КЧГУ им. У.Д. Алиева

Теоретический анализ социальной и психолого-педагогической литературы позволил нам выявить многозначность понятия «страте­гия», являющегося центральным в организации и осуществлении стратегического управления, стратегической деятельности и ее реализации посредством реше­ния стратегических задач.

Понятие «стратегия» в управленческой деятельности многозначно. Так, стратегия «представляет собой детальный всесторонний комплекс­ный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижения ее целей» [3, с. 251]. По мнению М.М. Алексеевой, стратегия экономической орга­низации есть «совокупность ее главных целей и основных способов достижения данных целей» [1, с. 44]. Общие направления деятельности организации положены в основу этого подхода. Стратегией, как счита­ет М.М. Алексеева, не может быть простое определение желаемых целей и удоб­ных способов их претворения. «Стратегия должна исходить не из принятых меч­таний, а из реальных возможностей» развития организации, поэтому стратегия – «это, прежде всего, реакция организации на объективные внешние и внутренние обстоятельства ее деятельности» [1, с. 45]. Страте­гия есть не функция времени, в первую очередь,  это функция направления, подчеркивает  М.М. Алексеев.

Определяющей среди всех стратегий, имеющихся в организации, является ге­неральная стратегия, которая отражает способы реализации ее миссии. Однако, ученые выделяют функциональную стратегию, в роли рабочей стратегии, отражающей пути достижения специфических целей организаций, учитывая, что каждая из них имеет определенный объект и характеризуется направленно­стью на него. Исходя из степени целостности объ­екта, функциональная стратегия может быть представлена как интегрирующая (объект разделен на части, но они взаимосвязаны и дополня­ют друг друга, образуя целое); как концентрированная (объект представляет собой нечто целое, не разделенное на самостоятельные отдельные части); как диверсификационная (части объекта разви­ваются автономно друг от друга) стратегии.

Понятие «стратегия» в теории внутришкольного управления появилось не так давно и трактуется как «обобщенный замы­сел перехода к новой школе, определяющий этапы этого перехода, приори­тетные направления действий на каждом этапе, их взаимосвязи и распределе­ние ресурсов между ними» [4, с. 15-27]. Стратегии, по M.М. Поташнику – конкретные приоритеты расположения в определенной последовательности ресурсов, этапов и сроков выполнения определенных задач и проектов [6, с. 56]. П.И. Третьяков признает, что стратегии: 1) это «общие представления или концепции о средствах дости­жения целей» [5, с. 72]; 2) определяются полнотой, т.е. степенью, с кото­рой они выполняют достижение целей; релевантностью – стратегия отвечает целям; мерой избыточности – имеются возможности и ресурсы для выполнения целей; эффективностью – количест­во расходов для достижения определенного результата, либо результат, который полу­чен при определенных затратах.

О. Ю. Бараева провела подробное толкование понятия «стратегия».  Стратегия рассматривается как:

1) «область знаний в рамках науки управления о структуре, операциях построения, последовательности действий при форми­ровании и реализации замысла, о процессе выработки, запуска и условиях во­площения этого замысла, о критериях оценки эффективности усилий, требо­ваниях к личности стратега»;

2) «мыслительная деятельность по формированию образа будущего развития учреждения»;

3) «практическая деятельность по реализации замысла»;

4) «ха­рактеристика управленческой деятельности» [2, с. 6-7].

Определяющими данными стратегии, по О. Ю. Бараевой, являются перспективность, наукоемкость и научнообоснованность, профес­сиональная направленность, авторское начало, уникальность, осознанность, гибкость, логичность и мобильность. В его работе наше внимание обращено на теоретическое обоснование алгоритма стратегии. О.Ю. Бараева представила его как модель процесса создания стратегии, первым этапом которого является кон­струирование мыслительного образа. Конструирование мыслительного образа включает: «видение» руководителем мысленного образа будущего, достижение которого возможно при самых благоприятных условиях; «ожидание», основу его определяет надежда на то, что выполнение определенных действий приведут к поставленной цели; определение «ориентира», являющегося мыслительным представлением об идеальном объ­екте, в направлении которого идет развитие; стратегическая «цель» на основе «видения, которое, в свою очередь, является конкретизиро­ванным ориентиром и предполагает ожидаемые и возможные результаты реа­лизации стратегического замысла» [2, c . 6-7].

Таким образом, вышесказанное позволяет констатировать, что не существует общей стратегии для всех общеобразовательных учреждений. Поэтому стратегии опти­мального функционирования отдельно взятой школы и ход её развития уникальны. Они содержат ответ на вопрос, какими способами, какими действиями конкретная школа может достигнуть выдвинутой цели в условиях постоянно изменяющегося ее социального ок­ружения.

Список использованной литературы:

  1. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М., 1997. – 248 с.
  2. Бараева О. Ю. Стратегическая деятельность директора как фактор развития школы. Дисс… канд. пед. наук, – СПб, 1995. — 247.
  3. Немова Н. В. Человекоцентристский подход в управлении школой // Менеджмент в управлении школой / Под ред. Т. И. Шамовой. – М., 1992, С. 15-27.
  4. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М., 1992. – 702 с.
  5. Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография /Под ред. П. И. Третьякова. -М., 1997.-352 с.
  6. Управление развитием школы /Под ред. М. М. Потапшика и В. С. Лазарева.- М., 1995. – 462 с.