Карачаево-Черкесский государственный университет

г. Карачаевск

Процесс реформирования систем образования, охвативший многие ведущие страны мира, вызван необходимостью переосмысления роли образования на рубеже нового столетия. Общепризнано, что образование должно не только соответствовать социальному заказу общества, но и максимально отвечать индивидуальным запросам каждой личности.

Другим важным аспектом, определяющим характер изменений в области образования, является его информатизация как следствие стремительного распространения информационных технологий и их активного внедрения во все сферы человеческой деятельности.

Информатизация образования подразумевает прежде всего использование возможностей информационных технологий для качественного изменения содержания, форм, методов обучения и воспитания, что предполагает формирование у обучаемых алгоритмического стиля мышления, развитие умений экспериментально-исследовательской деятельности и др.

Все вышеперечисленные компоненты входят в понятие «информационная культура».

Термин «информационная культура» впервые появился в 70-х годах прошлого столетия и рассматривался как культура рациональной и эффективной организации интеллектуальной деятельности людей (Г. Г. Воробьев). Широкое распространение информационных технологий во все сферы общественной жизни привели к тому, что информационная культура стала рассматриваться в тесной связи с компьютерной техникой.

С. В. Михайлиди выделяет в понятии «информационная культура» (ИК) три компонента: мировоззренческий, коммуникативный и алгоритмический.

Мировоззренческий компонент ИК содержит в себе представления о роли компьютерных технологии в оптимизации производственного и интеллектуального труда, о сущности информации и информационных процессов и т. д.

Коммуникативная составляющая включает в себя следующие блоки:

  • общение с людьми;
  • «общение» с символьной информацией:
  • «общение» с компьютерной техникой.

Алгоритмический компонент информационной культуры рассматривается как один из рациональных способов мыслительной деятельности.

И так, информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой. Краткий справочник школьного библиотекаря. СПб, Профессия, 2001. – 352 с. (Сер. «Библиотека»)

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно  приобретая необходимые знания;
  • грамотно работать с информацией;
  • самостоятельно критически мыслить, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их  действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески  мыслить;
  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах,   уметь работать сообща в различных областях;
  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.[2]

Сегодня уже не вызывает сомнений вопрос о необходимости формирования ИК, начиная с младшего школьного возраста, что может достигаться не только изменением способов обучения, но и качественно иным подходом к построению содержания образования.

В связи с тем, что в последние годы наблюдается резкое увеличение объема информации, необходимой любому специалисту, то одним из основных принципов отбора содержания образования, в частности математического, выступает его универсальность.

Под «единым» (универсальным) знанием понимается знание языков наук, которое дает человеку возможности освоить основной способ их постижения – чтение тестов и понимание основ (система образующих аксиом) (А. Г. Каспржак).

Эти два выше перечисленных аспекта (информационная культура и универсальное знание) и должны – на наш взгляд – являться основой построения любой образовательной программы.

Данный подход был реализован нами при создании интегрированного курса математики и информатики для начальной школы. Исходным моментом при его разработке явилось положение о том, что реализация вышеобозначенных задач может быть осуществлена только при  изменении и дополнении базового содержания начального математического образования. Поэтому наряду с традиционными вопросами, такими, как арифметический и геометрический материал, текстовые арифметические задачи, величины, в программу данного курса были включены следующие темы: отрицательные числа; системы счисления; элементы математической логики; алгоритмы; элементы стохастики.

 

 

 

 

Эти вопросы рассматриваются в тесной связи с базовым математическим содержанием и выступают в качестве базы для формирования способов деятельности, являющихся основой информационной культуры.[3]

В названном курсе внесены также изменения в изложение вопросов традиционного математического содержания, центральное место в котором занимает арифметический материал. Так, несмотря на неприятие многими видными учеными-методистами использования теории множеств, существует объективная необходимость в применении некоторых ее элементов (таких, как «множество», «элемент множества», «объединение множеств» и др.), открывающих возможности для формирования понятия «числа», «величины», «арифметического действия» и иных, составляющих универсальное математическое знание.

Традиционный курс математики для  начальной школы предполагает концентрическое изучение арифметического материала, а элементы геометрии и алгебры распределяются по соответствующим концентрам. Мы также придерживаемся данного принципа, однако в качестве первого концентра предлагается числовой отрезок от 0 до 20 и происходит слияние
концентров «Тысяча» и «Многозначные числа» в один – «Многозначные числа».[1]

Более широко, чем в традиционной программе, представлен геометрический материал: он дополнен элементами стереометрии. При изучении основных геометрических понятий (точка, прямая, кривая, ломаная, угол, фигура и др.) используется пропедевтика аксиоматического метода.

Методика обучения решению задач построена на основе понятия величины и моделирования. Величина в предлагаемой методике определяется как некоторое свойство предметов, поддающееся измерению. Первоначальное вычленение этого свойства происходит при решении практической задачи взаимозамены объектов, в ходе которой устанавливается необходимость ориентировки на их признаки: длину, объем, массу, площадь, цвет, форму и т. д. Одновременно с выделением и дифференциацией признаков фиксируются и отношения по ним: равенство, неравенство, больше, меньше. Затем выясняется возможность перехода от одного отношения к другому через предметные преобразования – операции сложения и вычитания.

Все учебно-практические задачи решаются на реальном предметном материале: на объемах, длинах, площадях, массах и т. д.

Отношения между значениями признаков и предметные преобразования отражаются в графических схемах и формулах. Они, в свою очередь, также становятся предметом исследования. С их помощью свойства величин изучаются в чистом виде.

В предлагаемой методике, в отличие традиционной, не вводится классификация задач: простые и составные изучаются одновременно. Вся работа делится на три этапа:

1-й этап. Формирование конкретною смысла сложения, умножения, вычитания и деления.

2-й этап. Уяснение понятия величины; знакомство с единицами измерения; арифметически действия над результатами измерения величин.

3-й этап. Решение задач: уяснение понятия «задача», наглядная интерпретация и работа с условием; построение графической модели построение математической модели.

Предлагаемый интегрированный курс имеет также факультативное продолжение, программу которого составляют такие вопросы, как «алгоритмы», «кодировка информации», «комбинаторные задачи», «системы
счисления» и некоторые другие. Подобна внеурочная деятельность позволяет не только существенным образом улучшить математическую подготовку обучаемых, но и организовать целенаправленную работу с учащимися, проявляющими способности и интерес к изучению математики.

 

 

Использованная литература:

  1. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: уч.пособ. для студентов высш. пед. учеб. заведений.- М.: Владос, 2005г. – 455с.
  2. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997-288с.
  3. Теоритические и методические основы изучения математики в начальной школе / А.В. Тихоненко. – Ростов на / Д: Феникс, 2008. – 349с.

 

Статья представлена научным руководителем – Кущетеровой .Ф.Т. к.п.н. доцент кафедры математики и методики ее преподавания