магистрант второго года обучения

Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева

Осмысление мира – это отражение объективной реальности, которая существует независимо от нашего сознания, но ею же воспринимается в форме свойств и отношений.

Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть, получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего через телевидение.

Важнейшие задачи образования в начальной школе:

  • формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • воспитание умения учиться– способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
  • индивидуальный прогрессв основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам;
  • формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации [1].

Так, важнейшим приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации.

Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам. 

Самой эффективной формой работы по решению творческих продуктивных задач является метод проектов.

Покажем на примерах, какие можно взять проекты для постановки полной картины мира. Ими могут быть: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов и т.д.

Любая проектная работа должна выполняться поэтапно:

  1. Выбор темы.
  2. Сбор сведений.
  3. Выбор проектов.
  4. Реализация проектов.
  5. Презентации [6].

Рассмотрим каждый из этапов отдельно.

  1. Выбор темы

Так как тема выбирается одна на всех, то она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Критериями выбора темы могут быть и специфические источники информации (возможность экскурсии на предприятия, отраслевая ориентация города, опыт учителя по работе с конкретной темой). Коллективный выбор детьми единой на всех темы может и должен регулироваться учителем (наводками и подсказками).

  1. Сбор сведений

Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того, можно собирать информацию и на носителях, требующих для воспроизведения наличия того или иного устройства (аудио и видеозаписи, дискеты, компакт- диски и т.д.).

Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать ее. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации.

В качестве источников информации могут выступать: отдельные предметы (книги,  классные библиотеки, фильмы); организации (музеи, библиотеки,  предприятия); мероприятия (экскурсии); отдельные люди (родители, специалисты, учителя). Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одном информационном проекте – в картотеке или в тематической энциклопедии.

Задача информационных проектов – формирование навыков организации приобретенной информации.

  1. Выбор проектов

После завершения этапа сбора информации учитель предлагает детям

принять участие в реализации проектов. При этом он знакомит детей с множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты. На первом этапе следует, не озадачивая детей придумыванием своих проектов, предложить им на выбор доступные, реально выполнимые проекты. Составляя список проектов, рекомендуется ориентироваться на местные условия и предоставлять детям разнообразные виды деятельности.

В коллективных проектах дети могут выступать как «специалисты» по выбранным ими ранее аспектам темы. Понятно, что при определении видов деятельности при работе над темой и при их выборе детьми будут учитываться те умения, которые у них есть к этому моменту. Так, например, очевидно, что задания вида «прочитай и расскажи» могут выполнять те дети, которые умеют читать, а «подготовь страницу в книгу» – те, которые умеют писать. Правда, и здесь возможны разные подходы:

Работа в малых группах – поделки, коллажи, макеты и т.д.

Индивидуальная деятельность – получаемый продукт – результат работы одного человека. Далее из таких личных изделий можно простым объединением (например, организовав выставку) сделать и коллективный продукт

Коллективная деятельность – например: концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей и т.д.

  1. Реализация проектов

На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно, на некоторых уроках и после уроков) и вне школы.

  1. Презентации

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям надо предоставить возможность рассказать о свой работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол персонажей. Некоторые проекты являются как бы «самопрезентующимися» – это спектакли, концерты, живые газеты и т.д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением поделок, надо организовывать специальным образом.

Подведение итогов по результатам освоения того или иного материала может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий.

Следует отметить, что начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого можно изучать те или иные систематические курсы. Например, для организации правильной постановки исследовательской работы по методу проектов, важно создать специальные курсы, которые на всем протяжении начальной школы будут способствовать осмыслению целостной картины мира, приобщат их к приобретению навыков работы с источниками, сбором и обработкой информации, созданием презентаций и защитой своих проектов.

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успеш­ным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Таким образом, система занятий по созданному курсу будет сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

       СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. ФГОС. Начальное образование. 1-4 классы . Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357
  2. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. 321с.
  3. Гузеев В.В.   Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
  4. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе[Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, – 5с.
  5. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: /Кривобок Е. В.  Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.
  6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников[Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.