СевКавГГТА, г.Черкесск, РФ

Уровень подготовки обучающихся в вузах, а также эффективность работы преподавателей в значительной  степени зависят от того, насколько хорошо организован учебный процесс.

Расписание занятий считается одним из основополагающих факторов организации учебного процесса. Проблемы и подводные камни составления расписания изучаются учеными с середины прошлого века. От качества составленного расписания зависит не только усвоение учениками учебного материала, но и эффективность работы преподавателей. Ведь умело написанное расписание, помимо всего прочего, позволит повысить творческую отдачу преподавателей, в связи с этим расписание занятий можно считать инструментом оптимизации использования одного из важнейших ресурсов учебного заведения – преподавательского состава. Однако, к сожалению, даже на сегодняшний день составление качественного расписания занятий является с одного из важнейших проблем в вузах.

Одним из возможных путей решения данной проблем может оказаться попытка автоматизировать учебный процесс с помощью информационных технологий. В наше время в высших учебных заведениях уже вошло в обиход использование информационных технологий для автоматизации разных областей деятельности. Спектр их применения довольно широк и сильно варьируется. Подобные технологии могут использовать как для автоматизации маленьких процессов, так и для полной автоматизации всей деятельности учебного заведения. Широкое внедрения программ для автоматизации разных аспектов вузов обусловлено одним желанием – повышение качества получаемого образования. Наиболее широкое распространение получили программы для автоматизации следующих аспектов: учет обучающихся и сотрудников, квалификация преподавателей, отслеживание успеваемости обучающихся и так далее. Процессу автоматизации со временем подвергаются почти любые предприятия, а не только учебные заведения. Стоит обратить внимание, что процесс автоматизации в различных учебных заведениях проходит по-разному, хотя на первый взгляд может показаться не так, поскольку все учебные заведения занимаются одной и той же деятельностью. Но с проблемой автоматизации расписания сталкиваются практически все вузы, поскольку до сих пор нет единого общепринятого решения данной проблемы – все представленные на сегодняшний день программы имеют ряд недостатков, из-за которых эти программы нельзя с полной уверенностью порекомендовать для решения проблемы автоматизации расписания.

Все существующие подходы решения данной проблемы базируются на эвристических методах, приходящих человеку с опытом работы. Это приводит к осложнению формализации методов, так как все они связаны с человеком, составляющим расписание, который руководствуется опытом и интуицией. Не редки случаи, когда даже сам составитель расписания не может однозначно сказать, почем он выбрал именно такой вариант размещения занятий, а не какой-либо другой. Однако сложность формализации алгоритмов отнюдь не мешает выделить особенности подобных эвристических подходов, ориентируясь на требования составления расписания. Само собой, в различных учебных заведениях эти требования отличаются друг от друга, поскольку они обусловлены особенностями к подходу организации учебного процесса. Но даже несмотря на все частности и подводные камни, можно сформировать и выделить общие требования для создания расписания. Как например:

  • Максимально возможное количество предметов у учеников в определенные дни;
  • Сведение к минимуму окон у учеников;
  • Учет расстояния между разными корпусами, если ученикам придется сменить корпус;
  • Личные пожелания преподавателей;
  • Занятия по определенной дисциплине не должны оканчиваться лекционным занятиям, если дисциплина также включает в себя практические занятия.

Также составление расписания занятий по большей части зависит от начальных условий. Среди них можно выделить три группы, опираясь на следующие условия:

  • Составление расписания с уже известной информацией распределения групп учеников между профессорско-преподавательским составом;
  • Составление расписания с учетом лишь нагрузки кафедр, исключив из задачи профессорско-преподавательский состав;
  • Или составление расписания, исключив нагрузку на кафедры.

Также следует отдельно остановиться на проблеме расстановки побочных занятий: дисциплины по выбору, профильные дисциплины и факультативные дисциплины. Проблема расстановки в расписании данных занятий заключается в том, что не всегда известно, из каких именно академических групп собирается группа для посещения.  Так что может случиться такой казус, что у некоторых обучающихся в одно и то же время будут проходить обязательная дисциплина и одна из вышеуказанных. Для разрешения данной проблемы следует выделять для дисциплин побочного толка либо отдельные дни, либо ставить их на первые или последние пары.

Очередной проблемой на пути составителя расписания станут еще и потоки. Потоки создаются не только ради проведения лекций, но и, например, ради практических занятий. Создание потоков для тех же практических занятий может заметно осложнить задачу составления расписания – ведь всегда труднее размещать занятия для целого потока, а не для одной группы. Не стоит забывать и о практике разбиения групп на подгруппы для проведения лабораторных занятий. Выходом из подобной ситуации может служить принцип четности: в четную неделю занятия проводятся у одной группы, а в нечетную в другую. При этом для подобных занятий тоже следует выделять отдельные дни, либо ставить в начало или конец учебного дня. Это поможет предотвратить образования окон у подгрупп. С расстановкой подобных занятий рекомендуется определиться в первую очередь.

Это далеко не полный перечень проблем, с которыми может столкнуться человек, взявшийся составить расписание. Составитель расписания попросту не в состоянии предугадать и решить все проблемы, которые могут или уже встали у него на пути. Именно поэтому создание программы для автоматизации расписания занятия в наши дни так важно, однако, к сожалению, до сих пор не существует такой программы, которая предусматривала бы и решала все эти проблемы.

 Список литературы:

  1. Затонский А.В., Варламова С.А., Беккер В.Ф. Построение и анализ системы управления качеством образования вуза, 2009. – 42 с.
  2. Маслов, М.Г. Эвристический алгоритм решения задачи составления расписания учебных занятий в вузе, 2002. -88 с.
  3. Кулишенко В.С., Кравец О.Я. Распределенные и адаптивные алгоритмы управления группой автономных мобильных объектов, 2011. – 717 с.

E-mail: vastakhanov@mail.ru