Карачаево-Черкесский государственный университет

имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск

В современной системе государственной и муниципальной службы дополнительное профессиональное образование представляет собой одно из приоритетных направлений кадровой работы в системе профессионального развития муниципальных служащих.

В рамках характеристики текущего состояния муниципальной службы следует отметить, что полномочия органов местного самоуправления из года в год расширяются и их эффективная реализация возможна лишь при наличии высококвалифицированных специалистов. В то же время, сложившееся состояние муниципальной службы в Карачаево-Черкесской Республике, как и в Российской Федерации в целом, характеризуется наличием ряда проблем которые связаны между собой и не могут быть решены в отдельности. И одним из основных условий развития муниципальной службы является повышение профессионализма и компетентности кадрового состава органов местного самоуправления, реализация которого тесно взаимосвязана с задачей по созданию и эффективному применению системы непрерывного профессионального развития муниципальных служащих.

Согласно действующему законодательству развитие кадрового потенциала в первую очередь входит в компетенцию органов местного самоуправления, на которые возложена обязанность организации профессионального образования и дополнительного профессионального образования муниципальных служащих и что эта работа должна носить системный, плановый характер и осуществляться за счет средств местных бюджетов. Однако выполнение данной задачи затруднено ограниченностью финансовых средств бюджетов муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики, в следствие чего органы местного самоуправления не реализуют указанные положения законодательства.

В Карачаево-Черкесской Республике получение дополнительного профессионального образования муниципальными служащими традиционно закладывается в мероприятиях региональных и муниципальных целевых программ развития муниципальной службы.

В настоящее время действует государственная программа «Развитие муниципальной службы в Карачаево-Черкесской Республике», утвержденная постановлением Правительства КЧР от 5 февраля 2019 года № 37, в ожидаемых результатах реализации которой обозначена, что доля муниципальных служащих, получивших дополнительное профессиональное образование, прошедших обучение в ходе семинаров, проводимых органами государственной власти республики, к концу срока программы должна составлять 80% от общего количества муниципальных служащих.

Несмотря на то, что работа в данном направлении ведется, на наш взгляд, нельзя полагать, что она носит системный характер, так как отсутствуют четкие критерии определении потребности в повышении квалификации или переподготовки, и отбора направлений подготовки. Этот процесс скорее носит ситуационный характер, в том числе не имеет увязки с возможностями должностного роста муниципальных служащих, а так же не привязан к процессу подготовки   муниципальных служащих, включенных в кадровый резерв.

На ряду с вышеуказанными, специалисты выделяют в системе дополнительного образования государственных и муниципальных служащих ряд других проблем, сдерживающих ее развитие. Среди них следует выделить такие, как отсутствие достаточно эффективных методов оценки качества дополнительного образований, не разработанность государственных образовательных стандартов по дополнительному образованию служащих органов публичной власти, недостаточная адаптированность ряда программ дополнительного образования к существующим социально-экономическим реалиям и так далее [1].

Барбаков Г. О. и ВаликинаЮ. Р. выделяют в целом следующие принципы организации эффективной системы дополнительного профессионального образования муниципальных служащих, с которыми, на наш взгляд, согласиться:

– непрерывность, которая должна основываться на постоянном совершенствовании содержания программ в зависимости от изменяющихся условий социально-экономической среды;

– индивидуализация, предполагающая ориентированность процесса обучения на развитие компетенций конкретных слушателей;

– опережающее обучение, суть которого заключается в формировании навыков управленческой деятельности в динамичных условиях [2].

В заключении отметим, что в условиях постоянной трансформации системы местного самоуправления в России, когда происходит усложнений задач и функций органов местного самоуправления, построение эффективной системы дополнительного образования муниципальных образований носит особенно актуальный характер.

Литература:

  1. Шульга Т. П. Актуальные проблемы развития дополнительного профессионального образования муниципальных и государственных гражданских служащих в региона [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-razvitiya-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-munitsipalnyh-i-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih/
  2. Г. О. Барбаков, Ю. Р. Валикина. К проблеме совершенствования системы дополнительного профессионального образования муниципальных служащих [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-sovershenstvovaniya-sistemy-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-munitsipalnyh-sluzhaschih
Login