КЧГУ

Элементами окружающей человека среды и его жизни считаются социально-экономические, технико-технологические, природные, культурные, информационные условия. Состояние окружающей среды во многом обуславливает здоровье человека. Проблемы социальной экологии ученые рассматривают как проблемы отношения человека к человеку, человека к природе. Различные аспекты экологических знаний направлены на оптимизацию деятельности человека по использованию природы, достижение гармонии отношений между обществом и природой. Решению этой задачи благоприят­ствует процесс экологизации всех обла­стей науки, производства, искусства, морали, права и образования.

Становление и теоретическое осмысление экология, проблем в науке, их актуаль­ность и значимость для хозяйства определили развитие педагогического аспекта этих проблем, формирование нового направления в педагогической теории и школьной практике. Связанное с рас­крытием в учебно-воспитательном процессе экологических проблем (сохранение окружающей природной среды), это направление определяется целым рядом терминов («природоохранительное просвещение», «природоохранительное образование», «экологическое образование», «экологическое воспитание») [1, С.48].

Социальная экология исходит из целостности социально-природной среды как пространства жизнедеятельности человека и основывается на след, прин­ципиальных   положениях:   единство системы «природа – общество – чело­век»; человек – часть природы, его раз­витие является фактором изменения при­роды; человеческая история – часть истории природы, её преобразование составляет основу самой человеческой жизни; единство истории природы и исто­рии общества проявляется в процессе труда; первичность законов природы по отношению к социальным; подчинение технико-экономического прогресса необходимости сохранения динамичной устойчивости био-экологических связей; развитие новой эколо­гической культуры, отражающей уровень ответственности личности по отношению к природе; устойчивое социально-экономическое развитие сообщества людей.

Необходи­мое условие формирования экологической культуры – осознание социальной обу­словленности взаимоотношений чело­века с природой. Экологическая культура определяется реальным вкладом в прео­доление негативных влияний на природу, пресечением   действий,   приносящих ущерб природе, соблюдением законов об её охране. Экологическая культура личности предполагает наличие у человека опреде­лённых знаний, убеждений, моральных установок, готовности к деятельности, согласующихся с требованием бережного отношения к природе.

Понятие    «экологическая    культура» касается всех сфер материальной и духовной жизни нашего общества, каждого человека и выражается в тех видах научной и практической деятельности, которые обеспечивают сохранение и обога­щение окружающей среды, создают бла­гоприятные условия для жизни и разви­тия человека. Формирование экологической культуры должно  стать составной частью деятельности всей системы непрерывного образования. Это воз­можно при условии, если в содержание образования будут входить следующие ведущие элементы: система знаний о взаимодей­ствии общества и природы; ценностные экологические ориентации; система норм и правил отношения к природе, умения и навыки по её изучению и охране[2, С.56].

Экологическое образование как элемент общего образования связано с овладе­нием учащимися научными основами взаимо­действия природы и общества (челове­ка). Его цель – формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, направленных на воспитание моральной ответственности личности за состояние окружающей среды, осознание необхо­димости постоянной заботы о ней во всех видах деятельности. Междисциплинар­ный состав экологических знаний определяет характер её влияния на всю систему обра­зования и затрагивает все области и сто­роны обучения и воспитания. Содержа­ние экологического образования реализуется через межпредметные связи и основы­вается на системе научных идей, заклады­ваемых в соответствующие учебные предме­ты: развитие и целостность природы в сфере жизни; взаимосвязь истории об­щества и природы; изменение природы в процессе труда; влияние среды на здоровье человека; природа как фак­тор нравственно-эстетического развития лич­ности; оптимизация взаимодействия в системе «природа – общество – чело­век».

Реализация  содержания  экологического образования, его методов и форм опи­рается на принципиальное положение – единство познавательной и практической деятельно­сти по изучению и улучшению преобра­зованной природы.

Экологические знания имеют сложный состав. Обществ, науки раскрывают цели, которые преследует человек, исполь­зуя природу, дают характеристику ценно­стей, на которые человек опирается или должен опираться в своей деятельности, выявляют те социальные последствия, к которым приводит тот или иной способ при­родопользования. Еетественные науки пока­зывают, какие законы действуют в при­роде, выявляя пределы возможного вме­шательства человека в ход естественных про­цессов. В то же время естественные науки от­крывают для человека новые принципы взаимодействия с природой. Опираясь на технические науки, человек создаёт и совершен­ствует средства воздействия на природу. Изучая основы наук, ученик должен понять природные и социальные причи­ны, которые диктуют определённые нормы и правила поведения в окружающей сре­де. Соблюдение их – общественно необ­ходимо, т.к. позволяет сохранить при­роду для будущих поколений. Воспита­ние ответственности тесно связано с пра­вовым просвещением школьников. Фор­мирование навыков и умений в деятель­ности по охране природы должно стать органичной составной частью учебно-воспи­тательного процесса.

В классической педагогике обоснованы и развиты положения о месте и значении общения ребёнка с природой и системе его образования, о содержании научных зна­ний о природе и способах их раскрытия, о формировании мировоззрения в процессе познания природы, о нравственно-эстетическом развитии школьника под воздействием природы. Значение природы в воспита­нии гуманных чувств ребёнка подчёрки­вали Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. Дистервег. Впервые Руссо, а затем А. Гумбольдт и др. педагоги говорили о вос­питании у детей «чувства природы» как ощущения её облагораживающего вли­яния на человека. Против узкого практи­цизма и утилитаризма, а также фор­мально-словесного изучения природы и бездушного к ней отношения выступали многие русские общественные, деятели, которые рато­вали за введение в школе полноценных знаний о природе, подчёркивали их вли­яние на формирование моральных качеств личности. К.Д. Ушинский, при­зывая расширить общение ребёнка с при­родой, сетовал: «странно, что воспитательное влияние природы… так мало оценено в педагогике» [3, С.123]. Его идеи о воспитательной цен­ности общения ребёнка с природой развивали и обогащали А. Я. Герд, А. П. Павлов, Б. Е. Райков и др. педагоги-естественники, создавшие ряд оригинальных пособий по методике естествознания, в которых обосновывалась организация учебной деятельности школьников с учётом взаимосвязи научных знаний и чувственного восприятия природных объектов и явле­ний.

Проблема изучения природы и форми­рования отношения к ней в 20-40-х гг. были в основном предметом методики естествознания;   создана   обширная методическая литература. Особое место уделялось организации деятельности школьников по «преобразованию» природы, участию их в общественно полезном труде, в сельском хозяйстве. Однако учебная и практическая работа уча­щихся, предусмотренная программой, испытывала значит, влияние идеи «поко­рения» природы, стремления «бороться с её силами», использования её богатств как «неисчерпаемой кладовой».

В 60-х гг. усилился природоохранительный аспект школьного образования, который высту­пает в тесной связи со всей общенациональной системой охраны природы.

Современное понимание охраны природы свя­зано с решением широкого круга проб­лем: уяснением роли и места человека в природе, познанием механизмов взаимо­действия природных систем, выявлением взаимосвязей системы «природа – обще­ство – человек».

Одним из важнейших факторов гармо­низации взаимодействия общества и при­роды является формирование у учащихся и молодёжи глубокого понимания много­гранного значения природы для жизни, здоровья, физического и духовного совершен­ствования. Ведущее место в реализации этой задачи занимает школа. Характер­ные черты положит, опыта школ в этом направлении:  общественно полезная направленность работы учащихся по охране объектов и комплексов природы и воспроизводству её богатств; обуслов­ленность характера деятельности мест­ными   природными   условиями   и социально-экономическими потребностями (краеведческий принцип); взаимосвязь практической работы с накоплением и расширением знаний о природе; многообразие видов деятельности и форм её организации в рамках внеклассных и внешкольных занятий; развитие творческой активности и само­стоятельности учащихся при выполнении общественно полезных дел, осознание их обществ, ценности и значимости.

Теоретические и прикладные аспекты умственного и нравственно-эстетического воспита­ния средствами природы развивал В. А. Сухомлинский, который дал яркие примеры педагогического руководства рациональным и эмо­циональным восприятием природы школьниками, оценивая её как «вечный источник мысли» и добрых чувств. Он стремился показать роль природы в воспитании стремления «…к интеллек­туальной насыщенности трудовой жизни. Возможности для такой жизни во взаимо­действии с природой неисчерпаемы. При­рода, труд, мысль – это предметы спе­циального исследования» [4, С.118]. Сухомлин­ский показал, что заботливое отношение к природе формируется только тогда, когда ребёнок обогащает и облагоражи­вает окружающую среду своим трудом.

Острота современных проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач перед школой и педагоги­кой. Очевидно, что нельзя ограничиться «просвещением» школьников в области охраны  природы.  Традиционный  термин «охрана природы» лишь частично затра­гивает весь комплекс экологических проблем современности,   которые   потребовали нового осмысления, коренного пересмо­тра ряда социально-экономических вопросов, научных поисков и более полного и последовательного отражения многоаспектности экологии в школьном образовании. Перед школой стоит важная задача – воспитание сознатель­ного отношения к природе, чувства гражданской ответственности за состояние окружающей среды.

Современный этап развития экологического образо­вания строится на принципах единства, взаимосвязи природы и общества, социальной обусловленности отношений человека к природе, на стремлении к гар­монизации этих отношений. Много-аспектность взаимодействия общества и природы определяет комплексность эко­логического образования, его основные принципы: междисциплинарный подход в формиро­вании экологической культуры школьников; систематичность и непрерывность изуче­ния учебного материала; единство интеллек­туального  и  эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изуче­нию и улучшению окружающей природ­ной среды; взаимосвязь глобальных, региональных и краеведческих экологических проблем. Принципы экологического образова­ния реализуются в практике школы через усвоение основных понятий и научных фак­тов о природе. На основе этих принципов определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с её зако­нами; понимание многосторонней ценно­сти природы как источника материаль­ных и духовных сил общества и каждого человека; овладение прикладными зна­ниями и практическими умениями изучения и оценки состояния окружающей среды; развитие потребности общения с приро­дой, сознательное соблюдение норм поведения в природе; активизация деятельности по улучшению окружающей природной и преобразованной среды.

Первые представления учащихся о природе закладываются в семье и в школе. Школьники получают конкретные пред­ставления о растениях и животных, учат­ся их распознавать и классифицировать; ведут наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, их влиянием на жизнь растений, животных и человека. В школе у учащихся формируется привычка заботиться о растениях и животных, зимующих птицах. Знания о доступных пониманию детей объектах и явлениях природы используются для воспитания любви к природе, способности восприни­мать и глубоко чувствовать её красоту, бережного отношения к растениям и животным. В школе важнейшую роль в этом процессе играет изучение природо­ведения. Определённый настрой при зна­комстве с природной и социальной сре­дой дают уроки чтения, обогащающие знания учащихся о природе, жизни людей, развивающие эмоциональную восприим­чивость и понимание жизни природы. Общность задач учебно-воспитательной работы на уроках природоведения, изобразительного искусства, чтения, музыки (пения) позволяет   развивать   оптимальные взаимосвязи между этими учебными предмета­ми. Специфические условия обучения в школе позволяют осуществить взаимо­связи учебных предметов так, что учебно-воспи­тательное воздействие, начатое на одном уров­не, продолжается на других. Природоведческие знания, полученные учащимися, широко используются на уроках труда.

Одной из фундаментальных идей в содержании экологического образования является идея раз­вития и целостности природы, раскры­ваемая в цикле естественно-научных и общественно-исторических предметов. Наиболее полно целостность природы выражается в учении о био­сфере, физико-химические факторы био­сферных процессов рассматриваются как взаимосвязи, обеспечивающие существо­вание экологических систем. Эти понятия включены в программу курсов биологии и географии.

Очевидна необходимость преодоления разрыва   между   естественно-научными   и общественно-историческими знаниями учащихся: в школьный курс истории как обязательная часть должны войти знания о характере антропогенного и техногенного воздействия на естественную среду в различные периоды человеческой истории. Идея единства общества и при­роды находит известное обоснование и развитие при изучении общественно-исторических дис­циплин. Общей задачей ряда предметов, например истории, обществоведения, курса «Общество и человек», географии, био­логии, является раскрытие целостности системы «природа – общество – чело­век», противоречий в решении экологических проблем, а также усвоение знаний по законодательству, регулирующему ис­пользование природных богатств. Изу­чение социальной географии помогает учащимся осознать глобальные и регио­нальные особенности хозяйственной деятельности. При их рассмотрении возможно обраще­ние и к понятиям и проблемам экологии человека. Первостепенное значение для объяснения факторов здоровья приобре­тают знания о взаимосвязи социальных и природных компонентов окружающей среды и их влиянии на организм чело­века.

Экология стремится дать научные реше­ния практических задач повышения продук­тивности биосферы, сохраняя её струк­туру и равновесное функционирование всех её элементов, т. е. служит научной основой управления природными систе­мами. Это научное положение приобретает интегральный характер в содержании образования в школе.

С позиций оптимизации взаимодей­ствия общества и природы в школе вво­дится изучение рационального использо­вания природных ресурсов, как мине­рального, так и биологического происхождения, принципов социально-безвредной техно­логии, включающей комплексное производство, замкнутые (безотходные) системы, работу основных технических устройств по защите среды от загрязнения, ознакомление с реальным производством на экскурсиях, практикумах и т.п.

Содержание экологического образования связано с утверждением идеала человека, для которого органично умение сохранять биологическое равновесие среды. Такой подход требует не только навыков эффективной производств, деятельности, но и воспита­ния чувства ответственности за её последствия. В связи с этим правомерно говорить об освоении школьниками эко­логической культуры производства в процессе изу­чения многих учебных предметов.

Одной из задач экологического образования является формирование у учащихся уме­ний оценивать состояние окружающей среды, ближайшего природного окруже­ния. Для этого используются наблюдения учащихся во время экскурсий, полевого практикума, участие в мониторинге среды и др. Реальное значение в жизни имеет умение защищать природную среду от загрязнения и разрушения. Здесь важная роль принадлежит умениям трёх видов. Первый связан с соблюде­нием культуры личного поведения; вто­рой направлен на предотвращение нега­тивных последствий в природном окру­жении в результате поступков др. людей; третий связан с выполнением посильных трудовых операций по ликвидации уже возникшего нежелательного явления. Умения и навыки по пропаганде современных проблем эко­логии и охраны природы в известной мере отражают гражданскую позицию лично­сти.

Список использованной литературы:

  1. Венковский Л. Э «Экологическое воспитание и образование». М. 1988, 120с.
  2. Дежникова Н.С. Экологическая культура: грани восприятия // Биология в школе, 1995, №3.-С. 20-23.
  3. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании /Собр.соч. – М. – Л., изд.АПН РСФСР, 1948, т.2, С.69-167.
  4. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: /Этика коммунистического воспитания. – М.: Педагогика, 1990. – 287 с.