КЧГУ

При разработке социально-педагогической модели и технологий развития социальной компетентности старших дошкольников в поликультурной среде, учитывалась совокупность теоретических положений, определяющих ее построение.

При теоретическом обосновании социально-педагогической модели нашего исследования взяты за основу положения отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин) о значимости социальной ситуации развития ребенка старшего дошкольного возраста для дальнейшего развития ребенка, о ведущем виде деятельности ребенка этого возраста, о психологических новообразованиях, а также положения отечественной педагогики о ведущих линиях развития старшего дошкольника (Л.А. Венгер, B.C. Мухина и др.) и понятие о критических периодах развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Согласно положения о критических периодах развития нарушение одного из них влечет за собой не только дальнейшие нарушения в пределах этой же линии развития, но и провоцирует нарушения развития других линий. Так, несформированность эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами общества замедляет гармоничное становление познавательного развития дошкольника; несвоевременное формирование произвольного поведения (как ребенок играет, подчиняется ли он правилу, берет ли на себя роли) приводит к тому, что ребенок оказывается не готов к школьному обучению; неудовлетворенность потребности в общении со сверстниками, общение только с взрослыми затормаживает развитие умения видеть не только себя, но и других, учитывать их желания и действовать по правилам.

Исходя из необходимости соблюдения субъект-субъектного подхода в разрабатываемой в исследовании социально-педагогической модели использовались концептуальные идеи российской и зарубежной педагогики:

  • о значимости педагогической культуры и педагогического просвещения родителей, воспитывающих детей различных возрастных групп (Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, П.Ф. Лесгафт, E.H. Водовозова, Н.К. Крупская, A.C. Макаренко);
  • о необходимости комплексного характера социально-педагогической поддержки, взаимодействия широкого спектра специалистов (И.В. Горбачева, Л.Я. Олиференко, Л.Г. Субботина и др.);
  • о значимости семьи и влиянии всей внутрисемейной обстановки на социальное развитие ребенка (П.П. Блонский, И.С. Кон, В.Ф. Одоевский, А. Острогорский, A.C. Симонович, Я.М. Симонович, С.Т. Шацкий и др);
  • о значимости и многообразии влияний социальной среды на состояние индивида, а также взаимодействия влияния среды и педагогического искусства (П.П. Блонский, Д. Дидро, Ф.А. Дистерверг, Р. Оуэн, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий).

При разработке социально-педагогической модели и технологий развития социальной компетентности старших дошкольников с учетом обозначенных положений, были определены следующие задачи, соответствующие диагностическому этапу:

  • выявить критерии анализа особенностей развития социальной компетентности старших дошкольников в условиях поликультурной среды дошкольного образовательного учреждения;
  • изучить степень сформированности представлений родителей о возрастной специфике развития социальной компетентности старших дошкольников, их информированности о возможностях содействия успешному социальному развитию старших дошкольников;
  • изучить степень сформированности представлений специалистов по вопросам теории и технологиям развития социальной компетентности старших дошкольников в поликультурной среде, их информированности о возможностях содействия успешному социальному развитию старших дошкольников;
  • изучить степень сформированности знаний и умений детей старшего дошкольного возраста в области социальной компетентности; уточнили соотношение знаний о социальной компетентности с проявлениями в поведении дошкольников;
  • изучить степень мотивированности семьи на взаимодействия со специалистами и службами, содействующими успешному социальному развитию ребенка.

Для решения обозначенного комплекса задач нами были использованы различные методы:

  • диагностические, построенные на создании определенной ситуации с участием ребенка старшего дошкольного возраста, и призванные охарактеризовать его многочисленные реакции, на основании наблюдения за которыми оценивается уровень развития социальной компетентности ребенка;
  • анкетирование, позволяющее собрать достаточный эмпирический материал по вопросу информированности родителей о специфике социального развития ребенка определенного возраста, их готовности к расширению собственных представлений о развитии социальной компетентности ребенка, специфике его социального воспитания в поликультурной среде;
  • наблюдение, помогающее, во-первых, собрать материал о специфике внутрисемейной атмосферы, влияющей на протекание процесса социального развития дошкольника, успешность развития социальной компетентности, и, во- вторых, повышающее объективность полученных результатов анкетирования;
  • сопоставление полученных данных, позволяющее составить достаточно объективную картину реального социального воспитания старшего дошкольника, проблемных зон развития и отношения взрослых – родителей, родственников – и семьи в целом к ребенку и ребенка к ним;
  • анализ, обобщение результатов исследования с целью выявления доминирующих тенденций развития социальной компетентности детей дошкольного возраста.

Соискатель полагает, что социально компетентным можно считать ребенка, чья деятельность и общение в рамках общности (семьи, этнического и поликультурного окружения) адекватна ее ценностям и направлена на взаимодействие с ней в реальной жизни. При этом его поведение соответствует нормам общества.

При рассмотрении критериев анализа особенностей социального развития старших дошкольников в условиях поликультурной среды обращалось особое внимание на изменение уровня развития у детей навыков, характеризующих социальную компетентность детей. Это обусловлено многочисленными исследованиями, подтверждающими уникальность старшего дошкольного возраста для успешной адаптации в социуме (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, В.И. Слободчиков и др.). Его уникальность заключается не только в зависимости от взрослого, его воздействий, обусловливающих успешность развития социальной компетентности, но и необратимости большинства нарушений социального развития ребенка старшего дошкольного возраста.

В основу критериев оценки развития социальной компетентности старших дошкольников положены адаптированные нами с учетом особенностей поликультурной среды возрастные задачи нидерландских авторов В. Слота, X. Спанярда, стоящие перед детьми 4-8 лет [49]. Выбор данной модели обусловлен тем, что, во-первых, задачи, стоящие перед старшими дошкольниками, сформулированы с учетом возрастных особенностей, во- вторых, модель направлена на выработку навыков достаточных для реализации задач, стоящих перед ним в повседневной жизни и охватывающих практически все компоненты, характеризующие социальную компетентность старшего дошкольника в поликультурной среде. С поправкой на имеющиеся исследования о развитии социальной компетентности дошкольника была составлена наиболее адекватная картина социального развития детей старшего дошкольного возраста.

В опытно-экспериментельной работе в рамках теории деятельности (Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна) были разделены критерии оценки развития социальной компетентности старших дошкольников на две группы знаний и навыков:

  1. Освоение детьми предметно-практических навыков:
  • осуществление адекватного возрасту самообслуживания (соблюдение основ здорового образа жизни, правил личной гигиены и режимных требований, уборка своих вещей и игрушек и т. п.) и элементарного труда с учетом национальных (семейных) и общечеловеческих традиций (помощь по дому, хозяйству, участие в приготовлении пищи, забота о младших, престарелых и других членах семьи);
  • организация своего социально-деятельностного пространства и осуществление детской деятельности (заниматься игровой и неигровой деятельностью самостоятельно и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, умея высказывать свои желания и учитывать мнение партнеров);
  • пользование средствами инфраструктуры (телефон, телевизор, магнитофон, компьютер и др.);
  • выполнение правил личной безопасности в социуме (соблюдение домашних правил личной безопасности, правил дорожного движения, поведения в транспорте, на природе, на улице, общения с незнакомыми людьми и т. п.).
    1. Усвоение детьми норм человеческих отношений со сверстниками и взрослыми с учетом разнообразия традиций общения народов:
  • познание ценностей культуры и норм поведения своего и других народов (представления о сущности понятий гражданина и патриота, об истории, быте, культуре, природе своей родины; о многообразии культур других народов);
  • формирование базовых представлений о статусном положении и функциях того или иного пола в семье, о стереотипах полоролевого поведения, специфичного для девочек и мальчиков, общепринятых в поликультурном обществе, и выработка соответствующих норм поведения и общения;
  • овладение основами знаний и навыками духовно-нравственного поведения в семье и окружающей среде, осознание культурных норм поведения в обществе с учетом национальных и общечеловеческих ценностей;
  • установление и поддержание дружеских контактов со сверстниками и взрослыми с учетом национальных семейных традиций и общечеловеческих ценностей (находить друзей среди детей своего и противоположного пола, уметь дружить и играть, делиться с другими, сочувствовать другому независимо от национальной принадлежности и культурных предпочтений); планировать и осуществлять действия с учетом интересов других людей;
  • усвоение базовых требований и правил поведения в школе и выработка соответствующих умений на основе толерантности (навыки двуязычного общения со взрослыми и детьми согласно принятому в поликультурном обществе этикету: обращения, просьбы, предотвращение и разрешение конфликтов и т. п.);
  • проявление необходимой активности и умений выполнять задания самостоятельно и совместно с другими детьми.

На основе совокупности выделенных критериев нами были определены соотвественно три условных уровня развития социальной компетентности. Содержательная характеристика каждого уровня выглядит следующим образом:

  • уровень (низкий уровень развития социальной компетентности) соотвествует уровню овладения отрывочными, бессистемными знаниями о социальной компетентности, отсутствием интереса к получению знаний и навыков, характеризующих социальную компетентность.
  • уровень (средний уровень развития социальной компетентности) соотвествует уровню проявления социальной компетентности, наличием общего желания владеть навыками социальной компетентности, но отличающихся недостаточными знаниями и навыкам, характеризущими социальную компетентность.

3 уровень (высокий уровень развития социальной компетентности) соотвествует уровню сформированности произвольной социальной компетентности, характеризуется проявлением всех критериев, применением навыков, характеризующих социальную компетентность в семье и общественных местах, владением достаточными знаниями о социальной компетентности.

Целевые наблюдения и естественный эксперимент, применяемый в ряде случаев, дали возможность выявить уровень развития социальной компетентности.

Для выявления знаний и суждений детей о правилах поведения в общественных местах или в экстримальных ситуациях помимо поручений были использованы игровые ситуации, загадки, беседы, рассказы, рассматривание и анализ картин. Эти методы дали возможность выявить наличие у детей знаний о правилах поведения и этических и культурных нормах, а также характере суждений, отражающих их социальную компетентность по ранее обозначенным критериям. При этом фиксировалось разнообразие суждений детей.

Результаты проведенной диагностики позволяют сделать предварительные выводы:

  1. Опытно-экспериментальное исследование показало, что уровень развития социальной компетентности у старших дошкольников в поликультурной среде не соотвествует возрастным возможностям. Это обуславливает необходимость проведения целенаправленной, систематической, комплексной работы по созданию условий для успешного социального развития ребенка старшего дошкольного возраста, что возможно в условиях интегративной социально-педагогической модели развития социальной компетентности ребенка.
  2. Существует некоторая закономерность проявлений социальных качеств личности в поведении детей старшего дошкольного возраста: — умения вести себя социально-компетентно в поликультурной среде носят ситуативный характер, так как дети не могут переносить их из одних условий в другие, недостаточно в этом упражняются; – знания детей о правилам поведения в той или иной ситуации, этических и культурных нормах и сущности отношений между людьми разных национальностей недостаточно осознаны, – знания детей о культуре разных народов были весьма размыты или отсутствовали, отношение к представителям других этносов неопределенное, интерес к национальной культуре других народов выражен слабо или ситуативно-неустойчив.
  3. Полученные данные отражают зависимость детских прявлений навыков социальной компетентности от условий жизни и воспитания в ДОУ и в семье. Прежде всего видна неразрывная связь уровня развития социальной компетентности с частотой применения необходимых навыков детьми в повседневной жизни в ДОУ и в семье. Дети из семей группы риска, в частности неполных, чаще вынуждены оставаться одни и с раннего возраста приучаются к самостоятельности, получают дополнительные инструкции от родителей о правилах безопасного поведения.
  4. Полученные данные отражают некоторые особенности детей дошкольного возраста и зависимость детских проявлений социальной компетентности от условий их жизни и воспитания в семье: — ярко видна связь развития социальной компетентности и типа семьи (в семьях группы риска менее развита, чем в благополучных семьях); – уровня развития социальной компетентности от состава семьи (у детей из неполных семей ниже, чем у детей из полных семей); – уровня приобщения ребенка к культуре своего народа от национальности семьи. Это подтверждает положение, заложенное нами в технологии развития социальной компетентности, о субъектной позиции родителей, семьи в целом.
  5. Результаты диагностики подтверждают объективную необходимость развития социальной компетентности старших дошкольников с учетом особенностей поликультурной среды.

На основе полученных данных, а так же изучения теоретического и практического педагогического опыта содействия социальному развитию детей старшего дошкольного возраста и воспитания родителей в разрабатываемой социально-педагогической модели учитывались следующие обстоятельства:

  1. В силу уникальности старшего дошкольного возраста для успешной адаптации детей в социуме и увеличением числа факторов, затрудняющих своевременное развитие социальной компетентности детей в поликультурном обществе, необходима целенаправленная, систематическая работа с семьей по содействию реализации этих возможностей.
  2. Своевременное развитие социальной компетентности старших дошкольников является своеобразным способом сплочения семьи, укрепления внутрисемейных и межсемейных отношений и национальных традиций, способом профилактики конфликтов на национальной почве, общего отставания в социальном развитии ребенка, появления признаков социальной дезадаптации ребенка в поликультурном пространстве.
  3. При организации взаимодействия с семьей следует учитывать семейные традиции воспитания и включение во взаимодействие всех членов семьи со специалистами, принимающими участие в социальном воспитании и развитии ребенка, что, с одной стороны, содействует сплочению семьи, с другой – обеспечивает последовательность и систематичность работы.
  4. При организации развития социальной компетентности старших дошкольников в поликультурной среде важно учитывать не только общие показатели, характеризующие группу в целом, но и показатели отдельного ребенка, что обеспечит эффективность работы специалистов.

Специалистам, вступающим во взаимодействие с семьей и ребенком, следует предусматривать социально-педагогическую и социокультурную составляющие в своей профессиональной деятельности, что соответствует выбранной технологии развития социальной компетентности старших дошкольников.