КЧГУ им.У.Д. Алиева, г.Карачаевск

Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие.

Ребенок очень много может усвоить в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности.

Источником познания дошкольника является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений. Так, оперируя разнообразными множествами, дети учатся устанавливать равенство и неравенство множеств, называть количество словами: «больше», «меньше», «поровну». Сравнение конкретных множеств подготавливает детей к  усвоению в последующем понятия числа.

Формирование представлений о числе проходит сложный путь развития. Данные советской педагогики (Ф.Н. Блехер, А.М Леушина) и детской психологии (А.Р. Лурия, Н.А Менчинская, Г.С. Костюк) подтверждают понимание происхождения математических понятий, показывая, что числовые представления возникают на основе познания количественных отношений окружающих предметов и абстракции этих отношений от других свойств объектов.

В процессе развития понятия о числе у ребенка устанавливается сложное и непрерывно изменяющееся взаимоотношение между непосредственным восприятием и системой счетных операций.

Первоначальное усвоение счетных операций в дошкольном возрасте служит подготовкой к дальнейшему обучению математике в школе и, вместе с тем, оказывает многостороннее влияние на общее развитие детского мышления, способствуя формированию процессов анализа, синтеза, абстракции, обобщения.

Данная тема  актуальна, так как математическое развитие является  мощным  фактором интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.

Овладение порядковым счетом детьми второй младшей группы происходит в единстве с речевым развитием детей. Создание ситуаций, требующих разрешения определенных проблем, побуждающих детей пользоваться порядковым счетом уже в младшем дошкольном возрасте помогает понять значение счета, его математическую сущность и создает предпосылки для дальнейшего успешного обучения в школе.

. От эффективности усвоения счетных операций в дошкольном возрасте зависит успешность  дальнейшего обучения математике в школе. Закладывая основы математического развития, педагог оказывает многостороннее влияние на общее развитие детского мышления.

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

В чем же причина такого положения и как избежать формального усвоения материала? Заниженный уровень знаний и представлений детей данного возраста обусловлен отнюдь не их психолого-физиологическими возможностями, а в значительной мере объясняется несовершенством форм и методов обучения.

Многие психологи и педагоги А.Н. Леушина, Т.В. Тарунтаева считают, что формирование у ребят математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками и приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.

Главное место в жизни ребенка занимает игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни.

Первоисточником знаний детей о действительности является ощущение, чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Ощущения дают необходимый материал для формирования представлений о форме предметов и о геометрических фигурах.

Детская игра является центральной проблемой дошкольной педагогики и детской психологии. Все основные направления психологического развития личности интегрируются в игровой деятельности, формирующей неповторимый и еще малоизучаемый мир ребенка.

Детская игра привлекает к себе внимание науки как многоплановая проблема и рассматривается в различных аспектах. Изучение концепции детской игры свидетельствует об интенсивных попытках ученых стран интегрировать различные подходы к ней, пересмотреть само понятие игры, сделать его более современным и инструментальным.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра занимает значительное место в жизни детей. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает положительный, эмоциональный фон, на котором все психологические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений. Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребенка, но и формирует определенные свойства личности.

В игре получают развитие такие интеллектуальные процессы, как память, мышление, воображение. Игра рассматривалась как способ обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий.

А.Н. Леонтьев отмечал, что дидактические игры относятся к “рубежным играм”, представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

В науке и практике утвердилось положение о том, что дидактическая игра – эффективное средство обучения, но эффективным это средство становится в том случае, если используется “в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах”. Кроме того, понятие “дидактическая игра” порой практикуется упрощенно. Многие формы организации отдельных фрагментов обучения называются дидактической игрой даже тогда, когда они таковой не являются.

Все вышесказанное обосновывает актуальность и необходимость решения проблемы формирования счетной деятельности младших дошкольников посредством дидактической игры.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Необходимость использования дидактических игр как средства обуче-ния детей в дошкольный период и в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

  1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения (не случайно поэтому многие дети приносят в школу игрушки).
  2. Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медлен-но (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).
  3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроиз-вольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.
  4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация.

Проведённый педагогический эксперимент показал, что использование игр на занятиях отвечает их возрастным особенностям, способствует повышению качества знаний.

Проведённая опытно-экспериментальная работа позволила сформировать следующие выводы:

  1. Опираясь на психолого- педагогические основы обучения дошкольников математике, был проведён отбор игр и обоснованы педагогические условия их проведения.
  2. Проведённое экспериментальное исследование достигло поставленной цели: повышения уровня знаний посредством использования дидактических игр на занятиях математики.
  3. Полученные данные подтвердили правильность выбора игр и проведения их на занятиях по математике; перспективность и целесообразность разработанных положений и принципов.
  4. Дидактические игры способствуют развитию скорости мышления, повышают концентрацию и объём внимания, способствуют развитию памяти, активизируют пассивный словарь.

Итак, дидактические игры в сочетании с занятиями по математике являются важным эффективным средством, способствующим овладению элементарными математическими знаниями и умениями, дальнейшему умственному развитию детей. Следовательно, дидактические игры должны использоваться в учебно-воспитательном процессе.

Таким образом, проделанная работа по формированию у детей счетных навыков дала свои положительные результаты.

Полученные данные дают возможность предложить, что у детей произошёл прирост в показателях математического развития. Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и

расширить знания по математике.

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что если планомерно и систематически использовать дидактическую игру, то это приведёт к более успешному формированию математических представлений у детей.

Подводя итог исследованию, можно заключить, что мы реализовали его задачи, т.е. изучили литературу по данной тематике, определили уровень развития счетной деятельности у детей экспериментальной группы на данный момент, подобрали и провели игры и занятие в соответствии с уровнем развития счетной деятельности детей экспериментальной группы, определили эффективность использования дидактических игр в работе с детьми, а также дидактической игры в целом как средства развития счетной деятельности у детей дошкольного возраста..

Мы считаем, что, несмотря на дидактическую направленность, обучающие игры остаются играми, детей увлекает игровое действие. Обучающие задачи воспринимаются детьми в процессе игры. Дидактическая игра, на наш взгляд, выполняет две основные функции. Первая функция заключается в том, что в процессе игр совершенствуются и закрепляются знания, которые были усвоены детьми в процессе обучения на занятиях. Вторая функция состоит в том, что дети в игровой форме усваивают новые знания. Усвоение детьми новых, более сложных знаний требует специальной организации способов познавательной деятельности. На наш взгляд, сам материал дидактической игры, от которого зависит развёртывание игрового действия, может быть разработан таким образом, что он направит ребёнка на овладение новыми способами познавательной деятельности.

Мы рекомендуем применять дидактические игры в воспитательно-образовательной работе с детьми как воспитателям дошкольных учреждений, так и родителям, потому что в обучении детей должны принимать участие и сад, и семья.

Для реализации на практике нами был подобран ряд дидактических игр, которыми мы рекомендуем пользоваться воспитателям ДОУ, а особенно – родителям, которым бывает сложно подобрать для своих детей задания нужного уровня сложности.

Результаты окажутся успешными в том случае, если взрослые будут соблюдать принципы организации игр, учитывать особенности методики педагогического руководства ими и творчески относиться к процессу обучения детей математике.

 

Научный руководитель Джанибекова Фатима Ожаевна