КЧГУ

Исследовательская компетенция, на наш взгляд, является важной составляющей профессионализма учителя и выступает условием его развития и реализации готовности учителя к педагогической деятельности. Не случайно одной из задач высшего педагогического образования является подготовка будущего учителя к исследовательской деятельности. Вовлечение студентов и преподавателей в фундаментальные исследования позволит не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей [1]. Исследовательская компетенция является основой для развития интеллектуальных, коммуникативных, проектировочных умений, развивает критическое мышление, творческие способности студентов. Обобщая различные подходы к определению сущности исследовательской компетенции, отметим, что однозначного толкования этого понятия нет. Одни ученые [2; 3] считают, что исследовательскую компетентность следует рассматривать как составляющую профессиональной компетентности, другие [4; 5] –неотъемлемым компонентом общей и профессиональной образованности, третьи [6–8] определяют исследовательскую компетентность как совокупность знаний и умений, необходимых для осуществления исследовательской деятельности.

Разделяя взгляды А.В. Хуторского [9], считаем, что исследовательская компетенция носит метапредметный характер по отношению к образовательному процессу и является ключевой по отношению к педагогической деятельности учителя. Метапредметный характер исследовательской компетенции проявляется в той совокупности обобщенных знаний и умений, а также в уровне развития интеллектуальных способностей студентов, которые позволяют им осуществлять широкий перенос сформированных методологических (исследовательских) умений на различные виды педагогической деятельности, что гарантирует успешность учителю в быстро меняющемся современном мире. Исследовательская компетенция следует отнести к ключевым компетенциям, так как ее присутствие имеет определяющее, ключевое значение для профессиональной педагогической деятельности, развития педагогического мастерства и профессионализма. Наличие исследовательских знаний и умений является одной из ярких характеристик уровня профессиональной зрелости педагога.

Успешность исследовательской деятельности студентов во многом определяется личностными качествами, к которым следует отнести такие, как критичность и самокритичность, неудовлетворенность достигнутыми результатами, мощный интеллект, выраженную способность контролировать свои действия, способность к нестандартному решению теоретических и экспериментальных задач, наблюдательность, честность, открытость и смелость отстаивания своих взглядов и позиций, собственное видение проблемы, самостоятельность, инициативность и ответственность и другие.

В нашем исследовании мы рассматриваем исследовательскую компетенция педагога как компонент его профессионально педагогической компетентности; как характеристику личности учителя, владеющего методологическими знаниями и умениями, технологией исследовательской деятельности и проявляющего готовность к их использованию в профессиональной деятельности. Студенты, целенаправленно занимающиеся исследовательской деятельностью, заметно отличаются теми качествами, которые характерны для исследователя. Их характеризует познавательная активность, желание не просто приобрести профессионально важные знания и умения, но и исследовать образовательный процесс в школе, изучить возрастные, психологические особенности учащихся, характер их взаимоотношений друг с другом, с учителями, использовать в организации учебно-познавательного процесса в школе инновационные методы и формы обучения; стремление проверять на собственном опыте педагогические новации, современные педагогические технологии, находить новую информацию из собственного опыта; особая чувствительность к проблемам; способность к дивергентному поиску решения выявленных проблем; способность к рефлексии.

Исследовательская деятельность студентов отличается от научно-исследовательской деятельности ученого, занимающегося научным исследованием. Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, проявлениями которой являются поисковая активность и исследовательское поведение студента. В отличие от научного исследования, целью которого является производство новых знаний, решение крупных научных проблем в различных областях деятельности человека, учебно и научно-исследовательская деятельность студентов направлена на формирование исследовательских умений и навыков, как универсального способа познания окружающей действительности, развитие познавательной мотивации, приобретение знаний о методах и методиках освоения действительности, приобретение знаний, новых и значимых для студентов, будущих педагогов. Рассматривая исследовательскую деятельность студентов как синтез учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности, мы вкладываем разное понимание сущности этих видов деятельности. Так, под учебно-исследовательской деятельностью студентов мы понимаем деятельность, в результате которой они приобретают необходимые навыки творческой исследовательской деятельности. В процессе решения задач, как правило, уже разработанных в науке, студенты приобретают умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, изучая и анализируя не только учебную литературу, но и дополнительную. С целью развития информационных умений организуется работа студентов по составлению библиографических списков, написанию аннотаций, кратких рефератов, тезисов, докладов и сообщений теме своего исследования, постановки целей и задач исследования, планированию и организации микроэкспериментов, овладению методами и методиками исследования, анализу и обобщению полученных результатов и их объяснению. Научно-исследовательская деятельность студентов рассматривается как поисковая деятельность научного характера, направленная на решение задач неизвестным результатом. Эта деятельность связана с анализом реального образовательного процесса, выдвижением гипотез и их экспериментальной проверкой, построением модели учебного или воспитательного процесса, выявлением педагогических условий эффективного построения образовательного процесса в школе.

В результате глубокого теоретического анализа исследуемой проблемы, объяснения педагогических явлений и процессов, установления их связей и отношений, теоретического и экспериментального обоснования фактов, выявления закономерностей посредством научных методов познания студент открывает «новое знание», носящее не только субъективный характер, но и приобретающее определенную объективную теоретическую значимость, новизну для образовательной практики. Формирование исследовательской компетенции студентов происходит непосредственно в процессе осуществления исследовательской деятельности, функциями которой являются аналитическая, ориентационная, прогностическая, информационная и моделирующая. Аналитическая функция исследовательской деятельности проявляется в психолого-педагогическом анализе образовательного процесса на всех уровнях его структурной организации как педагогической системы. Сущность анализа заключается в том, чтобы установить причинно-следственные связи между компонентами учебно-воспитательного процесса – целью, содержанием, формами, методами, условиями, в которых он протекает, и его результатами, а также проследить влияние процесса на уровень обученности и воспитанности учащихся. Теоретический анализ педагогических процессов направлен на выявление фактов, явлений; установление состава элементов данного факта или явления; раскрытие содержания и определение роли каждого из элементов данной структуры; проникновение в процесс развития целостного явления; определение его места в образовательном процессе. Основные требования к анализу педагогического процесса, явления или ситуации:
–соответствие содержания поставленным целям; –системность, которая предполагает охват анализом не только всех компонентов системы обучения и воспитания, но и всех участников учебно-воспитательного процесса; –объективность, основывающаяся только на достоверных данных, на научных методах исследования; –логичность, проявляющаяся в том, что любые проблемы образования должны анализироваться в следующей логике: признаки, указывающие на наличие проблемы; тенденции; причины тенденций; задачи деятельности педагога; система мер; необходимые условия и средства; сроки, ответственные, где и как подводятся итоги; ожидаемые результаты; прогноз будущей педагогической ситуации.

Таким образом, сущность аналитической функции состоит в том, чтобы исследовать, оценить учебно-воспитательный процесс, свою профессиональную деятельность в период педагогической практики, прогнозировать развитие ситуации и собственный стиль и стратегию поведения в данной ситуации и в результате сделать выводы, способствующие выходу на более качественный, эффективный уровень педагогической деятельности.

Ориентационная функция направлена на формирование системы представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего исследования, или выполняемого действия, определение оценочных отношений к предмету исследования. Она выражается в умении студента определять направление исследовательской деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе работы, прогнозировать результаты этой работы. Информационная функция реализуется через поиск студентами учебной, научной, мировоззренческой, нравственно-эстетической, справочной, методической информации, а также информации из различных интернет-ресурсов. Овладение знаниями, мировоззренческими и нравственными идеями является важнейшим средством формирования и развития личности студента. Не менее важным является формирование умений самостоятельной работы с информацией, включающей такие виды умений, как написать реферат, тезисы, аннотацию, рецензию, разработать план, конспект, составить библиографический список и др. В последние годы особую актуальность приобретает владение современными информационными средствами, компьютерными технологиями. В связи с этим возникает необходимость формирования таких умений, как работа с обучающими и контролирующими программами, с цифровыми образовательными ресурсами, электронными учебными пособиями, электронной почтой, ICQ, текстовыми редакторами, электронными таблицами, моделями, тестами. Прогностическая функция предполагает у студентов наличия умения предвидеть конечной результат исследовательской деятельности. Умение прогнозировать, осуществляемое на научной основе, опирается на знания сущности, закономерностей и логики педагогического процесса. К прогностическим умениям следует отнести умение выдвигать гипотезы, формулировать цели и задачи предстоящего исследования, подобрать способы достижения поставленных целей, предвидение результата, возможных отклонений и нежелательных явлений, определение этапов педагогического исследования, распределить время, спланировать и составить алгоритм своих действий, использовать комплекс методов и методик, адекватных исследованию. Моделирующая функция реализуется в процессе исследования объектов познания на их моделях. Построение педагогических моделей позволяет с достаточной точностью описывать реально существующие явления и процессы так, как они проходили бы в действительности. С ней проводится опытно-экспериментальная работа с целью получения информации о педагогической системе, при необходимости можно скорректировать ее структуру, внутренние связи между составляющими ее компонентами, получить достаточно устойчивые результаты, позволяющие сделать выводы и перенести результаты в образовательный процесс школы. Таким образом, в процессе освоения студентами всех компонентов научного исследования у них формируется исследовательская компетенция, особенностями которой являются: решение нестандартных задач с помощью эвристических методов; использование различных методов исследования при решении проблемных ситуаций, встречающихся в образовательном процессе школы; возможность использовать сформированные исследовательские умения в любых педагогических ситуациях; готовность включаться в инновационные процессы школы, в результате чего у студента развиваются профессионально значимые качества учителя-исследователя; ценностное осмысление роли исследовательского поиска в педагогической деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Российское образование –2020: Модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Международной научной конференции. «Модернизация экономики и глобализация»; Москва, 1–3 апреля 2008 г. / Под. ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина. –М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2008. –39 с.
  2. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя. –Красноярск: КГУ, 1998. –118 с.
  3. ДеркачА.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма.–М.: РАУ, 1993. –25 с.
  4. Лаптев В.В. Научный подход к построению программ исследования качества образования //Модернизация общего образования на рубеже веков: сборник научных трудов. –СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. –С. 3–10.
  5. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б.С. Гершунского. –М.: Педагогика, 1990. –221 с.
  6. Зеер Э. Ф.Обновление базового профессионального образования на основе компетентностного подхода // Профессиональное образование. –2007. –№4. –С. 9–10.
  7. Талызина Н. Ф., Печенюк Н.Т., Хихловский Л.Б. Пути разработки профиля специалиста. –Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987. ‒ 173 с.
  8. Чошанов М. А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессионально школе: автореф. дис. … д-ра пед. наук. –Казань, 1996. –34 с.

Хуторской А.В. Ключевые компетенции как результат личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. –2003. –№2. –С. 58–64.