этого необходимо обеспечить наличие качественных источников информации. Через информацию учащиеся получают новые знания, и от того, как будет организован процесс передачи, получения и переработки информации, во многом зависит качество приобретенных знаний и умений. Эти требования обусловливают наличие на уроке различных источников информации: не только учебника, но и разнообразных энциклопедий, справочников, словарей, художественной литературы. Группа должна размещаться так, чтобы удобно было обмениваться информацией, вести записи, не создавать неудобств при перемещении.

Одним из важнейших вопросов организации интерактивного обучения является соотнесение уровня самостоятельности учащихся в обучении с возрастом учащихся. Так в первом классе школьники не могут освоить весь новый материал самостоятельно. Поэтому работа в парах им чаще предлагается при закреплении нового материала. Однако на этапе объяснения нового материала им также предлагается самостоятельная парная работа, которая призвана мобилизовать внимание первоклассников на изучаемом, подготавливает учащихся к усвоению нового (см.: карточка 1, карточка 2).Часто учащиеся высказывают правильные предположения, которые затем обобщаются, систематизируются учителем, подтверждаются и закрепляются чтением правила из учебника, выполнением упражнений.

Степень самостоятельности, интеллектуальные возможности учащихся повышаются от класса к классу. Поэтому во втором, третьем классе при изучении нового материала при использовании соответствующего дидактического материала им предлагается самим вывести правило. При этом учащиеся высказывают не догадку, а обосновывают свои выводы. Дидактический материал, предлагаемый учащимися представляет собой алгоритм действий с соответствующим языковым материалом, который помогает учащимся шаг за шагом прийти к нужным выводам (см.: карточка 5).

В четвертом классе проводятся уроки с опорой на более высокий уровень самостоятельности учащихся. Дидактический материал, предлагаемый обучающимся, также содержит алгоритм действий, однако школьники должны сами подбирать необходимый языковой материал, пользоваться справочной литературой.

Во время работы групп учителю необходимо следить, насколько продуктивно организуется совместная работа, помогать некоторым учащимся включиться в общение, оказывать необходимую помощь в решении проблемы. На подготовку выступления разным группам требуется разное время. Если не все группы подготовились одновременно, то выделяется для них дополнительное время.

Особо акцентируя на активном усвоении нового учебного материала, мы предлагаем на этом этапе использовать коллективные формы работы: групповую (парную), используя тренинго-игровой метод с последующей дискуссией. Работа в группе (паре) позволяет включить в активный познавательный процесс всех учащихся: группа (пара) получает задание, в выполнение которого требует участия всех ее членов. Нет возможности «отсидеться» за спиной у товарищей, как это возможно при фронтальной форме работы. Тренинго-игровой метод предполагает, что в форме игры учащиеся приобретают навыки активного поиска, познания нового языкового материала. Необходимым после применения тренинго-игрового метода является проведение дискуссии. В ходе дискуссии учащиеся представляют результаты самостоятельной работы группы, доказывают правильность своего ответа, приходят к общему мнению.

При закреплении учебного материала учитель также может применить указанные выше методы, а также и другие методы интерактивного и традиционного обучения. Этот выбор определяется темой урока, задачами, которые ставит учитель и т.п.

Определяя структуру интерактивного урока, необходимо указать, что в настоящее время нет фиксированной структуры урока русского языка, которой должен обязательно придерживаться учитель. Однако урок, проведённый в интерактивном режиме, должен, на наш взгляд, включать 8 этапов. Остановимся на особенностях организации каждого из них.

Одним из необходимых этапов урока должна бытьмотивация. Для создания мотивации наряду с проблемными вопросами и заданиями можно использовать сценки, чтение словарных статей, отрывков из газетных статей, заслушивание статистических данных (например, о влиянии развития навыка чтения младших школьников на их дальнейшее обучение), разные определения одного понятия. Организуя этот этап, всегда необходимо помнить, что то, что одного учащегося побуждает к активным действиям, вызывает бурную реакцию, другого оставляет равнодушным либо приводит к незначительному эффекту, поэтому надо от урока к уроку менять способы мотивации, разнообразить их.

Сообщение целей (целеполагание). Цели уроков интерактивного обучения отличаются от традиционных. На первое место выдвигаются цели, связанные со знаниями учащихся. Затем ставятся цели, связанные с формируемыми умениями. На третьем месте стоят цели, называющие ценности (выразить своё отношение). Этот этап имеет большое значение: во-первых, позволяет всю дальнейшую деятельность учащихся сделать целенаправленной, т.е. каждый учащийся узнаёт, каким будет конечный результат, к чему ему стоит стремиться; во-вторых, на этом этапе преподаватель учит учащихся формулированию целей урока – одному из профессиональных умений учителя.

Предоставление новой информации.

В разработанной нами технологии интерактивного обучения мы предлагаем усвоение нового материала осуществлять учащимися самостоятельно в коллективной форме, использую тренинго-игровые методы и дискуссионные методы.

Для предоставления информации также используются учебники, словари, монографические статьи, слово учителя.

Интерактивные упражнения. В качестве интерактивных упражнений мы предлагаем работу в малых группах. Проведение этого этапа вызывает наибольшее число трудностей. В группах сменного состава эти проблемы решаются с помощью ротации: из активной группы производится перевод в пассивную, а из пассивной – в активную. Состав группы должен включать не более 4-5 человек, т.к. в группах большего количественного состава иногда не хватает времени всем высказаться, легче бывает «спрятаться» за спины других, что снижает активность учащихся, гасит интерес к занятию. Лучше, если в каждой группе объединяются учащиеся разного уровня информированности по данному предмету, это позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Во избежание потери времени на уроке следует заранее планировать, как учащиеся будут разделены на группы. Для этого можно раздать карточки с буквами, которые составляют ключевое, слово и предложить объединиться всем, кому достались одинаковые буквы. Размещение рабочих мест тоже нужно продумывать заранее. На перемене можно поставить столы по 2 или по 3, а стулья расположить напротив друг друга. Такая планировка не мешает слушать, учащиеся могут видеть лица друг друга, что помогает совместному общению. Большое значение для эффективности учебного сотрудничества имеет характер его организации, в частности, внешняя регламентация деятельности участников групп. При организации первого занятия учитель сообщает учащимся, что при подготовке выступления следует выслушать всех участников группы, совместно попытаться разобраться в проблеме, в случае необходимости можно обратиться за помощью к учителю, затем выбрать выступающего. При озвучивании проблемы используются такие варианты работы: выступает один человек (по выбору группы или по желанию); выступают последовательно все члены группы. Но в том и другом случае учащиеся должны помнить, что выступать необходимо кратко и информативно.

Новый продукт. Логическим завершением работы над новыми знаниями является создание нового продукта. Учитывая большой объём информации, усваиваемой на уроке, и ограниченность времени в качестве нового продукта можно предложить учащимся сделать самостоятельные выводы, высказать свою точку зрения, выполнить новое, ранее не выполнявшееся задание.

Рефлексия. Этот этап предполагает подведение итогов деятельности учащихся. Рефлексии способствуют вопросы: – Что особенно понравилось? Чему научились? Как пригодятся эти знания в будущем? Какие выводы можно сделать по сегодняшнему уроку? Данные вопросы позволяют учащимся выделить то главное, новое, что они узнали на уроке, осознать, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

Оценивание. Этот вопрос является наиболее сложным для учителей, работающих в интерактивном режиме. Оценивание должно стимулировать работу учащихся на последующих занятиях. В первый раз, если все работали активно, с желанием, можно выставить всем участникам группы высший балл. В дальнейшем оценивание можно поручить руководителю группы. Такой способ организации оценивания имеет профессиональную направленность – приучает учащихся оценивать работу других. Можно использовать такой подход: каждый член группы оценивает каждого, т.е. выставляет отметку каждому товарищу в листок оценивания. Учитель собирает листки и выводит средний балл. Можно воспользоваться самооценкой работы учащихся.

Домашнее задание. После проведения уроков в интерактивном режиме предлагаются задания, которые не только направлены на отработку определенного правила, но и требующие творческого переосмысления изученного материала: написать сочинение – миниатюру по теме, высказать свою точку зрения по проблеме, провести стилистический эксперимент.

Учитывая перечисленные выше требования, мы разработали модели урока русского языка для 1-4 классов, реализация которых позволяет повысить уровень мотивации, активности, самостоятельности учащихся, что, несомненно, способствует лучшему усвоению языкового материала, развитию языковой и речевой компетенций младших школьников.

Модель интерактивного урока для 1 класса

1.Орг. момент.

2.Сообщение темы и целей урока. Мотивация учащихся.

3.Изучение нового материала (предоставление новой информации; выполнение интерактивных упражнений): работа учащихся в парах с использованием тренинго-игровых методов (карточка № 1) Цель этого этапа – вхождение учащихся в новую тему, то есть концентрация их внимания на изучаемом языковом материале, так подобранном, чтобы первоклассники активизировали все познавательные процессы и мобилизовали внимание на изучаемой теме. Работа учащихся заканчивается дискуссией.

4.Объяснение учителем нового материала на основе проработанного учащимися языкового материала.

5.Первичное закрепление изученного (выполнение интерактивных упражнений): учащиеся работают в парах, выполняя задания по карточкам (карточка № 2). Работа учащихся заканчивается дискуссией.

6.Дальнейшая работа класса по закреплению изученного материала (создание нового продукта): учитель строит работу в зависимости от целей и задач урока, применяя различные формы и методы обучения, как интерактивные, так и традиционные.

7.Рефлексия.

8.Оценивание.

9.Домашнее задание.

Модель интерактивного урока для 2 класса

1.Орг. момент.

2.Сообщение темы и целей урока. Мотивация учащихся.

3.Изучение нового материала (предоставление новой информации; выполнение интерактивных упражнений): работа учащихся в группах, направленная на анализ языкового материала, выделение существенных признаков изучаемых явлений, осуществление анализа, синтеза, сравнений, обобщений, приводящих к определенному выводу, например, ответу на поставленный проблемный вопрос. В итоге такой работы учащиеся должны быть готовы сформулировать правило. Учащиеся выполняют задания по специально разработанным карточкам (карточка № 3,4). В обучении используется тренинго-игровой метод. Работа учащихся заканчивается дискуссией.

4.Обобщение вместе с учителем результатов исследовательской деятельности учащихся. Совместно выводится правило, правильность которого подтверждается чтением учебника.

5.Первичное закрепление изученного (выполнение интерактивных упражнений): учащиеся работают в группах, выполняя задания по карточкам (карточка № …, с. ). Работа учащихся заканчивается дискуссией.

6.Дальнейшая работа класса по закреплению изученного материала (создание нового продукта): учитель строит работу в зависимости от целей и задач урока, применяя различные формы и методы обучения, как интерактивные, так и традиционные.

7.Рефлексия.

8.Оценивание.

9.Домашнее задание.

Модель интерактивного урока для 3 класса

1.Орг. момент.

2.Сообщение темы и целей урока. Мотивация учащихся.

3.Изучение нового материала (предоставление новой информации; выполнение интерактивных упражнений): работа учащихся в группах с использованием тренинго-игровых методов, целью исследовательской работы учащихся: наблюдения над языковым материалом в ходе выполнения задания по карточкам, (карточка № 5), формулирование правила. Работа учащихся заканчивается дискуссией.

4.Сравнение выведенного правила с правилом в учебнике (под руководством учителя). Если у учащихся возникают проблемы с формулированием правила, оно выводится вместе с учителем.

5.Первичное закрепление изученного (выполнение интерактивных упражнений): учащиеся работают в группах, выполняя задания по карточкам. Работа учащихся заканчивается дискуссией.

6.Дальнейшая работа класса по закреплению изученного материала (создание нового продукта): учитель строит работу в зависимости от целей и задач урока, применяя различные формы и методы обучения, как интерактивные, так и традиционные.

7.Рефлексия.

8.Оценивание.

9.Домашнее задание.

В 4-ом классе большая часть урока проводится по модели, предложенной для 3-го класса. Однако, при изучении отдельных тем, когда учитель уверен в возможностях учащихся, можно проводить уроки по следующей модели.

Модель интерактивного урока для 4 класса

1.Орг. момент.

2.Сообщение темы и целей урока. Мотивация учащихся.

3.Изучение нового материала (предоставление новой информации; выполнение интерактивных упражнений): учащиеся также разбиваются на группы. Однако карточки с заданием (см. карточку № 7), которые по предыдущей модели получала группа, получает каждый член группы и выполняет самостоятельно. Результат выполненного исследования выносится на обсуждение вначале в группе, затем – в классе (между группами).

4.Обобщение и/или корректировка сделанных учащимися выводов под руководством учителя.

5.Первичное закрепление изученного (выполнение интерактивных упражнений): учащиеся работают в группах, выполняя задания по карточкам. Работа учащихся заканчивается дискуссией.

6.Дальнейшая работа класса по закреплению изученного материала (создание нового продукта): учитель строит работу в зависимости от целей и задач урока, применяя различные формы и методы обучения, как интерактивные, так и традиционные.

7.Рефлексия.

8.Оценивание.

9.Домашнее задание.

Проанализировав предложенные модели, можно увидеть, что от класса к классу уровень самостоятельности, ответственности учащихся возрастает.

Литература:

  1. Аладьина А.А. и др. Роль интерактивных методов обучения в формировании креативной личности. – Тараз: Таразский государственный педагогический институт, 2008.
  2. Долгополова Н. Взаимодействие как основа учебных технологий // AlmaMater. – 2009. – № 7. – С.41-43.
  3. Кажигалиева Г.А., Васенкова М.В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе. // Педагогика. – 2015. – №2.
  4. Кругликов В. Н., Платонов Е. В., Шаронов Ю. А. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности. – СПб., 201