КЧГУ
Элементами окружающей человека среды и его жизни считаются социально-экономические, технико-технологические, природные, культурные, информационные условия. Состояние окружающей среды во многом обуславливает здоровье человека. Проблемы социальной экологии ученые рассматривают как проблемы отношения человека к человеку, человека к природе. Различные аспекты экологических знаний направлены на оптимизацию деятельности человека по использованию природы, достижение гармонии отношений между обществом и природой. Решению этой задачи благоприятствует процесс экологизации всех областей науки, производства, искусства, морали, права и образования.
Становление и теоретическое осмысление экология, проблем в науке, их актуальность и значимость для хозяйства определили развитие педагогического аспекта этих проблем, формирование нового направления в педагогической теории и школьной практике. Связанное с раскрытием в учебно-воспитательном процессе экологических проблем (сохранение окружающей природной среды), это направление определяется целым рядом терминов («природоохранительное просвещение», «природоохранительное образование», «экологическое образование», «экологическое воспитание») [1, С.48].
Социальная экология исходит из целостности социально-природной среды как пространства жизнедеятельности человека и основывается на след, принципиальных положениях: единство системы «природа – общество – человек»; человек – часть природы, его развитие является фактором изменения природы; человеческая история – часть истории природы, её преобразование составляет основу самой человеческой жизни; единство истории природы и истории общества проявляется в процессе труда; первичность законов природы по отношению к социальным; подчинение технико-экономического прогресса необходимости сохранения динамичной устойчивости био-экологических связей; развитие новой экологической культуры, отражающей уровень ответственности личности по отношению к природе; устойчивое социально-экономическое развитие сообщества людей.
Необходимое условие формирования экологической культуры – осознание социальной обусловленности взаимоотношений человека с природой. Экологическая культура определяется реальным вкладом в преодоление негативных влияний на природу, пресечением действий, приносящих ущерб природе, соблюдением законов об её охране. Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определённых знаний, убеждений, моральных установок, готовности к деятельности, согласующихся с требованием бережного отношения к природе.
Понятие «экологическая культура» касается всех сфер материальной и духовной жизни нашего общества, каждого человека и выражается в тех видах научной и практической деятельности, которые обеспечивают сохранение и обогащение окружающей среды, создают благоприятные условия для жизни и развития человека. Формирование экологической культуры должно стать составной частью деятельности всей системы непрерывного образования. Это возможно при условии, если в содержание образования будут входить следующие ведущие элементы: система знаний о взаимодействии общества и природы; ценностные экологические ориентации; система норм и правил отношения к природе, умения и навыки по её изучению и охране[2, С.56].
Экологическое образование как элемент общего образования связано с овладением учащимися научными основами взаимодействия природы и общества (человека). Его цель – формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, направленных на воспитание моральной ответственности личности за состояние окружающей среды, осознание необходимости постоянной заботы о ней во всех видах деятельности. Междисциплинарный состав экологических знаний определяет характер её влияния на всю систему образования и затрагивает все области и стороны обучения и воспитания. Содержание экологического образования реализуется через межпредметные связи и основывается на системе научных идей, закладываемых в соответствующие учебные предметы: развитие и целостность природы в сфере жизни; взаимосвязь истории общества и природы; изменение природы в процессе труда; влияние среды на здоровье человека; природа как фактор нравственно-эстетического развития личности; оптимизация взаимодействия в системе «природа – общество – человек».
Реализация содержания экологического образования, его методов и форм опирается на принципиальное положение – единство познавательной и практической деятельности по изучению и улучшению преобразованной природы.
Экологические знания имеют сложный состав. Обществ, науки раскрывают цели, которые преследует человек, используя природу, дают характеристику ценностей, на которые человек опирается или должен опираться в своей деятельности, выявляют те социальные последствия, к которым приводит тот или иной способ природопользования. Еетественные науки показывают, какие законы действуют в природе, выявляя пределы возможного вмешательства человека в ход естественных процессов. В то же время естественные науки открывают для человека новые принципы взаимодействия с природой. Опираясь на технические науки, человек создаёт и совершенствует средства воздействия на природу. Изучая основы наук, ученик должен понять природные и социальные причины, которые диктуют определённые нормы и правила поведения в окружающей среде. Соблюдение их – общественно необходимо, т.к. позволяет сохранить природу для будущих поколений. Воспитание ответственности тесно связано с правовым просвещением школьников. Формирование навыков и умений в деятельности по охране природы должно стать органичной составной частью учебно-воспитательного процесса.
В классической педагогике обоснованы и развиты положения о месте и значении общения ребёнка с природой и системе его образования, о содержании научных знаний о природе и способах их раскрытия, о формировании мировоззрения в процессе познания природы, о нравственно-эстетическом развитии школьника под воздействием природы. Значение природы в воспитании гуманных чувств ребёнка подчёркивали Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. Дистервег. Впервые Руссо, а затем А. Гумбольдт и др. педагоги говорили о воспитании у детей «чувства природы» как ощущения её облагораживающего влияния на человека. Против узкого практицизма и утилитаризма, а также формально-словесного изучения природы и бездушного к ней отношения выступали многие русские общественные, деятели, которые ратовали за введение в школе полноценных знаний о природе, подчёркивали их влияние на формирование моральных качеств личности. К.Д. Ушинский, призывая расширить общение ребёнка с природой, сетовал: «странно, что воспитательное влияние природы… так мало оценено в педагогике» [3, С.123]. Его идеи о воспитательной ценности общения ребёнка с природой развивали и обогащали А. Я. Герд, А. П. Павлов, Б. Е. Райков и др. педагоги-естественники, создавшие ряд оригинальных пособий по методике естествознания, в которых обосновывалась организация учебной деятельности школьников с учётом взаимосвязи научных знаний и чувственного восприятия природных объектов и явлений.
Проблема изучения природы и формирования отношения к ней в 20-40-х гг. были в основном предметом методики естествознания; создана обширная методическая литература. Особое место уделялось организации деятельности школьников по «преобразованию» природы, участию их в общественно полезном труде, в сельском хозяйстве. Однако учебная и практическая работа учащихся, предусмотренная программой, испытывала значит, влияние идеи «покорения» природы, стремления «бороться с её силами», использования её богатств как «неисчерпаемой кладовой».
В 60-х гг. усилился природоохранительный аспект школьного образования, который выступает в тесной связи со всей общенациональной системой охраны природы.
Современное понимание охраны природы связано с решением широкого круга проблем: уяснением роли и места человека в природе, познанием механизмов взаимодействия природных систем, выявлением взаимосвязей системы «природа – общество – человек».
Одним из важнейших факторов гармонизации взаимодействия общества и природы является формирование у учащихся и молодёжи глубокого понимания многогранного значения природы для жизни, здоровья, физического и духовного совершенствования. Ведущее место в реализации этой задачи занимает школа. Характерные черты положит, опыта школ в этом направлении: общественно полезная направленность работы учащихся по охране объектов и комплексов природы и воспроизводству её богатств; обусловленность характера деятельности местными природными условиями и социально-экономическими потребностями (краеведческий принцип); взаимосвязь практической работы с накоплением и расширением знаний о природе; многообразие видов деятельности и форм её организации в рамках внеклассных и внешкольных занятий; развитие творческой активности и самостоятельности учащихся при выполнении общественно полезных дел, осознание их обществ, ценности и значимости.
Теоретические и прикладные аспекты умственного и нравственно-эстетического воспитания средствами природы развивал В. А. Сухомлинский, который дал яркие примеры педагогического руководства рациональным и эмоциональным восприятием природы школьниками, оценивая её как «вечный источник мысли» и добрых чувств. Он стремился показать роль природы в воспитании стремления «…к интеллектуальной насыщенности трудовой жизни. Возможности для такой жизни во взаимодействии с природой неисчерпаемы. Природа, труд, мысль – это предметы специального исследования» [4, С.118]. Сухомлинский показал, что заботливое отношение к природе формируется только тогда, когда ребёнок обогащает и облагораживает окружающую среду своим трудом.
Острота современных проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач перед школой и педагогикой. Очевидно, что нельзя ограничиться «просвещением» школьников в области охраны природы. Традиционный термин «охрана природы» лишь частично затрагивает весь комплекс экологических проблем современности, которые потребовали нового осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, научных поисков и более полного и последовательного отражения многоаспектности экологии в школьном образовании. Перед школой стоит важная задача – воспитание сознательного отношения к природе, чувства гражданской ответственности за состояние окружающей среды.
Современный этап развития экологического образования строится на принципах единства, взаимосвязи природы и общества, социальной обусловленности отношений человека к природе, на стремлении к гармонизации этих отношений. Много-аспектность взаимодействия общества и природы определяет комплексность экологического образования, его основные принципы: междисциплинарный подход в формировании экологической культуры школьников; систематичность и непрерывность изучения учебного материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобальных, региональных и краеведческих экологических проблем. Принципы экологического образования реализуются в практике школы через усвоение основных понятий и научных фактов о природе. На основе этих принципов определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с её законами; понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека; овладение прикладными знаниями и практическими умениями изучения и оценки состояния окружающей среды; развитие потребности общения с природой, сознательное соблюдение норм поведения в природе; активизация деятельности по улучшению окружающей природной и преобразованной среды.
Первые представления учащихся о природе закладываются в семье и в школе. Школьники получают конкретные представления о растениях и животных, учатся их распознавать и классифицировать; ведут наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, их влиянием на жизнь растений, животных и человека. В школе у учащихся формируется привычка заботиться о растениях и животных, зимующих птицах. Знания о доступных пониманию детей объектах и явлениях природы используются для воспитания любви к природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать её красоту, бережного отношения к растениям и животным. В школе важнейшую роль в этом процессе играет изучение природоведения. Определённый настрой при знакомстве с природной и социальной средой дают уроки чтения, обогащающие знания учащихся о природе, жизни людей, развивающие эмоциональную восприимчивость и понимание жизни природы. Общность задач учебно-воспитательной работы на уроках природоведения, изобразительного искусства, чтения, музыки (пения) позволяет развивать оптимальные взаимосвязи между этими учебными предметами. Специфические условия обучения в школе позволяют осуществить взаимосвязи учебных предметов так, что учебно-воспитательное воздействие, начатое на одном уровне, продолжается на других. Природоведческие знания, полученные учащимися, широко используются на уроках труда.
Одной из фундаментальных идей в содержании экологического образования является идея развития и целостности природы, раскрываемая в цикле естественно-научных и общественно-исторических предметов. Наиболее полно целостность природы выражается в учении о биосфере, физико-химические факторы биосферных процессов рассматриваются как взаимосвязи, обеспечивающие существование экологических систем. Эти понятия включены в программу курсов биологии и географии.
Очевидна необходимость преодоления разрыва между естественно-научными и общественно-историческими знаниями учащихся: в школьный курс истории как обязательная часть должны войти знания о характере антропогенного и техногенного воздействия на естественную среду в различные периоды человеческой истории. Идея единства общества и природы находит известное обоснование и развитие при изучении общественно-исторических дисциплин. Общей задачей ряда предметов, например истории, обществоведения, курса «Общество и человек», географии, биологии, является раскрытие целостности системы «природа – общество – человек», противоречий в решении экологических проблем, а также усвоение знаний по законодательству, регулирующему использование природных богатств. Изучение социальной географии помогает учащимся осознать глобальные и региональные особенности хозяйственной деятельности. При их рассмотрении возможно обращение и к понятиям и проблемам экологии человека. Первостепенное значение для объяснения факторов здоровья приобретают знания о взаимосвязи социальных и природных компонентов окружающей среды и их влиянии на организм человека.
Экология стремится дать научные решения практических задач повышения продуктивности биосферы, сохраняя её структуру и равновесное функционирование всех её элементов, т. е. служит научной основой управления природными системами. Это научное положение приобретает интегральный характер в содержании образования в школе.
С позиций оптимизации взаимодействия общества и природы в школе вводится изучение рационального использования природных ресурсов, как минерального, так и биологического происхождения, принципов социально-безвредной технологии, включающей комплексное производство, замкнутые (безотходные) системы, работу основных технических устройств по защите среды от загрязнения, ознакомление с реальным производством на экскурсиях, практикумах и т.п.
Содержание экологического образования связано с утверждением идеала человека, для которого органично умение сохранять биологическое равновесие среды. Такой подход требует не только навыков эффективной производств, деятельности, но и воспитания чувства ответственности за её последствия. В связи с этим правомерно говорить об освоении школьниками экологической культуры производства в процессе изучения многих учебных предметов.
Одной из задач экологического образования является формирование у учащихся умений оценивать состояние окружающей среды, ближайшего природного окружения. Для этого используются наблюдения учащихся во время экскурсий, полевого практикума, участие в мониторинге среды и др. Реальное значение в жизни имеет умение защищать природную среду от загрязнения и разрушения. Здесь важная роль принадлежит умениям трёх видов. Первый связан с соблюдением культуры личного поведения; второй направлен на предотвращение негативных последствий в природном окружении в результате поступков др. людей; третий связан с выполнением посильных трудовых операций по ликвидации уже возникшего нежелательного явления. Умения и навыки по пропаганде современных проблем экологии и охраны природы в известной мере отражают гражданскую позицию личности.
Список использованной литературы:
- Венковский Л. Э «Экологическое воспитание и образование». М. 1988, 120с.
- Дежникова Н.С. Экологическая культура: грани восприятия // Биология в школе, 1995, №3.-С. 20-23.
- Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании /Собр.соч. – М. – Л., изд.АПН РСФСР, 1948, т.2, С.69-167.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: /Этика коммунистического воспитания. – М.: Педагогика, 1990. – 287 с.
Свежие комментарии