КЧГУ им. У.Д. Алиева
Социальное управление в первоначальном значении можно определить как управление социальными системами. Социальные системы есть системы целостные и органичные. В самоуправляемых социальных системах органы управления являются их внутренней составной частью. Школа как педагогическая система относится к разновидности социальных систем. Трактовку понятия «социальное управление» понимают как «воздействие на общество в целом или на отдельные его подсистемы с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития», как «целенаправленное, планомерное и систематическое информационное воздействие субъекта управления на его объект с корректирующим учетом изменений, происходящих в последнем» [4, с.143]. Систему управления составляют субъект и объект управления, рассматриваемые также как управляющая и управляемая системы, в совокупности взаимных связей. Социальное управление направлено на координирование, регулирование и согласование совместной деятельности людей. В связи с этим определяется сложный характер связей между компонентами системы управления.
Управление – это субъективная деятельность. Следовательно, как пишет В. Г. Афанасьев, «задача научного управления состоит в том, чтобы возможно точнее воспроизвести в субъекте объект управления… субъект управления должен «просматривать» все элементы объекта и их взаимосвязи, с тем, чтобы иметь возможность воздействовать на них с целью оптимального решения задач» [1, с. 54]. Анализируя специфику социального управления, исследователи акцентируют внимание на диалектическое взаимодействие между субъектом и объектом социального управления, их взаимовлияние. Такое взаимодействие предполагает корректировку не только управляемой системы, но и управляющей, которая должна приспособиться к ее новому состоянию [4, с. 9].
На первой ступени управления сложной социальной системой преобладают элементы, которые могут быть названы прямыми действиями людей. «На уровне управления социальной системой как целым задачи субъекта управления имеют преимущественно концептуальный, принципиальный, координационный и контрольно-превентивный характер» [2, с. 14], т. е. опережающий. Цель и стратегия социального управления являются одними из основных составляющих его теории и практики [2, с. 14] наряду с управленческими общественными отношениями, структурированием процесса решения управленческих задач, обоснованием и реализацией функций субъекта управления.
Согласно основным положениям теории социального управления саморазвитие социальной системы протекает в результате взаимодействия людей, объединенных в социальные группы. Управленческие отношения являются закономерным результатом организации и согласования действий людей, преследующих общие цели. Управленческие отношения, выполняющие решающую роль в достижении результативности управления, в отличие от других социальных отношений, являются «отношениями именно в процессе управления, они возникают и существуют на базе всеобщности функций управления» [2, с.18].
Формирование управленческих отношений детерминировано стадией развития объекта и субъекта управления, уровнем познания управляемой системы, особенностями взаимодействия управленческих отношений с остальными компонентами системы социальных отношений управляемого объекта, глубиной их взаимного проникновения. Диалектика развития управленческих отношений есть диалектика отношений необходимости и свободы общественных условий и субъективного фактора.
Позиция В. Я. Нечаева о соотношении уровня организации социальной системы и реальных возможностей управленческой деятельности имеет особое значение для данного исследования. Область действия управления, по его мнению, – процессы регуляции и саморегуляции [3, с. 179]. Управлению, пишет В. Я. Нечаев, «поддается лишь особый класс упорядоченного регулирования организационных процессов, оно способно оказывать воздействие на качественные изменения в системе только на основе сложившихся в ней механизмов регуляции. Чем выше уровень организации системы, тем большими ресурсами она обладает. И напротив, управленческие действия окажутся безрезультатными, если они не располагают в качестве базы механизмами саморегуляции, надлежащей организованностью. Управление может лишь способствовать повышению уровня организации» [3, с. 179]. Следует отметить, что уровень организации социальной системы определяется степенью устойчивости, развитием управленческих отношений координации и субординации, соответственно горизонтальных и вертикальных связей управления, отношений между членами организации, находящимися на одном и том же иерархическом уровне.
Поэтому одна из основных задач социального управления – сохранение и упорядочение социального организма, обеспечение его нормального функционирования – реализуется управленческим действием посредством организации единства и целостности системы.
Список использованной литературы:
- Афанасьев В. Г. Системность и общество. – М., 1980. – 368 с.
- Марков М. Технология и эффективность социального управления. – М., 1982.-267 с.
- Нечаев В. Я. Социология образования. – М., 1992. — 198 с.
- Ситников Д.В. Педагогические условия решения стратегических задач внутришколльного управления. Дисс… канд. пед. наук. 13.00.01. – Белгород, 2000. – 160 с.
Свежие комментарии