КЧГУ, Педагогический факультет

Г.Карачаевск, Российская  Федерация

Тенденции инновационного социального н научно-технического развития общества, ставшие очевидной реальностью наших дней, предъявляют к человеку и уровню его образования нее белее высокие требования. Данное обстоятельство не  могло не обусловить переход образовательного процесса высшей педагогической школы к компетентностной парадигме, акцентирующей внимание на формирова­нии у выпускников компетенции, обеспечивающих возможность аффективного решения теоретических и практических задач. Поскольку любой вид социально-по­лезной, и том числе и педагогической, деятельности подразумевает в основе орга­низацию определенных форм поведения, направленных на достижение заданной цели, то от наличия и уровня развития качеств личности, обеспечивающих орга­низацию способов поведения, и будет зависеть профессионально заданный результат, Проблема личностных качеств человека, обусловливающих достойное выполнение им различных социальных ролен и полноценную реализацию внутренних возможностей, изучается на протяжении последних десятилетий достаточно интенсивно.

В научно-педагогических исследованиях отмечается, что необходимые для жизнедеятельности качества личности не формируются сами по себе, а требу­ют определенной направленности процесса профессиональной подготовки и организации учебно-познавательной деятельности на привитие интереса к будущей профессиональной деятельности, к личностному самосовершенствованию и каче­ственному становлению.

По определению Н.В. Мартининой, «именно становление предполагает осмысление индивидом собственной природы, жизни и деятельности, активизацию, с учетом полученного знания, всех своих внутренних резервов, осознанный выбор стратегии самосозидання» [2]. Качественное становление в процессе организации самостоятельной работы понимается нами как процесс образования качеств личности в ходе ее формирования и развития в рамках образовательного процесса.

Вопрос о профессионально значимых качествах педагога довольно четко обозначен в отечественной педагогике и педагогической психологии (Е.В. Бондаревскан, Н,В. Кузьмина, К.М. Левитан, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин н др.). В.А. Адольф и Н.Ф. Ильина профессионально значимые качества, «качества, влияющие на эффективность осуществления педагогического труда», относят к со­ставляющей профессиональной готовности педагога, наряду с профессиональной направленностью, знаниями н умениями. В числе профессионально и социально значимых качеств личности педагога ученые выделяют такие, как целенаправ­ленность (общая и профессиональная направленность личности, активность и инициативность); творчество и новаторство; организованность и исполнительность.

Несмотря на то что исследователи имеют разные точки зрения относительно набора профессионально значимых личностных качеств, их подходы к рассматриваемому явлению объединяет оценка значимости этого феномена в профессиональном становлении будущего педагога.

Анализ исследований образовательного процесса высшей школы, трудов, посвя­щенных изучению педагогической деятельности л личности учителя, позволил нам, народу с развитой нравственной составляющей, выделить и качестве необхо­димого и особо значимого условия профессионально-меда гогп чес ко го становления сформ провинность целого комплекса организационно-волевых п деловых качеств. Для оптимальной организации процесса к а чести «иного становления личности учителя на этапе вузовской подготовки необходимо четко определить базовые про­фессионально значимые качества. Механизмом такого выделения явился интегра­тивный подход к определению природы человеческих качеств, в соответствии с ко­торым мы рассматриваем характер профессионально значимых качеств личности на основе их ннтегратпвнести. Логический анализ характеристик качеств, значи­мых для эффективней учебно-познавательной деятельности, позволяет выделить те из шIX, которые обладают наибольшей способностью к интегрированию и явля­ются базой для формирования ком нелетного специалиста образовательного учреж­дения, К таким базовых! качествам личности, значимым в учебно-познавательной деятельностн, мы относим: ответственность, активность н креативность. Данные качества, на наш взгляд, являются системообразующими, во многом определя­ющими профессиональное поведение учителя и подразумевающими сформирован­ное^ многих

Ответствен кость справедливо признается стержневым качеством личности (Л.А. Барановская, Н.А. Минкина, О.А. Шушернна и другие). Данное качество обусловливает осознанность норм, принятых в обществе, способность оценивать собственное поведение с позиций общепринятых правил, умение четко планиро­вать и переводить в действия те или иные потребности состояния, преодолевать трудности, руководствуясь чувством долга и сопричастности к общему делу. Ответ­ственность в учебно-познавательной деятельности трактуется нами как качество личности, проявляющееся в добросовестном выполнении учебных обязанностей, включающее внутреннюю организованность, дисциплинированность, настойчи­вость с осуществлении требований на основе соотношения результатов своих учеб­ных действии с нормами и правилами, принятыми в учебном заведении в соответ­ствии с чувством долга и нравственно-ценными мотивами.

В педагогической науке активность рассматривается как: свойство, важнейшая черта личности, волевое качество, проявление некоторого усилия, напряжение ум­ственных сил, необходимое условие, а также внешний признак развития самосто­ятельности. По мнению Б.И, Орлова, актив­ность как проявляемое отношение к учебно-познавательной деятельности выря­женное в стремлении достичь цели в пределах заданного времени, необходимо рассматривать в двух аспектах. Активность, проявляемую в конкретной учебной ситуации и активность как качество личности. При этом первая участвует в фор­мировании второй. Реализуясь и различных видах учебной деятельности, физи­ческие и духовные усилия студентов постепенно усложняют их потребности в моти­вационную сферу, способствуя качественному становлению личности.

Известно, что динамика включенности личности в деятельность определяется рефлексивно-оценочным отношением человека к действиям. Это побудило нас организовать в процессе самостоятельной работы деятельность по активизации рефлексивно-оценочной сферы личности студентов. Целенаправленно организованная в этом аспекте деятельность позволяет стимулировать рефлексивно-оценочные умения студентов и является источником получения объективных данных о возможностях личностного роста и выстраивания индивидуальной программы развития. Средством становления рефлексивной активности являются разработанные нами анкеты, позволяющие оценивать ценности и смыслы образовательного процесса вуза и отношение к себе в новой социальной роди. Для стимулирования рефлексивно-оценочной деятельности первокурсников целесообразно организовать работу над ошибками первого курса. Данный вид деятельности предполагает рефлексию успехов и неудач первого года обучения в вузе и определение перспективных линии дальнейшего профессионального и личностного становления. Для формирования опыта рефлексивно-оценочной деятельности в процессе аудиторной самостоятельной работы нами использовались такие методические приемы: предложение сформулировать ответ-рассуждение; совместное оценивание ответов; фиксирование эмоциональных состояний на разных этапа* занятия и другие. Это позволяет активизировать оценочные суждения о собственной личности и способах деятельности, формирует навыки рефлексии и самооценивания, вырабатывает умения перспективного целеполагания по совершенствованию качественного потенциала личности будущего учителя.

В соответствии с данными научными положениями считаем, что решение проблемы качественного становления личности будущего учителя в процессе самостоятельной работы студентов требует не просто оптимизации отдельных видов этой работы, а целенаправленного развития личностного потенциала в ходе разнообразных видов аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности. Взаимодействие участников образовательного процесса к ходе решения учебно-познавательных задач, организованное в рамках деятельности о-практического компонента самостоятельной работы, направлено на развитие действенно-практической сферы личности, Это способствует переводу студента в позицию активного н творческого преобразователя получаемой информации в процессе учебно-познавательной деятельности. Организованная в процесс® аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы деятельность студентов была направлена на осознание ими значимости личностных качеств, активизацию процессов самопознания, самооценивания и рефлексии, отработку навыков самовоспитания в различных видах самостоятельной работы. Так, например, программа личностно-ориентированного курса «Твоя успешность – в твоих руках» предполагает включение в канву практических занятий активных и интерактивных методов обучения, стимулирующих формирование личностных качеств у студентов. Работа в интерактивном режиме во время лекционных занятий также способствует организации активного образовательного пространства, стимулируя созидательные способности обучающихся.

Результаты мониторинга качественного становления личности студентов в системе самостоятельной работы, убедительно доказывают, что формирование ценностного отношения студентов к процессу профессионально-педагогической подготовки к собственному личностному потенциалу, развитие их рефлексивно-оценочных умении в ходе активной учебно-познавательной деятельности способствуют переводу профессионально значимых личностных качеств на более высокий уровень развития.

Таким образом, самостоятельная работа студентов, предусматривающая акту­ализацию действенно-практической сферы личности н процессе развития ценнос­тно-мотивационных установок н рефлексивно-оценочных умений, позволяет зна­чительно активизировать процесс качественного становления личности студентов, усиливая внутреннюю положительную мотивацию, стимулируя их познаватель­ную активность, ответственное, творческое, критическое отношение к учебнoй де­ятельности. Организованная в рамках ценностно-мотивационного, деятельностно-­практического и рефлексивно-оценочного компонента самостоятельной работы учебно-познавательная деятельность студентов обеспечивает, с свою очередь, и их готовность к будущей профессиональной деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Атанов Г.Л. Деятельностный подход в обучении, Донецк; НАИ-пресс. – 160 с.
  2. Журавлева О.Д. Интерактивный режим организации аудиторно-самостоятельной работы студентов в системе высшего педагогического образования // Инновацих—-09зщ и в образо­вании, 2011. –  № 4, С. 29-41.
  3. Мартышина Н.Н. Ценностный компонент творческого  потенциал в личности педагога// Педагогика. 2006. №3. С. 45-67.