Карачаево-Черкесский государственный университет им.У.Д.Алиева

В процессе обучения математике   ведется речь  о развитии  логи­ческой грамотности и    математической культуры. Рассмотрим эти понятия.

Для начала  рассмотрим известные  в методике математики понятия  «ло­гическая культура и грамотность».  Под логической грамотностью можно принять знания основных мыслительных операций,   структуры форм логического мышле­ния, а логическая культура предполагает   знание   и владение подобающими мыслительными операциями, умение выде­лить структуру форм логического мышления,  совершать  перенос приемов деятельности мыслительной из одной области знания в другую. Содержательный и смысловой анализ этих понятий, как культура и грамотность, позволил определить   отношения между ними. Смысл понятия  математическая «культура» является шире   понятия «грамотность».

Рассматривая  особенности психологические и возрастные учащихся, можно говорить о формировании  лишь отдельных элементов математической культуры младших школьников  в курсе на­чальной математики.    

Одой из важных моментов в успешном освоении математическим мышлением является математическая культура. Проблема  развития математической грамотности – есть  свободное обладание некоторым комплексом несложных поня­тий и действий. Важно установить  минимум математических знаний, которы­ми должен  владеть каждый человек,  каждый выпускник средней школы, независимо от, того какую   профессию он выберет. Поступающие в школу дети,   уже владеют  некоторыми математическими понятиями, но дальнейшего  систематического их развития  не происходи.

Для подготовки учащихся начальных классов к обучению в школе, выделяются  ЗУН, которыми должны овладеть школьники. При проведении подготовительной работы по формированию математической культуры  учащихся начальных классов надо основываться на общих дидактических принципах преемственности, межпредметности, систематичности, считая их важными для реализации математической подготовки. Надо вести термины: признак, также отличительный признак объекта,  группы объектов и т.д.. Математические упражнения, дают  малый про­цент   общего числа упражнений, которые предлагаются  младшим школьникам в процессе изучения математике.  

Можно использовать опреде­ленный   минимум логических ЗУН, для того, чтобы выделить элементы математической составляющей. Мы их будем использовать для  успешного овладения  математическими зна­ниями  и умениями учениками начальных классов.

К основным  элементам  математической культуры составляющей обучения мате­матики в начальной школе относятся:

  •  владение смыслами таких слов, как: «все», «и», «каждый», «не­которые», «или».

 сформированность следующих умений:

  •  сравнить;
  •  узнать объект по данным признакам;
  •  установить отношение общего и частного;
  • распределить предметы по группам , согласно   определенным признакам;
  • выдвинуть гипотезы;
  • сделать умозаключения;
  • обосновать умозаключения.

Ученикам  начальных классов предлагается усвоить смысл этих слов и математических операций, что будет способствовать развитию личности, учебно-познавательной мотивации, развитии математического языка, мышления. Данный  элемент математической составляющей является одним из главных, без  которого  невозможно полноценное освоение курса математики начальной школы.  Знание смысла таких слов, как :  “или”, “и”, “некото­рые”, “все”, “каждый”, нужно   для правильного осмысления  и текстов различных  за­дач,  и инструкций к заданиям, и  разнообразных умозаключений, которые имеют  место в начальном курсе математики.

В своей работе К.Д. Ушинский  писал: «Необходимо научить учеников начальных классов умению проведения  сравнения. Прием сравнения следует обучать учащихся еще с первого года их учебы» [1].

Формирование личности будущего специалиста требует совершенствования понятийной культуры языка как развития одной из сторон его общей культуры. Этот процесс связан с осмыслением математической терминологии, что позволяет установить распределяемость понятий по классам, курсам, урокам; определить их повторяемость; выделить «гнездо» понятий, показать их взаимосвязь и взаимопереходы; осуществить внутри- и межпредметные связи; сформировать первичные научные понятия. Однако эта проблема еще недостаточно решена по отношению к профессиональным училищам. Зна ние  отде льных ма те ма тиче ских те рминов и символов, те сна я вза имосвязь ра боты на д форма ми (понятиями, сужде ниями, умоза ключе ниями) с ра ботой на д е диница ми языка  (слова ми, словосоче та ниями, пре дложе ниями), ре а лизуя ма те ма тиче ское  мышле ние  и ма те ма тиче ский язык в е динстве , способствуют ра звитию обще языковой культуры уча щихся, обе спе чива ют созна те льность и прочность усва ива е мых зна ний. Да нна я пробле ма  та кже  сла бо ра зра бота на  в пе да гогиче ской на уке.

Уче ники на ча льной школы а ктивно изуча ют и   выра жа ют свои мысли с помощью ма те ма тиче ских понятий:  многоугольники, количе ства , формулировки и другие опре де ле ния, ра зличные  формулировки,  которые    рассматриваются лишь  на   соде ржа те льно-интуитивном уровне .    Уче ники на ча льной школы де ла ют уклон на  изуче ние  пре дме тов по за да нным призна ком. Это да е т возможность ими узнавать пре дме ты по за да нным призна ка м и ра звить уме ния опе рирова ть ими. Это эле ме нт математической  соста вляюще й, который не обходим для подготовки  к ма те ма тиче чкой культуре , которая в свою оче ре дь  не обходима в проце ссе   изучения ма те ма тики в  на ча льной школе .

В на ча льной школе  для учите ля ва жным являе тся на учить ре бе нка  са мостояте льно за нима ться, получа ть зна ния. Игра  продолжа е т оста ва ться  для уче ников на ча льной школы са мым а ктивным и гла вным условие м ра звитие м инте лле кта .

При выде ле ний та ких понятий ка к четырехугольник –многоугольник, которые  на ходятся в отноше нии ча стного и обще го получа е тся осозна нное  за кре пле ние  зна ний, опре де ле ний по курсу ма те ма тики в на ча льной школе .   

Подде ржива ть инте ре с к ма те ма тике  в на ча льных кла сса х можно ма те ма тиче ской культурой са мих уча щихся:  за да ч, вопросов, за да ний на  урока х.

Пе да гогиче ски опра вда нна я ма те ма тиче ска я культура  мла дших школьников име е т це лью привле чь внима ние  де те й, усилить е го, а ктивизирова ть их мыслите льное  де йствие . Ма те ма тиче ска я культура  в этом смысле  не изме нно не се т эле ме нты остроумия, игрового на строя, пра здничности. Ма те ма тиче ска я культура  служит основой для проникнове ния в созна ние  ре бят чувства  кра сивого в са мой ма те ма тике . Ма те ма тиче ска я культура  ха ра кте ризуе тся на личие м ле гкого и мудрого юмора  в соде ржа нии ма те ма тиче ских за да ний, в их оформле нии, в не пре двиде нной ра звязке  при выполне нии этих за да ний.

Имеющий  эле ме нт математической соста вляюще й  в чита е мом плане учит уча щихся на ча льных кла ссов проводить кла ссифика ций. Сформированность уме ния ра спре де лять пре дме ты согла сно уста новле нным  призна ка м в группы содействует систе ма тиза ции зна ний,   т.е . успешности овла де ния знаниями.

д)    уме ние  выдвига ть гипоте зы.

Д.Пойя, изве стный ма те ма тик   отмечал, что, в проце ссе  обуче ния ма те ма тике , вме сте  с обуче ние м уча щихся уме нию  доказывать,   сле дуе т  та кже   обуча ть уме нию  догадываться. И пра вда , пре жде  че м дока за ть или опрове ргнуть ка кое -либо утве ржде ние , нужно вна ча ле  получить е го. «О ма те ма тиче ских фа кта х сна ча ла  дога дыва ются, а  за те м их дока зывают».

Начиная уже  с на ча ль­ных  кла ссов не обходимо формирова ть у уча щихся уме ния выдвига ть гипоте зу, де ла ть пре дположе ние .   

Нужно  учить мла дших школьников  не  только аргументировать ка кие -либо утве ржде ­ния, та кже  учить опрове рга ть их с помощью  ука за ния, хотя бы одного  приме ра , для которого данное утве ржде ние  ложно.

Список используемой литературы:

  1. Семашко A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 2002.- С. 189.
  2. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа – 2001. – № 10.- С. 34-37.