КЧГУ

 

Формирование культуры здорового образа жизни подрастающего поколения является одной из важнейших педагогических задач, от решения которой зависит полноценное развитие личности и обеспечивается организацией эффективного взаимодействия в системе «педагог — ребенок — родитель». Семья и школа занимаю важнейшее место играют в формировании культуры здорового образа жизни детей, сохранении и укреплении физического и психического их здоровья. Им принадлежит ведущую роль в организации и проведении работы, направленной на формирование культуры здорового образа жизни и на воспитание ценностного отношения детей к здоровью. Результативность взаимодействия школы и семьи в формировании культуры здорового образа жизни позволит обеспечить опережающая подготовка педагогов, активное включение родителей в процесс формирования здорового образа жизни и формирование представлений и навыков здорового образа жизни у детей.

Эффективность процесса формирования культуры здорового образа жизни младших школьников зависит от грамотно организованного взаимодействия школы и семьи, от совместно организованной воспитательно-образовательной и физкультурно-оздоровительной работы педагогов, родителей и медицинских работников школы.

Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет школы в процессе организации здоровьесберегающего образовательного пространства, но не считают нужным активно участвовать в воспитательно-образовательной и физкультурно-оздоровительной работе. Педагоги, зачастую недооценивают роль семьи и не стремятся объединить с родителями усилия для развития и воспитания детей, поэтому не налаживают надлежащим образом обратную связь, не используют в полной мере влияние семьи на воспитание ребенка. Однако следует признать тот факт, что школа обладает большими возможностями для сотрудничества с родителями, педагогами и медицинскими работниками. Значительную роль в организации взаимодействия педагогов, родителей и медицинских работников играют учителя начальных классов, а положительные результаты напрямую зависят от выбранных ими форм взаимодействия.

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это способы организации их совместной работы и общения в условиях семьи и школы. В начальной школе, для организации эффективного взаимодействия  с родителями должны использоваться коллективные, групповые и индивидуальные формы работы: родительские собрания; групповые и индивидуальные беседы; родительские лектории и конференции; вечера вопросов и ответов; встречи с администрацией, учителями, классными руководителями, родителями и медицинскими работниками школы; педагогическое просвещение родителей.

В настоящее время практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями. Хотя в педагогической литературе нет такого определения, эти формы входят в жизнь образовательных учреждений. Они построены по типу развлекательных игр или телепрограмм и направлены на привлечение внимания родителей к школе, на установление неформальных контактов. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку они видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Проводятся дни открытых дверей, родители привлекаются к подготовке утренников, конкурсов, состязаний. В настоящее время идет поиск новых путей сотрудничества школы и семьи, как в исследованиях ученых, так и в педагогической практике.

 

Реализация системной, целенаправленной, дифференцированной педагогической работы с родителями по формированию культуры  здорового образа жизни способствует повышению их психолого-педагогической компетенции и уровня готовности к поддержке работы по организации здоровьесберегающего образовательного пространства, осуществляемой в школе.

Педагогическая технология взаимодействия образовательного учреждения и семьи в формировании культуры здорового образа жизни предполагает взаимосвязь субъектов воспитательно-образовательного процесса, реализуемую через процесс, целенаправленно и гарантированно обеспечивающий становление, то есть сохранение поддержание, укрепление и наращивание здоровья в учебно-воспитательных ситуациях со стороны всех участников педагогического процесса.