КЧГУ

В настоящее время общество остро  нуждается в разносторонне развитых, инициативных, творческих людях, которые могут найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач. Поэтому  особое значение сегодня  имеет проблема развития творческой активности личности.   Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, которые отличались новизной, помогали людям увидеть необычное в казалось бы, обычных явлениях.

Показателем творческого развития является креативность. Решение занимательных задач является основой формирования интереса к изучению разных дисциплин начальных классов. Занимательная задача является основой формирования креативных способностей  учащихся, что составляет  основу процесса обучения. Эта  педагогическая проблема, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя непрерывного, пристального внимания и дальнейшего развития.

Рассматривая школьный уровень современной образовательной системы,  можно  сказать, что процессы информатизации, технологизации и гуманизации протекают одновременно, но немного обособленно.

Существуют и в достаточной степени разработаны педагогические условия развития личности школьника (В.И.Андреев, Ш.А. Амонашвили, Л.Н. Куликова и др.);

изучаются его творческие способности (Д.Б. Богоявленская, JI.C.Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Н. Рубинштейн и др.);

изучаются проблемы использования информационных компьютерных технологий в учебной  деятельности (Н.В. Апатова, В.П. Беспалько, И.Э. Роберт), но недостаточно, на наш взгляд, рассматриваются  вопросы   воздействия информационных технологий на формирование способностей  школьников, в частности развитие творческих способностей.

Решение занимательных заданий является основой творческой  активности детей, которая формируется в ходе деятельности, имеющей творческий характер.  Оно вынуждает  школьников  изучать и удивляться, находить решение в нестандартных условиях. Значительную роль в решении этой  задачи играет математика. Она здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания,  занимаясь именно ею, формируются умственные, интеллектуальные операции и самостоятельность. Занимательные задания на уроках математики способствуют общему творческому развитию личности, что в свою очередь воспитывает отзывчивость художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.

Особенность  занимательных заданий состоит в том, что они стимулируют самостоятельную практическую деятельность детей. Это тесно связано с   главной задачей развития российской школы – разработкой и внедрением в педагогическую практику информационных технологий.

Под использованием «новых информационных технологий» в начальной школе следует понимать комплексное оборудование учебных кабинетов, создание новых средств, для активной творческой деятельности.

Основной особенностью младших школьников является слабость произвольного внимания, поэтому требуется, чтобы учебный материал отличался наглядностью, вызывал у школьника эмоциональное отношение.

В педагогике используют возможности направленного  воздействия использования компьютерных и информационных технологий в обучении на мышление, память, внимание, воображение, самооценку  школьников, умение планировать свои действия, мотивационный компонент учебной деятельности.

Обучение младших школьников, получению информации, представленной на компьютерном экране, овладение техническими возможностями компьютера развивают искусство правильно мыслить и планировать свои действия, способность предусматривать различные обстоятельства и поступать в соответствии с ними. Техническое оборудование намного облегчает осуществление психолого-педагогически обоснованных методов, способствует повышению креативности учащегося и эффективности  развития учебной деятельности.

Существует пять основных элементов методической системы обучения математике в ходе, которой сформировывается и выявляется творческая личность ребенка: цель, содержание, методы и приемы, организационные формы и средства обучения.

Содержание учебного материала составляют теоретический материал и система упражнений, предусмотренные программой, учебниками и   система примеров и задач, которые влияют на формирование  креативности школьников.

А.Н. Колмогоров говорил: «Математические сведения могут применяться умело и с пользой только в том случае, если они усвоены творчески, так, что учащийся видит сам, как можно было бы прийти к ним самостоятельно»

Также Калинина, Г.П. отмечает: «Задачу можно назвать творческой, если ее идею учащийся осознает как потребность в поиске нового, неизвестного ему способа действий, удовлетворение которой возможно лишь через самостоятельное преодоление трудностей, которые возникают на пути достижения цели, поставленной условиями задачи».

В зависимости от содержания решаемых задач можно выделить следующие виды решения задач: 1) решение задач с лишними данными; 2) решение задач с недостающими данными; 3) решение задач определенного вида при разных классификациях видов (по математической основе: а) задачи на нахождение суммы, остатка; б) на нахождение четвертого пропорционального и т.п.; в) на движение; г) на куплю – продажу и т. п.); 4) решение нестандартных задач разных видов (логических, комбинаторных, на смекалку и т.п.).

Сюда также относится другой вид работы – выполнение части решения. Основные цели выполнения части решения – формирование у  детей умения выполнять определенный этап решения, обучение общим приемам решения, формирование представлений учащихся об арифметических действиях и др.

Я.А. Коменский считает: «Над решенной задачей можно проводить дополнительную работу. Цели дополнительной работы над решенной задачей могут быть самыми различными: формирование у учащихся смысла арифметических действий; обучение умениям находить другие способы решения, решать задачи разными методами, проводить анализ содержания задачи, ставить вопросы к условиям задач».

Эту большую и разнообразную работу можно успешно провести с помощью ИТ. Продуманное применение этой  аппаратуры дает возможность увеличить аргумент к обучению  школьников, тем самым улучшая качество обучения. Компьютерные технологии на таких уроках могут стать в умелых руках главными помощниками педагога.

Для проведения учебных занятий можно применить цифровые образовательные ресурсы как разработанные лично учителем, так и предлагаемые стандартные.

Электронные материалы осуществляют три компонента учебного процесса, активизирующие учебно-познавательную  работу школьников:

  • получение информации,
  • практическое использование информации,
  • контроль полученных знаний.

Виштынецкий Е.И утверждает: «Электронное учебное пособие дополняет обычное и особенно эффективно в тех случаях, когда оно: 1) обеспечивает почти мгновенную обратную связь; 2) помогает быстро найти необходимую информацию; 3) существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям; 4) рассказывает и моделирует; 5) позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного ученика, проверить знания по определенной теме».

Использование типовых цифровых ресурсов и презентаций, уместно на любой стадии изучения темы и на любом этапе урока:

  • в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
  • при повторении изученного материала, для быстрого контроля знаний детей;
  • на стадии объяснения нового материала применяются изображения, видеофрагменты, звуковое сопровождение, а также рисунки детей.
  • на стадии закрепления, возможно, определить степень усвоения темы, причем на экране показывается не только задание, но и ответ.
  • в качестве тестовой проверки.

Так как непроизвольное внимание поддерживается интересом, то, конечно, каждый учитель старается сделать свой урок увлекательным, чему хорошо  способствует применение занимательных задач. Но не  надо перегружать урок занимательным материалом. По этому поводу К.Д. Ушинский говорил: «Учение должно быть занимательным для ребенка, но в то же время должно требовать от детей точного исполнения и незанимательных для них задач, не наклоняя ни в одну, ни в другую сторону, давая пищу непроизвольному (пассивному) вниманию и упражняя произвольное (активное) внимание, которое хотя слабо в ребенке, но может и должно развиваться и крепнуть от упражнений».

Виды занимательных заданий на сравнение, сопоставление, анализ, не требуют явного и полного решение задачи. Эта работа оказывает содействие формированию мышления  ребенка, увеличивает внимание к математике, в частности к решению задач.

Специалисты – Беспалько В.П. и др. отмечают: «Интернет-ресурсы помогают найти необходимый материал для проведения урока с занимательным материалом.  Применение компьютера на уроках развивает учащегося: повышает интерес к учебному процессу, ставит перед ребенком познавательные и творческие задачи, воспитывает самостоятельность, учит работать с различными источниками информации».

В качестве главных целей применения  новых технологий в учебном процессе Е.И. Булин-Соколова,  Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов называют: «повышение мотивации к учебе, углубление знаний, развитие психофизических качеств школьников в ходе их практической деятельности в компьютерной среде».

Важно отметить, что преподавателю при применении компьютера на  занятиях отводится очень важная роль.  Учитель организует урок, подбирает дидактический материал и индивидуальные задания, разрабатывает методические и обучающие цели. Применение компьютера на уроке разрешает переложить часть работы педагога на компьютер, делая при этом  ход обучения более интересным и  насыщенным. Подбор  цифровых материалов и составление из них урока зависит, прежде всего, от  изучаемой темы и степени подготовки    учащихся.

Компьютер позволяет включение в работу занятий новых педагогических инструментов, которые дают возможность выстраивать дидактические модели нового уровня, порождают новые качества в представлении и освоении учебной  программы детьми.

Учитель младших школьников может применить в своей работе не только готовые цифровые образовательные ресурсы или личные презентации. Очень результативными являются тесты, разработанные в программе MicrosoftOfficeWord.

Информационные технологии могут использоваться на любых занятиях, при этом необходимо учитывать специфику  заданий.

Так, в процессе  изучения математики цифровые образовательные ресурсы могут быть применены в разных формах:

  • мультимедийные сценарии уроков (презентации);
  • готовые учебные и демонстрационные программы;
  • проектная деятельность;
  • исследовательская деятельность;
  • внеурочная деятельность.

Учителю огромную помощь оказывает программа PowerPoint. Это приложение  дает возможность независимо подготовить мультимедийное пособие к уроку за короткое время.

Созданные, таким образом, обучающие программы можно применять в младших классах при изучении всех предметов на уроках  объяснения нового материала, обобщения и систематизации, интегрированных уроках для  проведения информационно-учебной, учебно-игровой и самостоятельной работы.

Формы и место применения презентации (или даже отдельного ее слайда) на  занятии зависят, безусловно, от содержания данного урока, цели, которую ставит учитель.

При применении информационно-коммуникативных технологий на уроках математики можно отметить позитивные моменты:

  • учет индивидуальных особенностей учащихся;
  • развитие творческих способностей школьников;
  • воспитание познавательного интереса к предмету;
  • обеспечение качественного усвоения программного материала

Так при изучении новой темы с применением мультимедийной презентации на уроке преподаватель умело поставленным вопросом направляет восприятие и мысль  школьников к необходимым теоретическим выводам. Информация, выдаваемая на экране, позволяет совместного – учителя и класса – наблюдения и размышления над фактами, поиска решения   учебных  задач, сопереживания драматическим моментам истории науки,  дает возможность в процессе усвоения обсуждать актуальность и значимость  рассматриваемой темы.

Использование компьютеров в обучении привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили поднять качество обучения, образовать новые средства воспитательного воздействия, более результативно взаимодействовать учителям и  школьникам с современной техникой.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Беспалько В.П.. Образование и обучение с участием компьютером. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 252 с
  2. Виштынецкий Е.И., Кривршеев А.О. Применение информационных технологий в сфере образования и обучения. http://www.snfpo.gazinter.net/help/articles/a
  3. Коменский Я.А Труд и талант учителя / Я.А. Коменский – М.: Просвещение, 2000. – 208 с.
  4. Семенов А. Л. в, Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, Е. Н. Хохлова Формирование ИКТ-компетентности младших школьников : пособие для учителей общеобразоват. Учреждений. Просвещение, 2011
  5. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961. — 224 с. Туник Е.Е Развитие и диагностика способностей – М.: АО «Московские учебники», 2001. – 464 с.
  6. Виштынецкий Е.И., Кривршеев А.О. Применение информационных технологий в сфере образования и обучения. http://www.snfpo.gazinter.net/help/articles/a

 

 

Научный руководитель: Байрамкулова А.Х.

 

 

 

 

Login