КЧГУ им.У.Д.Алиева
Развитие информационных и коммуникационных технологий последних десятилетий влияет на все сферы человеческой деятельности.
Создание и развитие информационного общества предполагает включение в процесс обучения современных технических средств, широкое применение информационных и коммуникационных технологий. Быстрая смена информационных потоков, сложные технологии, постоянные изменения требуют поиска новых подходов к образованию.
В научной литературе отмечается, что современное образование должно быть непрерывным, обеспечивать постоянное повышение квалификации, переподготовку специалистов, расширение спектра образовательных услуг, возможностей самообразования за счет активного внедрения в процесс обучения современных информационных технологий.
Дистанционное обучение – это демократичная простая и свободная система обучения, изобретенная в Великобритании, которая в настоящее время активно используется жителями Европы, для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения.
Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях.
В Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно- образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений.
Близкое по смыслу понимание приводится в широко известном определении дистанционного обучения, сформулированном A.A. Андреевым: «дистанционное обучение – это синтетическая, интегральная, гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимися, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению» [1].
Главная цель системы дистанционного обучения – максимальное удовлетворение образовательных потребностей учащихся по самому широкому спектру специальностей, диапазону уровней образования, учебных заведений и информационно-образовательных ресурсов, независимо от места нахождения, как учащегося, так и образовательного ресурса или услуги, в которых он нуждается, с использованием преподавателем современных информационных и телекоммуникационных технологий [1].
В приведенном определении отражается не только специфический характер взаимодействия субъектов обучения посредством новых информационных технологий и технических средств, разделенность обучающихся и преподавателей большими расстояниями или временем работы, но и особые характеристики дистанционного обучения, основанного на интеграции образовательных технологий, учете индивидуальных запросов обучаемых, построении индивидуальной траектории обучения, гибкости и адаптивности.
Так, в 2005 году приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об использовании дистанционных образовательных технологий» был утвержден Порядок использования дистанционных образовательных технологий. В данном документе под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Указывается, что образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся. При этом, использование ДОТ не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, что является, на наш взгляд, одним из подходов в реализации технологий смешанного обучения.
Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным учреждением.
Е.С. Полат, определяя дистанционное обучение, отмечает, что это есть «взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) специфичными средствами Интернет-технологий» [2].
Похожую точку зрения мы находим в работах A.A. Андреева, который указывает на то, что дистанционное обучение можно рассматривать как:
- целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения,
- инвариантный к их расположению в пространстве и во времени и реализуемый в специфической дидактической системе, включающей в себя цель, содержание, методы, средства, формы [1].
Значимым для нашего исследования является определение дистанционного обучения сформулированной В.Н. Петровой: «такую форму обучения, которая базируется на самостоятельном получении магистрантами необходимого объема и требуемого качества знаний по профессии и одновременно предусматривает использование широкого спектра как традиционных, так и новых информационных технологий» [3].
Мы согласны с мнением Воронкова Ю.В., который отмечает, что в рамках дистанционного образования наиболее целесообразным является реализация модульного обучения [4].
Трактовку дистанционного обучения как процесса взаимодействия субъектов образовательной деятельности выделяет Т.М. Петрова [5], отмечая, что это играет особую роль наряду с такими характерными чертами дистанционного образования как:
- обучение на расстоянии и разделение по времени,
- повышение роли самостоятельной работы,
- широкое использование новых информационных технологий;
- возможность предоставления образовательных услуг широким слоям населения.
Подобное смещение взглядов на возможности дистанционного обучения выражается в активном использовании в построении и реализации дистанционных курсов средств интернет-взаимодействия участников образовательного процесса.
Так, например, A.B. Хуторской указывает, что в настоящее время организационные и педагогические возможности дистанционного обучения реализуются с помощью:
- практически всех доступных телекоммуникационных сервисов,
- специального программного обеспечения, позволяющего комплексно решать многие организационные и педагогические задачи дистанционного обучения.
При этом развитие коммуникационных технологий дистанционного обучения в последние годы соответствует общей тенденции внедрения технологий Веб 2.0, а также средств голосовой и видеосвязи через Интернет (Skype и др.) [6].
Сетевые сообщества, складывающиеся в ходе реализации дистанционных курсов, позволяют, по мнению ряда ученых вести речь о создании специфической образовательной среды, которой были бы присущи:
- интенсивный коммуникационный процесс, способствующий развитию навыков межперсональной коммуникации, обогащению идеями, обмену знаниями;
- высокая мотивация обучения и развитие чувства индивидуальной ответственности за групповую учебную деятельность;
- обогащение учебного опыта, соединение учебного и личного опыта в социальном контексте;
- преодоление чувства одиночества, изолированности, осознание чувства принадлежности к коллективу,
- оказание эмоциональной, психологической поддержки друг другу; обучение через делание, практику;
- выработка нового знания путем общения с другими, на основе обучения в сотрудничестве.
Дистанционное обучение не является синонимом электронного обучения. Современные студенты высоко оценивают информационные коммуникационные технологии как необходимые и доступные им средства обучения, а Интернет является одним из возможных инструментов.
Широкий спектр методов дистанционного обучения позволяет выбирать метод с учётом индивидуальных требований и предпочтений магистрантов, кроме того, Интернет не исключает учебного диалога с преподавателем.
К достоинствам дистанционного обучения относятся то, что время и место обучения магистранты выбирают сами; прочное усвоение знаний достигается за счет постоянного контакта с преподавателем и индивидуального графика обучения.
Применительно к условиям дистанционного обучения под методами обучения мы будем понимать систему последовательных взаимосвязанных действий обучаемого (группы обучаемых), опосредованно управляемых со стороны обучающего благодаря использованию педагогических программных средств и телекоммуникации.
В условиях электронного обучения в полной мере применимы общедидактические методы:
- репродуктивный,
- проблемный,
- эвристический,
- исследовательский.
Каждый из методов определяется специфическими целями обучения, способами усвоения знаний и норм деятельности и характером взаимодействия субъектов и объектов образовательного процесса.
В педагогике под организационными формами обучения понимается совокупность вариантов осуществления педагогического общения между обучаемыми и обучающимися.
Главным признаком дистанционного обучения является опосредованное, т.е. происходящее без личного контакта обучающего и обучаемых, педагогическое общение. В силу этого различные формы электронного обучения будут рассматриваться нами в трех подсистемах общения.
- Я – Другой (обучаемый-обучающий, обучаемый-обучаемый/группа);
-Я – СО (средство обучения);
- Я – Я (рефлексия).
В условиях дистанционного обучения, по сравнению с традиционным обучением, изменяется роль субъектов педагогического взаимодействия.
Выделяют две категории обучающих субъектов:
- педагогических дизайнеров,
- тьюторов (специалист, управляющий самостоятельной работой обучаемых и учебным взаимодействием между ними в условиях дистанционного обучения).
Под педагогическим дизайном мы понимаем систематический, целостный процесс создания средства обучения, включающий в себя анализ потребностей в обучении и его целей, прогноз результатов обучения, постановку задачи на создание средства дистанционного обучения, разработку этого средства, методов и форм обучения, их апробацию и оценку эффективности.
Как показала практика к основным задачам педагогического дизайнера можно отнести:
- анализ проблем в обучении;
- выявление индивидуальных особенностей и начального уровня знаний магистрантов;
- анализ компетенций и ожидаемых результатов учения;
- подбор индивидуальных образовательных программ;
- отбор средств обучения и учения;
- определение используемых методов и форм обучения для каждого студента;
- автоматизированный учет степени обученности магистрантов;
- разработка шаблонов оформления учебного материала;
- оценка качества обучения.
Тьюторская поддержка может иметь социальное, антропологическое и информационное сопровождение.
Социальный компонент тьюторского сопровождения направлен на формирование умений общаться с людьми разной культуры, характера, темперамента, логикой мышления. Сформировать такие умения можно в диалоговой форме обучения.
Антропологический компонент тьюторского сопровождения предполагает реализацию личностного подхода к студенту в осуществлении его индивидуальной образовательной программы.
Информационное сопровождение связано с организацией работы магистрантов в интернет среде.
Исходя из вышеизложенного, основными задачами тьютора являются:
- мотивация учения;
- постановка учебных целей и задач перед обучаемыми;
- формирование и развитие умений и навыков, компетенций;
- организационно-распорядительная деятельность по обеспечению учебного процесса;
- организация взаимодействия между обучаемыми;
- получение обратной связи от обучаемых;
- текущий контроль процесса обучения, контроль качества знаний, умений, навыков и их оценка.
Зачастую преподаватель выступает одновременно как автор, педагогический дизайнер и тьютор. Однако непрестанное усложнение самого процесса и средств дистанционного обучения ведет к тому, что на смену педагогу идут коллективы разработчиков, компьютерные дизайнеры и программисты.
Магистранты, использующие дистанционное обучение, должны быть готовы к этой форме подготовки. Так, они должны демонстрировать умения самостоятельной работы и обладать высокой мотивацией к обучению. В ходе обучения от них потребуются и такие личностные качества как настойчивость, целеустремленность в процессе приобретения знаний и честность при выполнении контрольных заданий и др.
Таким образом, практики отмечают, что дистанционное обучение имеет свою специфическую логику построения и функционирования, свои критерии эффективности. На наш взгляд, лишь детальное, методологически адекватное описание целей, содержания, методов средств и форм дистанционного и электронного обучения будет способствовать переходу на качественно новый уровень усвоения знаний, формирования умений и навыков, становления профессиональных компетенций.
Как отмечает А.И. Яковлев [7], «необходимо учитывать такие факторы, что за счет внедрения информационных и коммуникационных технологий в образование происходит:
- ускорение передачи знаний в процессе обучения;
- повышение качества обучения и образования позволяет адаптироваться к социальным изменениям, получать знания в процессе самообразования;
– создает систему образования, которая отвечает требованиям современного информационного общества».
Эти факторы позволяют предположить целесообразность интеграции информационных и коммуникационных технологий с образовательными технологиями в процессе обучения магистрантов.
В рамках нашей темы исследования остановимся на некоторых определениях термина «информационные технологии», отметим, что в настоящее время их много и они разноплановы. Родоначальником этого термина считается академик В.М. Глушков, который под информационными технологиями понимал процессы, связанные с переработкой информации.
В научной литературе (М.М. Бахтин, В.Б. Гухман, С.М. Оленев, А.Д. Урсул) нами не обнаружена единая интерпретация термина «информация», ее рассматривают в рамках альтернативных концепций: функциональной (как функционирование сложных самоорганизующихся систем) и атрибутивной (как свойство всех материальных объектов).
В науке установлено, что способом существования информации являются информационные, процессы с обратной связью, в которых происходит движение информации, состоящее в превращениях, изменениях имеющихся форм (смысл, значение, понятие, знание, сигнал, данные, сообщение) посредством информационных технологий.
Одно из направлений развития современного образования, учитывающего новые потребности общества, связано с развитием и использованием дистанционного обучения и метода проектов.
Мы разделяем определение «информационные технологии», данное С.А. Печерской: как конкретного способа работы с информацией, то есть способы и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте [8].
И.Г. Захарова [9] считает, что под «информационными технологиями» в образовании необходимо понимать:
- дистанционное обучение, в котором используются современные информационные и телекоммуникационные технологии как основная форма обучения:
- дополнительные средства обучения в традиционном обучении.
Использование Интернет – технологий в процессе самостоятельной работы магистрантов по изучению иностранных языков поддерживает принцип коммуникативной направленности, который реализуется в двух направлениях.
Во-первых, как свободное общение учащихся в режиме реального времени посредством использования электронной почты и информационной сети, т.е. как аутентичный диалог в письменной форме между партнерами по коммуникации, при котором компьютер выполняет роль средства коммуникации.
Во-вторых, как интерактивное диалоговое взаимодействие студента с компьютером, при котором преследуются реальные цели коммуникации (запрос и получение информации), то есть как диалог, в котором компьютер выступает в роли партнера по коммуникации.
Информационный уровень отражает сущностное наполнение страниц вики-портала, размещенную на нем информацию. Вики в этом плане отражает тенденцию самостоятельного формирования учебного содержания образовательными учреждениями, а также объединяет различные информационные и программные ресурсы Интернета и локальных сетей, используемые в учебном процессе.
Функциональный уровень, отражающий возможности, предоставляемые вики-порталом, включает возможности открытого размещения материалов в сети, организации доступа к тем ресурсам, которые нужны для учебного процесса, возможности получения обратной связи на основе опубликованных материалов и организации самостоятельной работы обучаемых.
Социальный уровень, связанный с использованием технологий вики, включает совместную деятельность учащихся и преподавателей по отношению к сетевому ресурсу, закладывает основы формирования сетевых сообществ на основе регулярного обмена информацией средствами коммуникаций компьютерных технологий. При этом определяющее значение для формирования и существования сообществ имеют такие их характеристики, как общие цели, интересы, и потребности участников обучения; общие ресурсы, к которым члены сообщества имеют доступ; общий контекст и язык общения.
Опыт организации образовательных проектов в рамках вики-среды показывает высокий уровень активности участников, эффективность их работы и сетевых коммуникаций. Простота языка вики-разметки и способов работы в среде, их интуитивная прозрачность позволяют практически сразу включаться в активную работу по содержательной части проводимых проектов, очень быстро и по этапам получать осязаемый результат, формируя тем самым и общий результат проекта. Коммуникативные возможности реализуются через совместное редактирование страниц, а также посредством электронных обсуждений на страницах вики-портала.
Формирование нового продукта (ресурса сети Интернет) позволяет организовать именно проектную работу обучаемых, характеризующуюся глубоким освоением знаний в определенной области, творческой самореализацией, сотрудничеством, обеспечивают содержательное взаимодействие, обмен знаниями, оценку и постоянное совершенствование работ.
Итак, развитие современных педагогических технологий направлено
на:
- обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию;
- вычленять проблемы и искать пути их рационального решения;
- критически анализировать получаемые знания и применять их для реализации все новых задач.
В этих условиях при создании системы дистанционного обучения на первый план выходит педагогическая, содержательная его организация, имеется в виду не только отбор содержания для усвоения, но и структура учебного материала.
Таким образом, важно определиться, на каких концептуальных педагогических положениях целесообразно строить современный курс дистанционного обучения. Современная педагогическая теория рассматривает процесс обучения как активное вовлечение обучающегося в конструирование своих собственных знаний и понимается как динамичный процесс, во время которого магистранты используют доступные источники познания для формирования мировоззрения. Характерной чертой такого подхода, в центре которого стоит обучаемый, является гибкость и адаптивность обучающей системы, которая осуществляется через проектную деятельность.
Список использованной литературы:
- Андреев A.A. Введение в дистанционное обучение, ч. II М.: МЭ- СИ, 1997.
- Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. — М., «Академия», 2006.
- Петрова В.Н. Формирование и развитие опыта креативной и самообразовательной деятельности в вузе //Вестник Университета РАО. — Москва, 2009. – № 2. – С. 112-117.
- Воронков Ю.В. Анализ перспектив использования дистанционных технологий обучения. //Вестник Университета РАО. – Москва, 2009. – № 2.-С. 86-89.
- Данильчук Е.В., Петрова Т.М., Смыковская Т.К., Монахов В.М. Введение в дистанционное образование: Дидактический практикум. – Волгоград, 2002.
- Хуторской A.B. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. -2002. – № 36. – С. 26-30.
- Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании /А.И. Яковлев //Телекоммуникации и информатизация образования. – 2002. – № 2. – С. 32-37.
- Печерская С.А. Теоретико-методологические основы готовности студентов к использованию информационных технологий: Монография. Изд- во, ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 2007.
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Академия, 2003.-192 с.
Свежие комментарии