КЧГУ

Одной из актуальных проблем развития информатизации сферы образования является обеспечение его информационной поддержки необходимой научной и учебно-методологической информацией. В последние годы спрос на такую информацию в сфере образования устойчиво возрастает.  Одной из причин такого явления является процесс модернизации образования, который ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.

В настоящее время известно несколько программных систем, предназначенных для автоматизации процессов управления учебным заведением общего среднего образования [2]. Большая часть таких систем поддерживает достаточно ограниченный круг функций, связанных с управлением учебным заведением, имеет собственную структуру данных, которая не позволяет обеспечить горизонтальный (от одного учреждения другому) и вертикальный (информация для органов управления образованием на уровне города или района) обмен данными. До сих пор не выработано единых подходов для обеспечения взаимодействия с родителями и общественностью.

В то же время использование информационных технологий в организации и планировании деятельности учебных заведений системы общего среднего образования позволяет достичь многих преимуществ, в числе которых:

−повышение эффективности учебного процесса, возможность управления с оперативным учетом результатов уже осуществленной деятельности;

−принятие более эффективных управленческих решений;

−повышение объективности в оценке деятельности учителей и школьников;

−более эффективное управление познавательной деятельностью школьников;

−возможность принятия обоснованных и целесообразных мер, нацеленных на повышение результативности образования;

−оперативный адресный доступ к организационной информации учебного заведения;

−экономия материальных и человеческих ресурсов;

−высвобождение свободного времени;

− сокращение объемов рутинной работы.

До последнего времени накоплен большой практический опыт использования автоматизированных систем управления различными технологическими процессами. В настоящее время системы управления учебным процессом появляются и в образовательных учреждениях.

Изначально средства информационных технологий и автоматизированные системы управления в сфере образования разрабатывались как базы данных по контингенту школьников, кадрам, учебным планам и другой информации. Средства информационных технологий, задействованные в управлении образовательным учреждением должны состоять из подсистем: информационного обеспечения, технического обеспечения, математического и программного обеспечения, методического обеспечения, организационного обеспечения [3].

В процессе информатизации начальных классов существенную роль должна сыграть информация «управленческого характера», содержание которой должно включать несколько основных структурных составляющих. В их числе нужно выделить:

− сведения, отражающие материальные и социальные параметры деятельности младших школьников;

− сведения о количественном и качественном составе, уровне подготовки и квалификационном росте педагогического коллектива, совокупность всех данных, характеризующих имеющийся кадровый потенциал;

− сведения об учебном плане и распределении нагрузки;

− информацию о событиях в жизни классов (расписание, разовые мероприятия);

− данные об успеваемости школьников;

− сведения об учебно-методическом, техническом и финансовом обеспечении классов;

− сведения о научно-исследовательской, методической и инновационной деятельности учебного заведения.

С каждым годом труд учителя становится все сложнее. Изменяется содержание учебных дисциплин, появляются новые средства и методы обучения. «Во многих случаях повышение сложности труда учителя связано с все возрастающим потоком информации, которую должен учитывать учитель в своей работе» [1].

Использование средств информационных технологий во многих случаях может привести к автоматизации такой деятельности и сокращению нагрузки, лежащей на учителе. Как следствие, подобное использование средств информатизации в расчете, планировании и администрировании педагогической деятельности может положительно отразиться на эффективности системы обучения школьников. Использование средств информационных технологий учителями, позволяет более эффективно управлять познавательной деятельностью школьников, оперативно отслеживать результаты обучения и воспитания, принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению уровня обученности и эффективности системы качеств знаний учеников, целенаправленно совершенствовать методическое мастерство, иметь оперативный адресный доступ к организационной информации, собираемой в школе [1].

Как правило, достаточно эффективная автоматизация и администрирование труда учителя могут быть осуществлены с использованием достаточно стандартного для школы набора компьютерной техники. К нему в некоторых случаях может быть добавлен карманный компьютер.

В числе программных средств, нацеленных на повышение эффективности труда учителя, создаваемых в настоящее время и попадающих в систему общего среднего образования, следует выделить:

  • средства доступа к информационным ресурсам и электронным изданиям, необходимым учителю для осуществления своей профессиональной деятельности, при этом эти ресурсы и издания могут находиться в локальной компьютерной сети школы, храниться в электронном библиотечном фонде или быть опубликованы во всемирной компьютерной сети;
  • средства планирования содержания и методов обучения;
  • средства краткого и расширенного описания учебных и методических материалов, имеющихся в распоряжении учителя, включая подсистемы;
  • планирования использования каждого учебного и методического ресурса;
  • средства планирования и диспетчеризации учебных занятий, внеучебных мероприятий, самостоятельной деятельности школьников;
  • средства автоматизации контроля и измерения результативности обучения каждого школьника;
  • системы и базы данных, позволяющие учитывать персональные сведения по каждому ученику и каждому занятию;
  • системы учета успеваемости каждого ученика;
  • средства автоматизации ведения документации и составления отчетных документов;
  • телекоммуникационные средства, позволяющие наладить оперативное общение с учащимися и родителями, средства информирования родителей о ходе и результатах обучения каждого ученика [14].

Использование перечисленных средств информационных технологий, составляющих основу информатизации труда учителя, позволяет автоматизировать и, как следствие, повысить эффективность следующих видов деятельности педагога:

  • расчет учебной нагрузки за требуемый период времени;
  • составление расписания учебных занятий и внеучебных мероприятий с учетом требований к нагрузке учеников;
  • поиск наиболее актуальных учебных материалов и средств обучения, востребованных в рамках реализуемой методической системы подготовки школьников;
  • учет хода и результатов проведения каждого учебного занятия с заменой традиционного классного журнала на его электронную версию, содержащую персональные сведения по каждому школьнику, посещаемости занятий, результатах обучения, показанных каждым учеником;
  • планирование тематики учебных занятий, использования на них методов и средств обучения;
  • ориентация в учебном и методическом материале, накопленном учителем в ходе педагогической деятельности;
  • контроль и измерение результативности обучения по каждому школьнику;
  • оперативное информирование родителей и администрации школ по всем вопросам, возникающим в ходе обучения и воспитания школьников; ведение документации и составление отчетных документов.

Все средства и технологии информатизации, применяемые в автоматизации труда учителя, нацелены на достижение главной цели – максимального высвобождения педагога от выполнения рутинных и трудоемких операций, не связанных с непосредственным общением со школьниками. Благодаря использованию таких средств и технологий у учителя высвобождается время и силы, которые он может посвятить собственному профессиональному росту, разработке новых учебных и методических материалов и, конечно же, дополнительному обучению и воспитанию школьников.

Литература

  1. Бочкин Е. С. Методика преподавания информатики. – М.: ВШ, 2008. – 431 с. (14)
  2. Красовский С. В. Информация в современном цивилизационном процессе/ Науч. и техн. б-ки, – 2012. –  № 6. – 54-57с. (56)
  3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. –– М.: «Академия», 2010. – 512 с. (61)