КЧГУ, г.Карачаевск

Главным понятием данного исследования выступает представление нравственных ценностных ориентаций. Сам термин «ценностные ориентации» возникнул в отечественной науке в 60-е гг. ХХ в. В связи с распространением идей аксиологии – философского учения о природе ценностей, появившегося в западноевропейской общественной мысли в конце ХIХ – начале ХХ вв. В отечественной науке есть такие понятия, как «ценность», «ценностная ориентация», «ценностное отношение», «оценка» и другие [5, с.34].

В философии ценностные ориентации осмысливаются как основные элементы внутренней структуры личности, укрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его волнений, и отграничивающие важное, главное для данного человека от незначимого, несущественного [6, с. 35].

Дальнейшая разработка вопросов ценностей и ценностных ориентаций тянулась на фундаментальном и прикладном уровнях в трудах психологов, социологов, педагогов, выделивших разнообразные аспекты данных сложных и многозначных категорий.

В социологии ценностные ориентации анализируются как отношение к ценностям. По суждению А.Г. Завгородная, ценностные ориентации есть «сравнительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и устойчивых благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели и средства для удовлетворения надобностей жизнедеятельности личности» [2, с.37].

Характеристикой, находят меру взаимосвязи с социумом, уровень и форму социальной активности и направленности, отношения к себе, к другим людям и миру.Ценности для человека имеет нравственный характер, поскольку выражает такое отношение человека к предметной действительности, которое основано на представлениях о добре и зле.

В теоретическом плане разработка вопроса ценностных ориентаций проводилась Н.Д. Никандровым, З.И. Рывкиным, В.А. Сластениным, О.Б. Широких и другими. В конце ХХ века появилось значительное число исследований, в которых рассматривались определенные аспекты ценностных ориентаций нравственного воспитания.

Исследование содержания нравственных ценностных ориентаций в трудах современных ученых нашло свое отражение в создании классификаций или систем ценностей, имеющих нравственное значение

В работе З.И. Рывкина показан следующий ряд ценностей: Человек (как самоценность высшего порядка), Труд, Мир, Свобода, Справедливость, Равенство, Добро, Истина, Красота, имеющий, по суждению автора, общечеловеческий характер [4, с. 17].

В.А. Конаковский вводит в состав общечеловеческих ценностей, такие, как «Земля», «Отечество», «Семья», «Труд», «Знания», «Культура», «Мир» и «Человек» (как абсолютная ценность), ориентация на которые должна порождать в человеке добрые черты, высоконравственные надобности.

В современной научной литературе ценностные ориентации разбираются как образования со сложной структурой. Центральное место в структуре ценностных ориентаций психологи отдают потребностям (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А. Адлер, Э. Эриксон, А. Маслов и другие). Под потребностями в психологии разумеют состояние нужды организма в чем-то, что лежит в не его, необходимо для его существования и развития[7, с.12].

В психологических и педагогических исследованиях особенным образом абсорбируют нравственные потребности, под которыми разумеется устойчивое (осознанноеили неосознанное) стремление личности поступать в соответствии с нравственными чувствами, взглядами, убеждениями, которое может быть направлено на определенный объект в любой сфере общественной деятельности.

Философия современного гуманизма и базирующиеся на ней психологические и гуманистические концепции предполагают, что человек изначально этичен, в его природе уже заключен нравственный потенциал в виде задатков, потребностей, склонностей [6, с. 26].

Нравственные потребности могут быть направлены на один или несколько аспектов (моральные чувства, взгляды, представления, ценностные ориентации), через психологические свойства характера человека, благодаря которым происходит переход от мысли к действию – это воля, темперамент, способность к адаптации в той или иной ситуации.

Очень важны в ценностных ориентациях мотивы, так как они побуждают к действиям и связаны с удовлетворением потребностей субъекта[51, с. 309-310].

Направленность выражается в гармоничности и непротиворечивости знаний, отношений и господствующих мотивов поведения и действий личности. Проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и практических действиях [58, с. 262-263].

Связь ценностных ориентаций и направленности заключается в том, что направленность входит в структуру ценностей ориентации, тогда как ценностные ориентации являются основой для формирования направленности.

В структуру ценностной ориентации входит и понятие отношение.

Так, В.Н. Мясищев в своем исследовании отмечал, что отношение представляет собой целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности [7, с. 22]. Из этого следует, что отношение характеризуется избирательностью. Личность избирательно относится к выбору ценностей и выбирает лишь те, которые соответствуют ее установкам и представлениям. Именно эти ценности и будут определять поступки и поведение. В случае позитивного отношения к определенной личности личность выступает как активный деятель, может принять ее несмотря ни на какие негативные последствия, вплоть до социальной изоляции. Еще одним элементом структуры ценностных ориентаций является установка.

В психологической литературе установка рассматривается как наиболее устойчивая часть системы ценностных ориентаций, проявляющаяся в определенной ситуации в зависимости от цели и направленности деятельности [5, с. 34].

Установка фиксирует готовность личности к реализации ценностных ориентаций, определяет ее позицию, возникшую в результате взаимодействия ценностных ориентаций с конкретной ситуацией деятельности, и, по существу, выступает как сложная структура потребностей и интересов, мотивирующих деятельность [5, с. 23].

Ценностные ориентации проявляются в идеалах, убеждениях, целях, подтверждение чему можно найти в современной психолого-педагогической литературе. Сознательно выдвигая цели собственной деятельности, когнитивная преобразуя потребности, человек строит программу действий, осмысливает возникающие побуждения в системе своих ценностей и интересов, трансформирует должное в лично совершаемое, то есть выступает как личность, социально ответственная за свои поступки и лежащие в их основе мотивы [6, с. 71].

Еще одним сопутствующим звеном является интерес, хотя органически не входит в ценностную ориентацию, но имеющим с ней тесную связь. Связующим звеном интереса и ценностной ориентации является осознание значимости предмета как ценностного объекта и как объекта интереса.

Расширение увлечений и их формирование ведет к духовному росту личности.

Как замечает Д.И. Фельдштейн, интересы являются существенной движущей силой деятельности людей во всех областях общественной жизни. Начиная формироваться еще в раннем возрасте, интересы усиливаются, дифференцируются, меняются, а по мере формирования мировоззрения и возникновения ценностной ориентации личности определяется избирательность интересов. В свою очередь, потребности и интересы вызывают у людей другие побудительные силы деятельности: идеалы, мечты, стремления, взгляды, убеждения [7, с. 31].

Ценностные ориентации отображаются в нравственных идеалах, которые выявляются высшим проявлением целевой детерминации деятельности личности. Идеалы представляют собой максимальные цели, высшие ценности мировоззренческих систем. Они завершают многоступенчатый процесс идеализации действительности. В идеалах фиксирована позиция соответствующего, с которой спрашивается существующее, определяются тенденции будущего в настоящем. Нравственные идеалы обуславливают достижение подобного уровня воспитания личности, какой отвечает гуманистической сущности человека. Нравственные идеалы не являются раз и навсегда заданными, неизменными. Они вырабатываются, улучшаются как образцы, устанавливающие, перспективу развития личности и выступают в качестве мотива совершенствования личности [4, с. 26].

Подобным образом, ценностные ориентации представляют собой образование со сложной структурой. Рассмотрение современных научных представлений о структуре ценностных ориентаций санкционировал обнаружить взаимосвязи и взаимовлияния ее элементов: потребности – мотивы, мотивы – направленность, направленность – установки, направленность – отношение, установки – отношение, установки – потребности, потребности – интересы, потребности – идеалы, интересы – идеалы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.
  2. Большой энциклопедический словарь:/ под ред. А.М. Прохоров. – М: Большая всероссийская энциклопедия. – 1998. – 134с.
  3. Волобуева Л., Ранний и дошкольный возраст: вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях. // Дошкольное воспитание. – 2009. -№3. – С. 88-91.
  4. Волков Г.Н. Воспитание детей в игре. – М., Просвещение, 1993. – С.89-96.
  5. Выготский Л.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. М.: Просвещение, 1989. – 191 с.
  6. Гербовая В.В. Педагогические возможности игры – драматизации. М.: Просвещение, 2008. №4. – С. 28-35.
  7. Гурович Л.М. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. М.: Наука, 2003. -244 с.