Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» села Коста Хетагурова

  «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующими поколениями, может любить Родину, узнать ее,  стать подлинным патриотом».

С. Михалков

В современных условиях развития общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится воспитание чувства гражданственности и патриотического воспитания. Сейчас, в это нестабильное время, возникает потребность вернуться к лучшим традициям наших народов, к их вековым корням, к таким вечным понятиям, как Родина, род, родство. Чувство патриотизма, гражданственности  многогранно: это и любовь к родным местам, это и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности  с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны.

Быть патриотом, чувствовать себя гражданином своей страны – это  значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство зарождается как раз в дошкольный период, когда закладываются основы ценностного  отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим,  ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Именно дошкольный возраст отличается потенциальными возможностями для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма и гражданственности.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родной стране, родном городе, традициях и обычаях своего народа. Отмечается резкое снижение воспитательного потенциала российской культуры, искусства, образования как факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получило широкое распространение цинизм, индивидуализм, равнодушие, нетерпимость к другим этносам, живущим рядом, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине, немотивированная агрессивность.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». [1]

Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций, обычаев, уклада жизни своей Родины, своего края. Следовательно, начинать формировать чувство патриотизма и гражданственности следует с ознакомления детей с обычаями и традициями своего народа.

Одним из главных вопросов, к решению которых нужно подойти сегодня со всей ответственностью, является вопрос о том, как относиться к наследию прошлого, чтобы сохранить как преемственную основу и передавать младшему поколению. Обращение к народной педагогике – важнейшему источнику духовно-нравственной культуры и детерминанте формирования патриотических и гражданских чувств подрастающего поколения – необходимый шаг в создавшейся ситуации.

В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по форме воплощения, содержанию, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, традиции и обычаи, народно-прикладное искусство.

Знакомство дошкольников с этнокультурой народов КЧР становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ этнокультуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.

Базой патриотического воспитания и чувств гражданственности является нравственное, трудовое, эстетическое и умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Хотелось бы выделить основные условия гражданско-патриотического воспитания:

  1. Создание благоприятного психологического климата в коллективе. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, добрыми друзьями, улыбками, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к своему родному детскому саду, родной улице,  родной семье и начинается, как мы говорили ранее, формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное  образование- чувство любви к своему Отечеству;
  2. Интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое  способствовало бы усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, с традициями и обычаями других народов);
  3. Интеграция условий реализации содержания образования: а) технологии по патриотическому воспитанию; б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников; в) интегративные средства, методы (задания, вопросы, ситуации) и приемы; г) учебно-наглядные пособия и материалы, предметно-пространственное окружение;
  4. Использование системы мониторинга (психолого-педагогические диагностики): сочетание разнообразных методов (наблюдений, бесед, тестов, экспертных оценок), обеспечивающих объективность и точность получаемых данных. [2]

Таким образом, целью данного проекта является формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине, обеспечение каждому ребенку условий ранней позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире.

Реализовать данную цель мы можем через решение следующих задач:

  1. Воспитывать у детей стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность; стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, воспитывать уважительное отношение к наследию, как своего народа, так  и других народов; воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России; воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.
  2. Формировать у детей чувство любви к родному краю, своей малой родине, на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;  представление о России как о родной стране; умение анализировать различные социальные явления и события; стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.
  3. Развивать у детей познавательные процессы (память, воображение, внимание, восприятие) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений; представление о национальной культуре, об образе жизни людей, населяющих Карачаево-Черкесскую Республику.

Хотелось бы выделить еще один момент – хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие – залог успеха всей нашей работы.

Еще в подписанном Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания, президента Российской Федерации В.В. Путина, обращается внимание на воспитании патриотов нашей страны. В нем говорится: «Мы должны строить свое будущее и будущее своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и ее будущее. Что дети видят  и слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом».

Библиография

1. Бацин В., Кузьмин, М. Интересы этносов и государства: пути к развитию гармонии //Народное образование.- 1994.- №4.-Сс.4-8.

2. Борисова  Е. Мудрость народной педагогики //Народное образование.- 1998. – №9-10.- С.74-76.

         3. Келли Дж. Психология личности: теория личных конструктов, 2000.

         4. Повякель Н. И. Теория личностных конструктов (Дж.А.Келли)