КЧГУ им.У.Д. Алиева, г.Карачаевск

Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики рук.

Мелкая моторика— это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством  скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, в дальнейшем ребенок, подрастая, учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук.

Казалось бы, все замечательно – малыши растут, их ручки с каждым годом должны становиться все более сильными и ловкими, но, к сожалению, само собой не у всех это происходит. Многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, они неправильно держат карандаш, пальцы рук у них вялые и неловкие. Как же помочь им добиться необходимой ловкости маленьких пальчиков? Существует много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук. Это  массаж кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами (мозаики, пазлы, бусинки, всевозможные конструкторы), игры с песком и водой, аппликация (как вырывная, так и при помощи ножниц), оригами, всевозможные плетения, лепка, рисование, штриховки и графические упражнения. Кроме всего перечисленного можно предложить детям завязывание и развязывание ленточек, шнурков, узелков на веревочке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и т.д. Игр, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, но самое интересное и доступное во всем этом многообразии как для детей, так и для взрослых – это пальчиковые игры. Именно они помогут малышу научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и пальчиков.

Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок.   Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:

Способствуют развитию речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.

Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!

Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Помогают в игре формировать элементарные математические представления.

Учат ребенка  концентрировать внимание и правильно его распределять.

Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.

Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их же могут применять в работе воспитатели ДОУ.

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики, которые могут быть

использованы на занятиях математикой.

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять                   Пальцы в кулаке, поочередно показываем пальцы.

Вышли пальчики гулять.                      Сжимаем и разжимаем кулак.

Раз, два, три, четыре, пять.                  Сжимаем по – очереди пальцы в кулак.

В домик спрятались опять.                  Спрятать кулаки за спину.

                                        Дружба.

Дружат в нашей группе                          Пальцы обеих рук ритмично

Девочки и мальчики.                               Соединить в замок.

Маленькие пальчики,                              Пошевелить пальчиками.

1, 2, 3, 4, 5.                                                 Пальцы обеих рук касаются друг друга.

1, 2, 3, 4, 5.                                                 Поочередное касание пальцев .

Мы закончили считать.                            Руки вниз, встряхнуть руками.

                                        Игра “Часы “

Мышь полезла в первый раз                Садимся на коврик на колени. Перебираем

Посмотреть, который час.                     пальчиками “бежим” от коленок до макушки.

Вдруг часы сказали: “Бом!”,                 Один хлопок над головой.                                                             Мышь скатилась кувырком.                  Руки “скатываются” на пол.

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом, бом!”          Два хлопка

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали:                              Три хлопка.

“Бом, бом бом!»

Мышь скатилась кувырком.

                                Покупал баран баранки.

На базаре                                              Выставляют кулак.

Спозаранок                                           Ставят ладонь на ребро.

Накупил                                                Показывают ладонь.

Баран                                                     Показать рога

Баранок                                                 Большой палец и указательный делают круг

Для барашков                                       Пальцы левой руки «играют»

Для овечек                                            Пальцы правой руки «играют»

Десять маковых колечек                     Показывают 10 пальцев

Девять сушек,                                       Показывают соответствующее

Восемь плюшек                                    Количество пальцев,

Семь лепешек,

Шесть ватрушек,

Пять коржей,

Четыре пышки,

Три пирожных,

Две коврижки

И один калач купил

Про себя не позабыл                            Руки к груди, отрицательное движение головой.

 

 

                                             Червячки

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони.

Вдруг ворона подбегает,           складываем пальцы щепоткой

Головой она кивает,                   качаем ими вверх и вниз.

Каркает: “Вот и обед!”               Раскрываем ладонь, отводя большой

палец вниз, а остальные вверх.

Глядь – а червячков уж нет!       Сжимаем кулачки, прижимая их к груди.

                         

                                              Котята.

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.

У кошечки нашей есть десять котят,     покачиваем руками, не разъединяя их

Сейчас все котята по парам стоят.

Два толстых, два ловких,                        Постукиваем соответствующими 

Два длинных, два хитрых,                      пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

Два маленьких самых

И самых красивых.

 

                                            Игрушки.

На большом диване в ряд                    Попеременно хлопают в ладошки

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино                        Загибают поочередно все пальчики.

И веселый Чиполлино,

И котенок и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.                   Разгибают поочередно пальчики.

Помогаем нашей Кате                           Попеременно хлопают в ладошки

Мы игрушки собирать.                         и стучат кулачками

Научный руководитель Джанибекова Фатима Ожаевна