ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева»

 Изучение морфемного состава слов имеет огромное значение для развития языковых и речемыслительных способностей учащихся. Такие выдающиеся методисты прошлого, как К.Д. Ушинский, Д.И. Тихомиров, В.П. Шереметьевский, указывали, насколько велико для младших школьников общее развивающее значение этой темы, как важна она для выработки прочного грамотного письма. Их взгляды полностью разделяют современные ученые-методисты: Е.С. Кубрякова, М.Р. Львов, П.С. Жедек, М.С. Соловейчик и другие.

Во-первых, понимание структуры слова играет важную роль в обучении чтению и правописанию, поскольку при чтении мы узнаем слова и воспроизводим их на письме по значимым частям – морфемам. Орфографические правила формулируются с опорой на морфемы, орфограммы отыскиваются в морфемах.

Во-вторых, изучение состава слова развивает и речевые, и мыслительные способности младших школьников, так как в ходе морфемного анализа основными мыслительными операциями являются наблюдение, сопоставление фактов языка, анализ и синтез, аргументация решений.

В-третьих, выяснение того, «как сделаны слова в русском языке, и как они делаются», помогает учащимся овладевать лексическим богатством русского языка, развивает в детях потребность повышения своей языковой культуры.

Цель морфемного анализа – установить морфемный состав слова, то есть определить, из каких значимых частей состоит слово. При проведении морфемного анализа необходимо исходить из особенностей данного анализа по сравнению со словообразовательным и этимологическим. М.Р. Львов подчеркивает, что при морфемном анализе определяют состав слова с точки зрения современного русского языка (в синхронном плане). Словообразовательный анализ также рассматривает  слово в плане современного языка и заключается в том, чтобы определить, от какой основы образовано данное производное слово. Этимологический анализ служит для установления образования и структуры слова в историческом аспекте (диахронном плане).

В программу обучения русскому языку в начальной школе входит знакомство с основными понятиями морфемики (родственные или однокоренные слова, значимые части слова (морфемы): корень, окончание, приставка, суффикс, в некоторых программах обучения – основа) и морфемным анализом слов. Словообразовательный анализ как специальное задание по установлению последовательности присоединения (или отсечения) аффиксов к производящей основе учащиеся начинают выполнять в средних классах.

В то же время научно обоснованным является такой разбор слова по составу, который опирается на словообразовательные связи, без осознания которых членение слова на морфемы остается формальным. Поэтому, начиная с первого класса в процессе элементарного словообразовательного анализа, учащиеся практически знакомятся с наиболее употребительными в русском языке приставками и суффиксами, а также наиболее продуктивными моделями словообразования. Например, при выделении суффикса –ик в слове домик, ученики  сначала объясняют, что с помощью этого суффикса от слова дом образовалось новое слово с уменьшительным значением, а затем устанавливают, что также образовались слова столик, носик и т.п.

Разбор слова по составу – это комплексный анализ слова, опирающийся в той или иной степени на все разделы школьного курса русского языка: фонетику, лексику, словообразование, морфологию. К началу работы нал составом слова младшие школьники еще не имеют достаточного багажа знаний.

Знакомство с морфемами в курсе изучения русского языка в начальной школе проводится в следующем порядке: раньше всего учащиеся знакомятся с корнем, а затем изучают аффиксы. Поэтому в течение некоторого времени разбор проводится частично. Ученикам предлагаются пары родственных слов, из которых одно непроизводное, состоящее только из корня, а второе – непосредственно образовано от первого, например, сад и садик. Сначала дети устанавливают, что это родственные слова, затем в производном слове выделяют корень. При этом рассуждения учеников должны выглядеть приблизительно так: сад и садик – родственные слова. Слово садик образовано от слова сад, так как садик – это небольшой, маленький сад. Корень слова -сад-, так как дальше его разделить нельзя. Этот корень выделяется при сопоставлении ряда и других родственных выше названным слов: садовник, садовод, садовый (инвентарь).

Исходя из принципа «от простого к сложному», для выполнения морфемного анализа на ранних этапах необходимо подбирать слова с несложной и прозрачной структурой. Важно также, чтобы предлагаемые лексемы были доступны для детского понимания. Это слова, обозначающие детёнышей и самок животных (слон – слонёнок – слониха, тигр – тигрёнок – тигрица), слова с уменьшительно-ласкательным значением (лес – лесок, кот – котик) и т.п.

В методической литературе относительно порядка морфемного анализа не существует единого мнения. Большинство методистов рекомендуют придерживаться следующего алгоритма:

  • Измени слово и выдели окончание;
  • Отдели окончание от основы и выдели основу;
  • Подбери однокоренные слова и выдели корень;
  • Найди и обозначь приставку и суффикс.

Следует заметить, что правильность морфемного анализа обусловлена не только порядком выделения морфем, но и осознанием учащимися операций, выполняемых в ходе данной работы. Кроме того, важную роль играет имеющийся у них объем знаний языковой теории.

Так, при выделении в слове корня распространённой ошибкой является смешение родственных слов и словоформ. Например, в качестве однокоренных, приводятся слова стол – столы, (нет) стола; белый – белая, белые; ведёт – ведут. Это заметно на ранних этапах работы по морфемному разбору слова, когда учащиеся еще не знают всех особенностей изменения основных частей речи, изучаемых в начальной школе.

Недостаточная фонетическая подготовка сказывается на том, что школьники испытывают трудности при выделении морфем в словах, где обнаруживается чередование звуков (друг – дружок, собака – собачка, сбор – собрание).

Источником ошибок часто служит своеобразие передачи на письме звука [j]. Например, в начальной  школе в словах типа края, строем, муравью принято буквенное обозначение окончания –я, -е, -ю соответственно. Но при сопоставлении указанных словоформ с формой именительного падежа (край, строй, муравей), учитель вынужден будет обратиться к вопросу об особенностях букв е, ё, ю, я в русском языке, обозначающих в некоторых позициях два звука.

Для распознавания в слове приставки используют те же приемы, что и при нахождении корня, то есть подбирают однокоренные слова с разными приставками и без них (побег – забег, набег, бег). Другим способом выделения префиксов является подбор неоднокоренных слов с одной и той же морфемой (побег – полёт, поход, погоня). Опыт показывает, что второй способ для морфемного анализа в начальных классах менее пригоден, так как для его реализации ученику необходимо заранее знать искомую приставку, что составляет некоторые затруднения у младших школьников и приводит к ошибкам. Например, учащиеся могут ошибочно полагать, что в словах подворье и подоконник одинаковые приставки. Таким образом, действия при  подборе лексем с одинаковыми префиксами целесообразно применять для подтверждения того, что морфема найдена правильно.

Вычленение в слове суффикса уместнее проводить на сопоставлении двух слов: производящего и производного (сон – сонный, сахар – сахарок, дождь – дождинка). Необходимо отметить, что распознавание суффиксов в словах для учеников младших классов затруднено. Часто в качестве единственного признака для определения морфемы используют местоположение: суффикс – часть слова, которая стоит между корнем и окончанием. В таком случае вероятны ошибки, так как отрезок после корня может состоять из нескольких аффиксов (уч-и-л, рыб-ац-к-ий, зим-ов-щик). Поэтому на первых этапах изучения состава слова проводится под руководством учителя, а для самостоятельной работы по данной теме учащимся предлагаются такие словообразовательные модели, которые уже встречались в практике.

Таковы основные особенности усвоения морфемного состава слова учащимися младших классов. Понимание специфики проведения морфемного анализа в начальной школе необходимо учителю для того, чтобы он имел возможность вовремя оказать помощь ученику в преодолении трудностей, которые возникают при разборе слова по составу.

Литература

  1. Герфорт В.А. Работа над составом слова в начальных классах. Понятие корень, однокоренные слова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов. – М., 2007.
  2. Копелиович А.Б. Правило йотированной буквы при морфемном анализе // Первое сентября: Русский язык. – 2009. – №3 – С. 7-12.
  3. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., 2004.
  4. Шипицына Г.М. Этот трудный разбор по составу… // Русский язык в школе. – 2007. – №4. – С.35-38.

Научный руководитель доц.Биджиева А.А-Ю.