КЧГУ им.У.Д.Алиева

Формирование элементарных математических представлений очень важна не столько с предметной, сколько с психологической точки зрения. В этот период ребенок постепенно адаптируется к новому видению мира и приучается к специфике количественной оценки окружающей действительности. Этот процесс связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы детского дошкольного учреждения и направлен на решение задач математического развития дошкольников.

Математическое развитие дошкольников происходит как в повседневной жизни (прежде всего в общении со взрослыми, в совместной деятельности с ними и друг с другом), так и путем целенаправленного обучения. Именно элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать как главное средство математического развития (A.M. Леушина, З.А. Михайлова и др.).

Первоначальные математические представления ребенка формируются на основе системных знаний, которые он получает в процессе взаимодействия с предметами окружающего мира, со взрослыми и сверстниками. Знания могут выполнять разные функции в математическом опыте детей.

В качестве основной функции можно выделить информационную, которая заключается в том, что математические знания несут в себе информацию о разных количественных, временных, пространственных, геометрических представлениях и величинных отношениях. Роль данной функции знания состоит в том, что ребенок начинает ориентироваться в окружающем мире. Информативность объективно принадлежит знанию, т.е. любое знание информативно. Однако в субъективном смысле для каждого отдельного ребенка понятие информативности неоднозначно. Это зависит от уровня сформированности у него тех или иных математических представлений, от уровня развития познавательных интересов, обусловливающих открытость к информации.

Следующей по значимости можно назвать эмоционально- познавательную функцию, которая проявляется в интересе к изучаемому объекту, эмоциональном подъеме во время деятельности с ним. В процессе формирования элементарных математических представлений необходимо не просто передать ребенку информацию математического характера, но и представить ее в такой форме, с такой эмоциональной окрашенностью, которые способствовали бы наиболее быстрому и полному усвоению материала, например, в игре.

Регуляторная функция знаний тесно связана с информативной и эмоционально-познавательной. Она проецирует знания на конкретную деятельность (С.А. Козлова, В.И. Логинова, H.H. Поддъяков, Д.Б. Эльконин и др.).

Взаимосвязь всех названных функций в процессе математического развития – необходимое условие, определяющее целостность, научность, системность формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, подготавливающее их к обучению математике в школе.

Овладевая элементарными математическими представлениями, ребенок учится не только воспринимать предметы и совершать с ними определенные действия, но и абстрагировать, обобщать, то есть у него развивается вербально-логическое мышление.

Формирование элементарных математических представлений у детей начинается с познания свойств и отношений между предметами: устанавливается сходство и различие, уточняются объективность и относительность свойств, выявляется многообразие предметов и их взаимодействие. На начальном этапе формирования математических представлений обращается внимание на познание ребенком свойств предметов, выделяются их виды, проводится их классификация, уточняются их объективность и относительность, дети узнают о многообразии предметов и отношений между ними, прежде всего отношений сходства и различия. На этом же этапе детей знакомят с понятием величины как всеобщим свойством предметов, организуют работу по развитию чувственного опыта, лежащего в основе познания свойств предметов, и т.п. Под руководством взрослых дети учатся выявлять отношения между предметами, в результате чего у них формируется понимание отношений, используемых в логике математике. Они сравнивают предметы, осуществляют предметные действия упорядочения и разбиения, овладевают логическими операциями сериации и классификации, что является необходимым условием логико- математического развития. Так, уже в дошкольном возрасте дети осваивают сравнение как практическую операцию, познают средства выражения отношений, для чего используются наглядно-схематические, знаково-символические и вербальные способы (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др.).

Национальные традиции с математическим содержанием, которое мы предлагаем, включают доступные детям математические понятия. Они формируются с помощью интеграции разных видов деятельности (речевой, игровой, изобразительной, конструктивной, самостоятельной).

Однако прежде чем начинать работу по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием национальных традиций необходимо определить, как используется этнокультурные традиции тувинцев в математическом образовании дошкольников, и выявить уровень развития их математических представлений.

Недостаточное использование этнокультурных традиций карачаевского народа в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста было нами замечено давно. На начальном этапе исследования был проведен опрос 30 педагогов дошкольных учреждений, целью которого было изучение реального состояния на практике проблемы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с учетом национально-региональных особенностей жизни. Анализируя ответ на вопрос: «По какой программе обучаете детей математике и на каком языке?», мы получили следующие результаты: 83% педагогов отметили, что обучают детей математике на родном (карачаевском) языке, в основном по типовой программе воспитания и обучения М.А. Васильевой, незначительная часть педагогов (17%) отметили, что обучают детей математике на русском языке.

При выявлении проблем обучения математике на родном языке мы пришли к выводу, что 67% педагогов связывают их с отсутствием методических разработок на карачаевском языке. В этой связи им самим приходится заниматься переводом действующих ныне программ, методических разработок, что представляет для них значительную сложность. Следует заметить, что словарь математических терминов на карачаевском языке был опубликован в 1977 г. В настоящее время это издание стало библиографической редкостью.

При выяснении сущности национально-регионального компонента в формировании элементарных математических представлений было выяснено, что большинство педагогов (83%) считают необходимым вести обучение математике на родном (карачаевском) языке, меньшая часть (17%) педагогов считают, что это нужно делать на русском языке. Вместе с тем они отмечают важность обогащения математического содержания этнокультурными аспектами.

На вопрос о сути обогащения содержания формирования элементарных математических представлений у дошкольников мы получили разнообразные ответы. Общим в них является признание сложности этой работы, которая предполагает использование местного материала. Она требует значительного времени в нахождении специального материала, его дидактической обработки.

Подводя итоги проведенного опроса педагогов, мы пришли к выводу, что на практике существует необходимость в разработке содержания методических рекомендаций по формированию элементарных математических представлений у дошкольников на основе этнокультурных традиций карачаевского народа. Воспитатели нуждаются в помощи по дополнению содержания математического образования, основывающегося на традициях карачаевского народа.

В практической работе дошкольных образовательных учреждений использование народных традиций карачаевского народа чаще всего сводится к отдельным мероприятиям, проходящим стихийно. Помимо этого, не берется во внимание тот факт, что формирование элементарных математических представлений должно идти на родном языке, т.е. на карачаевском , и это понимают многие воспитатели ДОУ. В связи с этим большинство воспитателей занимаются переводом программ, методических разработок (таких авторов, как Е.В. Колесникова, В.П. Новикова, Л.С. Метлина и общей «Программы воспитания и обучения», программы «Детство») на карачаевский язык и обучают детей математике на карачаевском м языке.

Результаты практического поиска и анализа научной и методической литературы по проблеме привели нас к следующим выводам: 1) о необходимости создания программы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с учетом национально-регионального компонента; 2) о целесообразности использования народных традиций в формировании элементарных математических представлений.

Для выявления пространственных представлений и отношений, т.е. выявления возможностей анализа детьми взаимного расположения предметов в групповой комнате; возможностей соотнесения расположения предметов в групповой комнате с их местоположением на плане; возможностей графического изображения основных ориентиров и некоторых предметов групповой комнаты, детям были предложены следующие задания:

а) сказать, что слева от него, что справа, что впереди;

б)      ответить на вопросы: где в комнате окна, двери, еще 5-6 предметов разной формы (например, шкаф, другие предметы, отличающиеся от шкафа основной формой);

в)      назвать предметы и их форму, рассказать об их расположении;

г)       показать на плане те предметы, которые находятся в комнате.

Для выполнения данных заданий ребенку дается план групповой комнаты, на котором изображено большее количество предметов (10-15), чем дети предварительно находили и называли;

д)      нарисовать план группы. Сначала красным карандашом такими же полосками, как на плане воспитателя, требуется нарисовать окна. Потом синими полосками — двери, а теперь на своем плане точно в том месте, где и в группе, шкаф (перечисляются те предметы, которые находились и назывались детьми во время осмотра, — 5-6 предметов). Для выполнения данного задания ребенку дают лист бумаги и 3 карандаша.

Оценка результатов:

Низкий уровень – не справившимися с заданием считаются дети, которые не смогли в соответствующих местах обозначить на своих листках-планах окна, двери и другие предметы.

Средний уровень – дети обозначили двери и окна, придав им соответствующее пространственное положение, но не смогли верно передать пространственное положение предметов, перепутав их взаимное расположение: или сильно их сблизив, или слишком отдалив друг от друга. С помощью воспитателя повторно нашли на большом плане меньшее количество (2-4) предметов, соотнесли их местоположение на плане с местоположением в комнате и повторно нарисовали на новых листах план, верно передав пространственное положение окон, дверей и этих (2-4) предметов.

Высокий уровень — дети выполнили задание самостоятельно, т.е. обозначили двери и окна, придав им соответствующее пространственное положение. Обозначили на своих планах 5-6 предметов, расположив их в соответствии с местоположением в группе. Возможно, изобразили и другие, предварительно не осмотренные предметы в соответствии с их местоположением. Правильным изображением на планах следует считать как условное изображение предметов (окна, двери – полоски; мебель – ее заместители – прямоугольники, квадраты и т.д.), так и реальное изображение-дверь, шкаф, стул и т.д. В обоих случаях оценивается лишь соответствие местоположения предметов в группе и на детских планах.

  1. Следующие задания были направлены на выявление уровня развития временных представлений, т.е. умений ориентироваться во времени, называть части суток, дни недели, времена года:

а)      разложить картинки (на которых изображены разные части суток) по порядку, начиная с утра, а затем сказать, в какой временной отрезок что произошло (утро, день, ночь). Какое сейчас время суток?

б)      назвать дни недели по порядку, затем сказать, какой день недели сегодня, какой день недели был вчера, какой день недели будет завтра;

в)      внимательно посмотреть на картинки и сказать, какое время года на них изображено. За 2 минуты ребенок должен не только назвать время года, но и обосновать свое мнение, назвать признаки, свидетельствующие о том, что изображено именно это время года.

Оценка результатов:

8-10 баллов – высокий уровень (за отведенное время названы правильно все картинки с временами года, всего названо не менее 10 признаков);

4-7 баллов – средний уровень (правильно определены времена года, но указано только 6-9 признаков, подтверждающих мнение ребенка);

0-3 балла – низкий уровень (не определено ни одного времени года; разные баллы ставятся в зависимости от того, пытался или не пытался

ребенок это сделать или ребенок правильно определил время года только на 2-х картинках и указал 4 признака в подтверждение).

Для того чтобы зафиксировать изменения в уровне сформированности математических представлений старших дошкольников на основе этнокультурных традиций у детей экспериментальных и контрольных групп, нами было осуществлено изучение следующих математических представлений: количественных, пространственных, временных, величинных (см. приложение 3). В таблице 1 отражены сводные результаты диагностики.

С целью выявления актуального уровня знаний народных традиций карачаевского народа детьми дошкольного возраста нами были проведены дни погружения в народные традиции т карачаевского народа, которое осуществлялось в различных формах: занятиях, совместной деятельности, самостоятельной деятельности. Также был проведен опрос с целью изучения уровня и характера знаний детей старшего дошкольного возраста об этнокультурных традициях карачаевского народа с математическим содержанием.

Методика изучения актуального уровня знаний о народных традициях карачаевского народа включала следующие типы заданий: во-первых, знание фольклора: сказок, пословиц, поговорок, загадок, считалок, устный счет, остроумных бесед, скороговорок; во-вторых, знание народных игр и праздников; в-третьих, знание народных мер измерения величин; в-четвертых, знания об особенностях традиционного жилища карачаевского народа, этики и этикета внутри юрты.

По результатам собеседования был проведен уровневый анализ выявленных знаний и представлений народных традиций и выделены следующие уровни усвоения старшими дошкольниками народных традиций: минимальный (низкий); допустимый (средний); оптимальный (высокий).

Низкий уровень знаний народных традиций характеризуется отсутствием верных представлений о народных традициях, знанием 2-3 народных подвижных игр, знанием названий некоторых праздников, но пассивным участием в них, знанием пословиц, поговорок, загадок и редкого их использования, неумением использовать знания о народных традициях в самостоятельной деятельности или игре, незнанием элементов жилища.

Средний уровень знаний традиций характеризуется верными представлениями о традициях, но знаниями фрагментарными. Ребенок знает некоторые пословицы, поговорки, загадки и использует их в речи. Знает содержание сказок, сказочных героев, умеет узнавать их. Знает некоторые элементы жилища. Знает народные игры и умеет объяснить правила некоторых из них, умеет разворачивать игровую деятельность только при помощи взрослых. Знает названия некоторых народных праздников и принимает активное участие в них.

Высокий уровень знаний народных традиций характеризуется верными представлениями о традициях карачаевского народа. Дошкольник знает пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, остроумные беседы и использует их в активной речи, знает содержание народных сказок, знает сказочных героев, умеет узнавать их в литературных произведениях. Знает особенности национального жилища. Знает народные подвижные игры и умеет самостоятельно организовывать их. Принимает осмысленное и активное участие в народных праздниках, знает названия праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает.

Несмотря на то, что процесс дошкольного образования должен учитывать жизненный опыт детей, особенности их повседневного быта, традиций, нами выявлена недостаточность обращения воспитателей к этнокультурному контексту. В дальнейшем нами была предпринята попытка выявления условий, адекватных для формирования элементарных математических представлений на основе знания этнокультурных традиций.

Login