КЧГУ им. У.Д. Алиева

Социальное управление в первоначальном значении можно определить как управление социальными системами. Социальные системы есть систе­мы целостные и органичные. В самоуправляемых социальных системах органы управления являются их внутренней составной частью. Школа как педагогическая система относится к разновидности социальных систем. Трактовку понятия «социальное управление» понимают как «воздействие на общество в целом или на отдельные его подсистемы с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития», как «целенаправлен­ное, планомерное и систематическое информационное воздействие субъекта управления на его объект с корректирующим учетом изменений, происходящих в последнем» [4, с.143]. Систему управления составляют субъект и объект управления, рассматриваемые также как управляющая и управляемая системы, в совокупности взаимных связей. Социальное управление направлено на координирование, регулирование и со­гласование совместной деятельности людей. В связи с этим определяется сложный характер связей между компонентами системы управления.

Управление – это субъективная деятельность. Следовательно, как пишет В. Г. Афанасьев, «задача научного управления состоит в том, чтобы возможно точнее воспроизвести в субъекте объект управления… субъект управления должен «просматривать» все элементы объекта и их взаимосвязи, с тем, чтобы иметь возможность воздействовать на них с целью оптимального решения за­дач» [1, с. 54]. Анализируя специфику социального управления, исследователи акцентируют внимание на диалектическое взаимодействие между субъектом и объектом социального управления, их взаимовлияние. Такое взаимодействие предпола­гает корректировку не только управляемой системы, но и управляющей, кото­рая должна приспособиться к ее новому состоянию [4, с. 9].

На первой ступени управления сложной социальной системой преоблада­ют элементы, которые могут быть названы прямыми действиями людей. «На уровне управления социальной системой как целым задачи субъекта управления имеют преимущественно концептуальный, принципиальный, координационный и контрольно-превентивный характер» [2, с. 14], т. е. опережающий. Цель и стра­тегия социального управления являются одними из основных составляющих его теории и практики [2, с. 14] наряду с управленческими общественными отноше­ниями, структурированием процесса решения управленческих задач, обоснова­нием и реализацией функций субъекта управления.

Согласно основным положениям теории социального управления самораз­витие социальной системы протекает в результате взаимодействия лю­дей, объединенных в социальные группы. Управленческие отношения явля­ются закономерным результатом организации и согласования действий людей, преследующих общие цели. Управленческие отношения, выполняющие решающую роль в дос­тижении результативности управления, в отличие от других социальных от­ношений, являются «отношениями именно в процессе управления, они возникают и существуют на базе всеобщности функций управления» [2, с.18].

Формирование управленческих отношений детерминировано стадией развития объекта и субъекта управления, уровнем познания управляемой системы, особенностями взаимодействия управленческих отношений с остальны­ми компонентами системы социальных отношений управляемого объекта, глубиной их взаимного проникновения. Диалектика развития управ­ленческих отношений есть диалектика отношений необходимости и свободы общественных условий и субъективного фактора.

Позиция В. Я. Нечаева о соотношении уровня организации социальной системы и реальных воз­можностей управленческой деятельности имеет особое значение для данного исследования. Область действия управления, по его мнению, – процессы регуляции и саморегуляции [3, с. 179]. Управлению, пишет В. Я. Нечаев, «поддается лишь особый класс упорядоченного регули­рования организационных процессов, оно спо­собно оказывать воздействие на качественные изменения в системе только на основе сложившихся в ней механизмов регуляции. Чем выше уровень организации системы, тем большими ресурсами она обладает. И напротив, управленческие действия окажутся безрезультатными, если они не располагают в качестве базы механизмами саморегуляции, надлежащей организованностью. Управление может лишь способствовать повышению уровня организации» [3, с. 179]. Следует отметить, что уровень организации социальной системы определяется степенью устойчивости, развитием управленческих отношений координации и субординации, соответственно горизонталь­ных и вертикальных связей управления, отношений между членами организации, находящи­мися на одном и том же иерархическом уровне.

Поэтому одна из основных задач социального управления – сохранение и упорядочение социального организма, обеспечение его нормального функционирования – реализуется управленческим действием посредством организации единства и целостности системы.

Список использованной литературы:

  1. Афанасьев В. Г. Системность и общество. – М., 1980. – 368 с.
  2. Марков М. Технология и эффективность социального управления. – М., 1982.-267 с.
  3. Нечаев В. Я. Социология образования. – М., 1992. — 198 с.
  4. Ситников Д.В. Педагогические условия решения стратегических задач внутришколльного управления. Дисс… канд. пед. наук. 13.00.01. – Белгород, 2000. – 160 с.