Карачаево-Черкесский государственный университет

имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск

Одним из приоритетных направлений государственной кадровой политики в современных условиях выступает профессиональная подготовка государственных служащих. Согласно Федеральному закону от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» подготовка кадров для гражданской службы может осуществляться в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в порядке, установленном законодательством РФ [1].

Как мы знаем, направление подготовки «Государственное и муниципальное управление» (ГМУ) появилось в России не так давно. При этом следует отметить, что в настоящее время направление подготовки «Государственное и муниципальное управление» имеется только в перечнях направлений подготовки уровня бакалавриата и магистратуры, и отсутствует в перечне специальностей среднего профессионального образования. В тоже время в упомянутом выше № 79-ФЗ установлено, что для замещения должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы достаточно наличие профессионального образования. Очевидно, что отсутствие специальности ГМУ в перечне специальностей среднего профессионального образования приводит к отсутствию требования наличия для занятия указанных должностей именно профильного образования. Данные обстоятельства, на наш взгляд, могут иметь отрицательный эффект в результатах деятельности на соответствующих должностях.

Что касается уровня высшего образования, то в настоящее время значительное число государственных и негосударственных вузов практически во всех регионах страны, имеют лицензии и осуществляют подготовку бакалавров и магистров по данному направлению. При этом все еще продолжается поиск оптимального содержания процесса подготовки специалистов по данному направлению, что выражается в продолжающемся процессе разработки новых образовательных стандартов. Следует отметить, что значительный акцент в них предполагается сделать на необходимости повышения уровня практико-ориентированности подготовки обучающихся по данному направлению, в том числе за счет привлечения в процесс разработки основных профессиональных образовательных программ лиц, осуществляющих практическую деятельность в профильных организациях.

Значительную роль в процессе профессиональной подготовки и профессионального развития государственных служащих имеет также система дополнительного профессионального образования. Согласно Указу Президента РФ от 28.12.2006 № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» в качестве основания для направления гражданского служащего на прохождение дополнительного профессионального образования могут выступать [2]:

а) назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на иную должность гражданской службы на конкурсной основе;

б) включение гражданского служащего в кадровый резерв для замещения должности гражданской службы на конкурсной основе;

в) решение аттестационной комиссии о соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы при условии успешного освоения им дополнительной профессиональной программы;

г) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа.

Дополнительное профессиональное образование государственных служащих может осуществляться в виде профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки с отрывом или без отрыва от исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы. Прохождение профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих без отрыва от производства предполагает применение дистанционных образовательных технологий.

Значительный интерес в системе дополнительного профессионального образования государственных служащих в настоящее время вызывают вопросы организации обучения с применением дистанционных технологий. Банных Г. А. и Костина С. Н. выделяют следующие проблемные вопросы в данной области, с которыми следует согласиться [3]:

1. Отсутствие четкой нормативно-правовой базы регулирования внедрения электронных образовательных технологий в процесс профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.

2. Неясность вопросов учета результатов самостоятельного обучения государственных служащих на специализированных ресурсах.

3. Качество электронных и дистанционных программ ДПО. Кроме организаций высшего образования, поставщиками электронных и дистанционных курсов для государственных служащих все чаще выступают другие субъекты, предоставляющие услуги ДПО. Если в организациях высшего образования присутствуют внутренние системы проверки качества контента, которые хотя бы могут осуществить формальную проверку, то в иных организациях такие системы присутствуют не всегда.

4. Быстрое устаревание материалов обучения в связи с постоянными изменениями законодательства, возникновение вопроса о постоянной актуализации контента.

Таким образом, следует заключить, что в системе профессиональной подготовки государственных служащих в России все еще существуют

значительное число нерешенных проблем, требующих поиска механизмов ее оптимизации.

Литература:

1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW _48601/f69d47fb679655f8e32801996e1dd4cc887d986b/

2. Указ Президента РФ от 28.12.2006 № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_64958/5c76d83d755eb7282aa5af39523d350892fbb12

3. Банных Г. А., Костина С. Н. Внедрение электронных технологий в дополнительное профессиональное образование государственных служащих [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/54326/1/notv_2017_08.pdf