КЧГУ
Одной из актуальных проблем развития информатизации сферы образования является обеспечение его информационной поддержки необходимой научной и учебно-методологической информацией. В последние годы спрос на такую информацию в сфере образования устойчиво возрастает. Одной из причин такого явления является процесс модернизации образования, который ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.
В настоящее время известно несколько программных систем, предназначенных для автоматизации процессов управления учебным заведением общего среднего образования [2]. Большая часть таких систем поддерживает достаточно ограниченный круг функций, связанных с управлением учебным заведением, имеет собственную структуру данных, которая не позволяет обеспечить горизонтальный (от одного учреждения другому) и вертикальный (информация для органов управления образованием на уровне города или района) обмен данными. До сих пор не выработано единых подходов для обеспечения взаимодействия с родителями и общественностью.
В то же время использование информационных технологий в организации и планировании деятельности учебных заведений системы общего среднего образования позволяет достичь многих преимуществ, в числе которых:
−повышение эффективности учебного процесса, возможность управления с оперативным учетом результатов уже осуществленной деятельности;
−принятие более эффективных управленческих решений;
−повышение объективности в оценке деятельности учителей и школьников;
−более эффективное управление познавательной деятельностью школьников;
−возможность принятия обоснованных и целесообразных мер, нацеленных на повышение результативности образования;
−оперативный адресный доступ к организационной информации учебного заведения;
−экономия материальных и человеческих ресурсов;
−высвобождение свободного времени;
− сокращение объемов рутинной работы.
До последнего времени накоплен большой практический опыт использования автоматизированных систем управления различными технологическими процессами. В настоящее время системы управления учебным процессом появляются и в образовательных учреждениях.
Изначально средства информационных технологий и автоматизированные системы управления в сфере образования разрабатывались как базы данных по контингенту школьников, кадрам, учебным планам и другой информации. Средства информационных технологий, задействованные в управлении образовательным учреждением должны состоять из подсистем: информационного обеспечения, технического обеспечения, математического и программного обеспечения, методического обеспечения, организационного обеспечения [3].
В процессе информатизации начальных классов существенную роль должна сыграть информация «управленческого характера», содержание которой должно включать несколько основных структурных составляющих. В их числе нужно выделить:
− сведения, отражающие материальные и социальные параметры деятельности младших школьников;
− сведения о количественном и качественном составе, уровне подготовки и квалификационном росте педагогического коллектива, совокупность всех данных, характеризующих имеющийся кадровый потенциал;
− сведения об учебном плане и распределении нагрузки;
− информацию о событиях в жизни классов (расписание, разовые мероприятия);
− данные об успеваемости школьников;
− сведения об учебно-методическом, техническом и финансовом обеспечении классов;
− сведения о научно-исследовательской, методической и инновационной деятельности учебного заведения.
С каждым годом труд учителя становится все сложнее. Изменяется содержание учебных дисциплин, появляются новые средства и методы обучения. «Во многих случаях повышение сложности труда учителя связано с все возрастающим потоком информации, которую должен учитывать учитель в своей работе» [1].
Использование средств информационных технологий во многих случаях может привести к автоматизации такой деятельности и сокращению нагрузки, лежащей на учителе. Как следствие, подобное использование средств информатизации в расчете, планировании и администрировании педагогической деятельности может положительно отразиться на эффективности системы обучения школьников. Использование средств информационных технологий учителями, позволяет более эффективно управлять познавательной деятельностью школьников, оперативно отслеживать результаты обучения и воспитания, принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению уровня обученности и эффективности системы качеств знаний учеников, целенаправленно совершенствовать методическое мастерство, иметь оперативный адресный доступ к организационной информации, собираемой в школе [1].
Как правило, достаточно эффективная автоматизация и администрирование труда учителя могут быть осуществлены с использованием достаточно стандартного для школы набора компьютерной техники. К нему в некоторых случаях может быть добавлен карманный компьютер.
В числе программных средств, нацеленных на повышение эффективности труда учителя, создаваемых в настоящее время и попадающих в систему общего среднего образования, следует выделить:
- средства доступа к информационным ресурсам и электронным изданиям, необходимым учителю для осуществления своей профессиональной деятельности, при этом эти ресурсы и издания могут находиться в локальной компьютерной сети школы, храниться в электронном библиотечном фонде или быть опубликованы во всемирной компьютерной сети;
- средства планирования содержания и методов обучения;
- средства краткого и расширенного описания учебных и методических материалов, имеющихся в распоряжении учителя, включая подсистемы;
- планирования использования каждого учебного и методического ресурса;
- средства планирования и диспетчеризации учебных занятий, внеучебных мероприятий, самостоятельной деятельности школьников;
- средства автоматизации контроля и измерения результативности обучения каждого школьника;
- системы и базы данных, позволяющие учитывать персональные сведения по каждому ученику и каждому занятию;
- системы учета успеваемости каждого ученика;
- средства автоматизации ведения документации и составления отчетных документов;
- телекоммуникационные средства, позволяющие наладить оперативное общение с учащимися и родителями, средства информирования родителей о ходе и результатах обучения каждого ученика [14].
Использование перечисленных средств информационных технологий, составляющих основу информатизации труда учителя, позволяет автоматизировать и, как следствие, повысить эффективность следующих видов деятельности педагога:
- расчет учебной нагрузки за требуемый период времени;
- составление расписания учебных занятий и внеучебных мероприятий с учетом требований к нагрузке учеников;
- поиск наиболее актуальных учебных материалов и средств обучения, востребованных в рамках реализуемой методической системы подготовки школьников;
- учет хода и результатов проведения каждого учебного занятия с заменой традиционного классного журнала на его электронную версию, содержащую персональные сведения по каждому школьнику, посещаемости занятий, результатах обучения, показанных каждым учеником;
- планирование тематики учебных занятий, использования на них методов и средств обучения;
- ориентация в учебном и методическом материале, накопленном учителем в ходе педагогической деятельности;
- контроль и измерение результативности обучения по каждому школьнику;
- оперативное информирование родителей и администрации школ по всем вопросам, возникающим в ходе обучения и воспитания школьников; ведение документации и составление отчетных документов.
Все средства и технологии информатизации, применяемые в автоматизации труда учителя, нацелены на достижение главной цели – максимального высвобождения педагога от выполнения рутинных и трудоемких операций, не связанных с непосредственным общением со школьниками. Благодаря использованию таких средств и технологий у учителя высвобождается время и силы, которые он может посвятить собственному профессиональному росту, разработке новых учебных и методических материалов и, конечно же, дополнительному обучению и воспитанию школьников.
Литература
- Бочкин Е. С. Методика преподавания информатики. – М.: ВШ, 2008. – 431 с. (14)
- Красовский С. В. Информация в современном цивилизационном процессе/ Науч. и техн. б-ки, – 2012. – № 6. – 54-57с. (56)
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. –– М.: «Академия», 2010. – 512 с. (61)
Свежие комментарии