Карачаево-Черкесский государственный университет

имени У.Д. Алиева

Обращаясь к проблеме формирования личности, следует отметить, что  целый ряд учёных, занимающихся изучением подготовки будущих специалистов, указывают на необходимость приобщения молодёжи к научно-исследовательской деятельности, имеющей большое значение для становления личности и ее самореализации в профессиональной деятельности.

Научно-исследовательская деятельность направлена на развитие устойчивого интереса к самообразованию, формирование творческого подхода к работе, содействие связи учебного исследования с практикой. Такой специалист всегда будет сознательно, творчески относиться к своему труду, постоянно стремиться к самосовершенствованию в профессии. В этой связи научная работа как важное звено подготовки конкурентоспособного специалиста должна занимать ведущее место в структуре образовательного процесса. Исследовательские способности выпускника, приобретенные им в ходе профессиональной подготовки, дают возможность опережать предъявляемые ему работодателем требования и быть востребованным на рынке труда.

Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности  отражена в федеральных государственных образовательных стандартах как бакалавриата, так и магистратуры в универсальных и общепрофессиональных компетенциях и является обязательной составной частью модели специалиста высшего профессионального образования.

В требования ФГОС к научно-исследовательской деятельности разных направлений вкладывается разное содержание, направленное на решение задач в зависимости от вида профессиональной деятельности. Реалии высшего образования выявили проблему обучения всех студентов основам научно-исследовательской деятельности, приобретения опыта проведения научных исследований, развития творческих способностей студентов, направленных на практическую реализацию в профессиональной деятельности научного и интеллектуального потенциала.

Научно-исследовательская деятельность представляет собой уникальный способ реализации профессиональной компетентности студентов вуза, являет собой модель самореализации креативного потенциала как студентов, так и преподавателей. Эта модель направлена на всестороннее раскрытие способностей к исследованию, а также личностных черт характера как будущего квалифицированного специалиста, что, вне всяких сомнений, содействует обретению студентами собственного мировоззрения.

Основным принципом организации научно-исследовательской работы студентов является системность, которая подразумевает интеграцию научно-исследовательского, учебного процессов и практики, a также использование различных форм организации НИРС.

К сожалению, на сегодняшний день, не в полной мере, применение системного подхода к организации научно-исследовательской деятельности обучающихся реализуется в контексте таких требований, как:

– рассмотрение организации научно-исследовательской деятельности как системы;

– выявление системных и целостных свойств объекта;

– изучение структуры системы в аспекте взаимодействия всех её компонентов и в движении системы от одного уровня к другому.

И в комплексе недостатков вышеуказанной системы, нам хотелось бы выделить мотивационный аспект научно-исследовательской деятельности. Аспект, который актуален для всех уровней образования – бакалавриата, магистратуры и особенно аспирантуры.

Повышение научной активности студентов напрямую зависит от условий, созданных в вузе для исследовательской деятельности. Создание же благоприятных условий невозможно без изучения мотивационной и операционной сферы исследовательской деятельности. Если мотивационная сфера создает у человека готовность к деятельности, поддерживая интерес к ней в ходе ее выполнения, то операционная сфера исследовательской деятельности осуществляет ее исполнительскую часть, обеспечивает получение необходимого результата.

Сегодня в системе высшего образования актуализировался такой компонент, как воспитательная деятельность. Планы воспитательной работы включаются в ОПОП, конкретизируются в рабочих программах, в вузах, несмотря на оптимизацию, в штатное расписание возвращаются единицы, должностные обязанности которых связаны с организацией воспитательной деятельности и т.д.

В теории воспитательной работы выделяется большое разнообразие видов воспитательной деятельности, и каждый из них значим в формировании личности и будущего профессионала. Среди них, немногие ученые назовут такой вид, как научное воспитание, может в силу его недостаточной изученности, либо в связи с идентификацией этого понятия с формирование и развитием научно-исследовательской компетентности.

Научное воспитание – это воспитание, совершаемое в процессе реального познания, состоящее в развитии личности, формировании у воспитуемых творческого, аналитического отношения к явлениям природы и общества, умения в любом деле прогнозировать, строить систему доказательств, делать обобщения и моделировать.