КЧГУ им.У.Д.Алиева

Развитие информационных и коммуникационных технологий послед­них десятилетий влияет на все сферы человеческой деятельности.

Создание и развитие информационного общества предполагает вклю­чение в процесс обучения современных технических средств, широкое при­менение информационных и коммуникационных технологий. Быстрая смена информационных потоков, сложные технологии, постоянные изменения тре­буют поиска новых подходов к образованию.

В научной литературе отмечается, что современное образование долж­но быть непрерывным, обеспечивать постоянное повышение квалификации, переподготовку специалистов, расширение спектра образовательных услуг, возможностей самообразования за счет активного внедрения в процесс обу­чения современных информационных технологий.

Дистанционное обучение – это демократичная простая и свободная сис­тема обучения, изобретенная в Великобритании, которая в настоящее время активно используется жителями Европы, для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобре­тает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваи­ваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения.

Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повто­рения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях.

В Концепции создания и развития единой системы дистанционного об­разования в России под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно- образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учрежде­ний.

Близкое по смыслу понимание приводится в широко известном опреде­лении дистанционного обучения, сформулированном A.A. Андреевым: «дис­танционное обучение – это синтетическая, интегральная, гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра тради­ционных и новых информационных технологий и технических средств, кото­рые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обу­чающимися, когда процесс обучения некритичен к их расположению в про­странстве и во времени, а также к конкретному образовательному учрежде­нию» [1].

Главная цель системы дистанционного обучения – максимальное удовлетворение образовательных потребностей учащихся по самому широ­кому спектру специальностей, диапазону уровней образования, учебных за­ведений и информационно-образовательных ресурсов, независимо от места нахождения, как учащегося, так и образовательного ресурса или услуги, в ко­торых он нуждается, с использованием преподавателем современных инфор­мационных и телекоммуникационных технологий [1].

В приведенном определении отражается не только специфический ха­рактер взаимодействия субъектов обучения посредством новых информаци­онных технологий и технических средств, разделенность обучающихся и преподавателей большими расстояниями или временем работы, но и особые характеристики дистанционного обучения, основанного на интеграции обра­зовательных технологий, учете индивидуальных запросов обучаемых, по­строении индивидуальной траектории обучения, гибкости и адаптивности.

Так, в 2005 году приказом Министерства образования и науки Россий­ской Федерации «Об использовании дистанционных образовательных техно­логий» был утвержден Порядок использования дистанционных образова­тельных технологий. В данном документе под дистанционными образова­тельными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуника­ционных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работни­ка. Указывается, что образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации фор­мах получения образования или при их сочетании, при проведении различ­ных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за ис­ключением производственной практики), текущего контроля, промежуточ­ной аттестации обучающихся. При этом, использование ДОТ не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучаю­щимся, что является, на наш взгляд, одним из подходов в реализации техно­логий смешанного обучения.

Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практиче­ских занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимо­действия педагогического работника с обучающимся определяется образова­тельным учреждением.

Е.С. Полат, определяя дистанционное обучение, отмечает, что это есть «взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержа­ние, методы, организационные формы, средства обучения) специфичными средствами Интернет-технологий» [2].

Похожую точку зрения мы находим в работах A.A. Андреева, который указывает на то, что дистанционное обучение можно рассматривать как:

  • целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучаю­щих и обучающихся между собой и со средствами обучения,
  • инвариантный к их расположению в пространстве и во времени и реа­лизуемый в специфической дидактической системе, включающей в себя цель, содержание, методы, средства, формы [1].

Значимым для нашего исследования является определение дистанци­онного обучения сформулированной В.Н. Петровой: «такую форму обучения, которая базируется на самостоятельном получении магистрантами необходимо­го объема и требуемого качества знаний по профессии и одновременно пре­дусматривает использование широкого спектра как традиционных, так и но­вых информационных технологий» [3].

Мы согласны с мнением Воронкова Ю.В., который отмечает, что в рамках дистанционного образования наиболее целесообразным является реа­лизация модульного обучения [4].

Трактовку дистанционного обучения как процесса взаимодействия субъектов образовательной деятельности выделяет Т.М. Петрова [5], отме­чая, что это играет особую роль наряду с такими характерными чертами дис­танционного образования как:

  • обучение на расстоянии и разделение по времени,
  • повышение роли самостоятельной работы,
  • широкое использование новых информационных технологий;
  • возможность предоставления образовательных услуг широким слоям населения.

Подобное смещение взглядов на возможности дистанционного обуче­ния выражается в активном использовании в построении и реализации дис­танционных курсов средств интернет-взаимодействия участников образова­тельного процесса.

Так, например, A.B. Хуторской указывает, что в настоящее время орга­низационные и педагогические возможности дистанционного обучения реа­лизуются с помощью:

  • практически всех доступных телекоммуникационных сервисов,
  • специального программного обеспечения, позволяющего комплексно решать многие организационные и педагогические задачи дистанционного обучения.

При этом развитие коммуникационных технологий дистанционного обучения в последние годы соответствует общей тенденции внедрения тех­нологий Веб 2.0, а также средств голосовой и видеосвязи через Интернет (Skype и др.) [6].

Сетевые сообщества, складывающиеся в ходе реализации дистанцион­ных курсов, позволяют, по мнению ряда ученых вести речь о создании специфической образовательной среды, которой были бы присущи:

  • интенсивный коммуникационный процесс, способствующий разви­тию навыков межперсональной коммуникации, обогащению идеями, обмену знаниями;
  • высокая мотивация обучения и развитие чувства индивидуальной от­ветственности за групповую учебную деятельность;
  • обогащение учебного опыта, соединение учебного и личного опыта в социальном контексте;
  • преодоление чувства одиночества, изолированности, осознание чув­ства принадлежности к коллективу,
  • оказание эмоциональной, психологической поддержки друг другу; обучение через делание, практику;
  • выработка нового знания путем общения с другими, на основе обуче­ния в сотрудничестве.

Дистанционное обучение не является синонимом электронного обуче­ния. Современные студенты высоко оценивают информацион­ные коммуникационные технологии как необходимые и доступные им сред­ства обучения, а Интернет является одним из возможных инструментов.

Широкий спектр методов дистанционного обучения позволяет выби­рать метод с учётом индивидуальных требований и предпочтений магистрантов, кроме того, Интернет не исключает учебного диалога с преподавателем.

К достоинствам дистанционного обучения относятся то, что время и место обучения магистранты выбирают сами; прочное усвоение знаний достига­ется за счет постоянного контакта с преподавателем и индивидуального гра­фика обучения.

Применительно к условиям дистанционного обучения под методами обучения мы будем понимать систему последовательных взаимосвязанных действий обучаемого (группы обучаемых), опосредованно управляемых со стороны обучающего благодаря использованию педагогических программ­ных средств и телекоммуникации.

В условиях электронного обучения в полной мере применимы общеди­дактические методы:

  • репродуктивный,
  • проблемный,
  • эвристический,
  • исследовательский.

Каждый из методов определяется специфическими целями обучения, способами усвоения знаний и норм деятельности и характером взаимодейст­вия субъектов и объектов образовательного процесса.

В педагогике под организационными формами обучения понимается совокупность вариантов осуществления педагогического общения между обучаемыми и обучающимися.

Главным признаком дистанционного обучения является опосредован­ное, т.е. происходящее без личного контакта обучающего и обучаемых, педа­гогическое общение. В силу этого различные формы электронного обучения будут рассматриваться нами в трех подсистемах общения.

  • Я – Другой (обучаемый-обучающий, обучаемый-обучаемый/группа);

-Я – СО (средство обучения);

  • Я – Я (рефлексия).

В условиях дистанционного обучения, по сравнению с традиционным обучением, изменяется роль субъектов педагогического взаимодействия.

Выделяют две категории обучающих субъектов:

  • педагогических дизайнеров,
  • тьюторов (специалист, управляющий самостоятельной работой обу­чаемых и учебным взаимодействием между ними в условиях дистанционного обучения).

Под педагогическим дизайном мы понимаем систематический, цело­стный процесс создания средства обучения, включающий в себя анализ по­требностей в обучении и его целей, прогноз результатов обучения, постанов­ку задачи на создание средства дистанционного обучения, разработку этого средства, методов и форм обучения, их апробацию и оценку эффективности.

Как показала практика к основным задачам педагогического дизайнера можно отнести:

  • анализ проблем в обучении;
  • выявление индивидуальных особенностей и начального уровня зна­ний магистрантов;
  • анализ компетенций и ожидаемых результатов учения;
  • подбор индивидуальных образовательных программ;
  • отбор средств обучения и учения;
  • определение используемых методов и форм обучения для каждого студента;
  • автоматизированный учет степени обученности магистрантов;
  • разработка шаблонов оформления учебного материала;
  • оценка качества обучения.

Тьюторская поддержка может иметь социальное, антропологическое и информационное сопровождение.

Социальный компонент тьюторского сопровождения направлен на формирование умений общаться с людьми разной культуры, характера, тем­перамента, логикой мышления. Сформировать такие умения можно в диало­говой форме обучения.

Антропологический компонент тьюторского сопровождения предпола­гает реализацию личностного подхода к студенту в осуществлении его инди­видуальной образовательной программы.

Информационное сопровождение связано с организацией работы магистрантов в интернет среде.

Исходя из вышеизложенного, основными задачами тьютора являются:

  • мотивация учения;
  • постановка учебных целей и задач перед обучаемыми;
  • формирование и развитие умений и навыков, компетенций;
  • организационно-распорядительная деятельность по обеспечению учебного процесса;
  • организация взаимодействия между обучаемыми;
  • получение обратной связи от обучаемых;
  • текущий контроль процесса обучения, контроль качества знаний, умений, навыков и их оценка.

Зачастую преподаватель выступает одновременно как автор, педагоги­ческий дизайнер и тьютор. Однако непрестанное усложнение самого процес­са и средств дистанционного обучения ведет к тому, что на смену педагогу идут коллективы разработчиков, компьютерные дизайнеры и программисты.

Магистранты, использующие дистанционное обучение, должны быть гото­вы к этой форме подготовки. Так, они должны демонстрировать умения са­мостоятельной работы и обладать высокой мотивацией к обучению. В ходе обучения от них потребуются и такие личностные качества как настойчи­вость, целеустремленность в процессе приобретения знаний и честность при выполнении контрольных заданий и др.

Таким образом, практики отмечают, что дистанционное обучение име­ет свою специфическую логику построения и функционирования, свои кри­терии эффективности. На наш взгляд, лишь детальное, методологически аде­кватное описание целей, содержания, методов средств и форм дистанционно­го и электронного обучения будет способствовать переходу на качественно новый уровень усвоения знаний, формирования умений и навыков, становле­ния профессиональных компетенций.

Как отмечает А.И. Яковлев [7], «необходимо учитывать такие факто­ры, что за счет внедрения информационных и коммуникационных техноло­гий в образование происходит:

  • ускорение передачи знаний в процессе обучения;
  • повышение качества обучения и образования позволяет адаптировать­ся к социальным изменениям, получать знания в процессе самообразования;

– создает систему образования, которая отвечает требованиям совре­менного информационного общества».

Эти факторы позволяют предположить целесообразность интеграции информационных и коммуникационных технологий с образовательными технологиями в процессе обучения магистрантов.

В рамках нашей темы исследования остановимся на некоторых опреде­лениях термина «информационные технологии», отметим, что в настоящее время их много и они разноплановы. Родоначальником этого термина счита­ется академик В.М. Глушков, который под информационными технологиями понимал процессы, связанные с переработкой информации.

В научной литературе (М.М. Бахтин, В.Б. Гухман, С.М. Оленев, А.Д. Урсул) нами не обнаружена единая интерпретация термина «ин­формация», ее рассматривают в рамках альтернативных концепций: функ­циональной (как функционирование сложных самоорганизующихся систем) и атрибутивной (как свойство всех материальных объектов).

В науке установлено, что способом существования информации явля­ются информационные, процессы с обратной связью, в которых происходит движение информации, состоящее в превращениях, изменениях имеющихся форм (смысл, значение, понятие, знание, сигнал, данные, сообщение) посред­ством информационных технологий.

Одно из направлений развития современного образования, учитываю­щего новые потребности общества, связано с развитием и использованием дистанционного обучения и метода проектов.

Мы разделяем определение «информационные технологии», данное С.А. Печерской: как конкретного способа работы с информацией, то есть способы и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте [8].

И.Г. Захарова [9] считает, что под «информационными техноло­гиями» в образовании необходимо понимать:

  • дистанционное обучение, в котором используются современные ин­формационные и телекоммуникационные технологии как основная форма обучения:
  • дополнительные средства обучения в традиционном обучении.

Использование Интернет – технологий в процессе самостоятельной ра­боты магистрантов по изучению иностранных языков поддерживает принцип коммуникативной направленности, который реализуется в двух направлени­ях.

Во-первых, как свободное общение учащихся в режиме реального вре­мени посредством использования электронной почты и информационной се­ти, т.е. как аутентичный диалог в письменной форме между партнерами по коммуникации, при котором компьютер выполняет роль средства коммуни­кации.

Во-вторых, как интерактивное диалоговое взаимодействие студента с компьютером, при котором преследуются реальные цели коммуникации (за­прос и получение информации), то есть как диалог, в котором компьютер вы­ступает в роли партнера по коммуникации.

Информационный уровень отражает сущностное наполнение страниц вики-портала, размещенную на нем информацию. Вики в этом плане отража­ет тенденцию самостоятельного формирования учебного содержания образо­вательными учреждениями, а также объединяет различные информационные и программные ресурсы Интернета и локальных сетей, используемые в учеб­ном процессе.

Функциональный уровень, отражающий возможности, предоставляе­мые вики-порталом, включает возможности открытого размещения материа­лов в сети, организации доступа к тем ресурсам, которые нужны для учебно­го процесса, возможности получения обратной связи на основе опубликован­ных материалов и организации самостоятельной работы обучаемых.

Социальный уровень, связанный с использованием технологий вики, включает совместную деятельность учащихся и преподавателей по отноше­нию к сетевому ресурсу, закладывает основы формирования сетевых сооб­ществ на основе регулярного обмена информацией средствами коммуника­ций компьютерных технологий. При этом определяющее значение для фор­мирования и существования сообществ имеют такие их характеристики, как общие цели, интересы, и потребности участников обучения; общие ресурсы, к которым члены сообщества имеют доступ; общий контекст и язык обще­ния.

Опыт организации образовательных проектов в рамках вики-среды по­казывает высокий уровень активности участников, эффективность их работы и сетевых коммуникаций. Простота языка вики-разметки и способов работы в среде, их интуитивная прозрачность позволяют практически сразу вклю­чаться в активную работу по содержательной части проводимых проектов, очень быстро и по этапам получать осязаемый результат, формируя тем са­мым и общий результат проекта. Коммуникативные возможности реализуют­ся через совместное редактирование страниц, а также посредством электрон­ных обсуждений на страницах вики-портала.

Формирование нового продукта (ресурса сети Интернет) позволяет ор­ганизовать именно проектную работу обучаемых, характеризующуюся глу­боким освоением знаний в определенной области, творческой самореализа­цией, сотрудничеством, обеспечивают содержательное взаимодействие, об­мен знаниями, оценку и постоянное совершенствование работ.

Итак, развитие современных педагогических технологий направлено

на:

  • обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию;
  • вычленять проблемы и искать пути их рационального решения;
  • критически анализировать получаемые знания и применять их для реализации все новых задач.

В этих условиях при создании системы дистанционного обучения на первый план выходит педагогическая, содержательная его организация, име­ется в виду не только отбор содержания для усвоения, но и структура учеб­ного материала.

Таким образом, важно определиться, на каких концептуальных педаго­гических положениях целесообразно строить современный курс дистанцион­ного обучения. Современная педагогическая теория рассматривает процесс обучения как активное вовлечение обучающегося в конструирование своих собственных знаний и понимается как динамичный процесс, во время кото­рого магистранты используют доступные источники познания для формирова­ния мировоззрения. Характерной чертой такого подхода, в центре которого стоит обучаемый, является гибкость и адаптивность обучающей системы, ко­торая осуществляется через проектную деятельность.

Список использованной литературы:

  1. Андреев A.A. Введение в дистанционное обучение, ч. II М.: МЭ- СИ, 1997.
  2. Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические техноло­гии дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. — М., «Академия», 2006.
  3. Петрова В.Н. Формирование и развитие опыта креативной и са­мообразовательной деятельности в вузе //Вестник Университета РАО. — Мо­сква, 2009. – № 2. – С. 112-117.
  4. Воронков Ю.В. Анализ перспектив использования дистанцион­ных технологий обучения. //Вестник Университета РАО. – Москва, 2009. – № 2.-С. 86-89.
  5. Данильчук Е.В., Петрова Т.М., Смыковская Т.К., Монахов В.М. Введение в дистанционное образование: Дидактический практикум. – Волгоград, 2002.
  6. Хуторской A.B. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. -2002. – № 36. – С. 26-30.
  7. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании /А.И. Яковлев //Телекоммуникации и информатизация образо­вания. – 2002. – № 2. – С. 32-37.
  8. Печерская С.А. Теоретико-методологические основы готовности студентов к использованию информационных технологий: Монография. Изд- во, ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 2007.
  9. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Академия, 2003.-192 с.