КЧГУ

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в разделе требования к условиям реализации основной образовательной программы, уделяется особое внимание использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа. Системно – деятельностный подход подразумевает использование в основной школе следующих технологий:        проблемно-диалогическая технология, технология оценивания, коллективные способы обучения (КСО), информационно-коммуникационные технологии, технология проектного обучения.

Одним из немаловажных требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования являются информационно-методические условия, которые должны обеспечиваться созданием современной информационно-образовательной средой в школе, включающей в себя комплекс информационных образовательных ресурсов. В том числе образовательное учреждение должно иметь в своем арсенале учебные печатные пособия и электронные образовательные ресурсы по всем изучаемым учебным предметам.

На данный момент существуют различные цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), предоставляемые федеральными коллекциями, например Единой школьной коллекцией ЦОР, которые помогают построить современный урок в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Однако среди этого многообразия электронных ресурсов бывает сложно выбрать то, что действительно необходимо при изучении той или иной темы, а зачастую данные материалы просто не разработаны. Например, в Единой школьной коллекции крайне мало заданий, служащих для помощи учителю по образовательной системе «Школа России». Также не всегда предоставляемые ЦОР обладают высоким уровнем интерактивности для того, чтобы их можно было использовать для организации активной деятельности обучаемых с применением интерактивной доски.

Современные дети с ранних лет привычны к красочным визуальным материалам и интерактивным играм, а также у младших школьников преобладающим является наглядно-образное мышление, поэтому интерактивное оборудование, в частности интерактивная доска, набирающая популярность среди педагогов, может способствовать развитию и активизации учебной деятельности детей младшего школьного возраста.

Интерактивная доска позволяет преподавателю повысить интерес учащихся к теме урока, их мотивацию к получению знаний и творческому решению учебных задач. Возможность демонстрации презентаций и другого визуального материала развивает образное мышление учащихся.

Учителя знают, что некоторые дети испытывают страх и стеснение перед выходом к обычной доске – электронная же доска, наоборот, вызывает у детей неподдельный интерес, тем самым легко вовлекая их в процесс обучения. Более того, многие дети сами стремятся поработать с интерактивной доской, потому что им интересен не только результат выполнения задания, но и сама процедура. Активное участие детей в процессе освоения материала позволяет учителю эффективно использовать время урока, улучшать темп и качество обучения.

Учителю больше не нужно писать образцы букв или цифр, заниматься разлиновкой доски, прикреплять используемый наглядный материал магнитами или другими канцелярскими принадлежностями и снимать его, когда он больше не нужен. Больше нет необходимости записывать на доске задания и упражнения и стирать их, когда место на доске закончится, – теперь все это возможно сделать с помощью интерактивной доски. Сэкономленное драгоценное время урока можно потратить на усвоение нового материала.

Благодаря интерактивной доске преподаватель может не только демонстрировать заранее заготовленный материал, но и прямо на экране с помощью электронного маркера оставлять к нему комментарии и замечания, высказанные учениками в ходе урока, например, в режиме мозгового штурма.

Или, опять же с помощью учеников, резюмировать занятие, тем самым создавая общий конспект учебного материала.

В дальнейшем эти совместные наработки могут передаваться ученикам на флеш-накопителях, дисках и других магнитных носителях, распечатываться или отправляться по электронной почте.

Таким образом, имеется противоречие между достаточно высоким уровнем оснащения образовательных организаций современными средствами обучения и недостаточно активным их использованием для организации деятельности обучаемых начальной школы, в частности на уроках математики в 3 классе.

На основании анализа ФГОС НОО и ООП НОО нами были выделены основные личностные, метапредметные, предметные результаты, формируемые при изучении данной дисциплины в начальной школе, которые будут в дальнейшем учтены при создании комплекта интерактивных заданий.

Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что изучение математики в начальной школе должно способствовать повышению мотивации и учебной активности на уроке. Это будет возможно при включении в учебно-воспитательный процесс заданий, обладающих высоким уровнем интерактивности и позволяющими организовать активное взаимодействие обучающихся с программными средами, в том числе и посредством интерактивной доски.

Для организации активной деятельности на уроке посредством интерактивной доски необходимо использовать интерактивные задания по математике для третьего класса. При создании комплекта интерактивных заданий учитывались технические характеристики интерактивной доски Smart Board. В ходе исследования пришли к выводу, что программное обеспечение для Smart Board позволяет создавать интерактивные задания, содержание которых позволяет различно взаимодействовать, но оно не позволяет создавать задания, обладающие обратной связью с учащимся. Поэтому было решено изучить возможности дополнительных средств разработки интерактивных заданий, и им стал веб-сервис LearningApps, который в своей коллекции имеет обширное количество шаблонов для создания интерактивных заданий.

Применение информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе остается актуальным в наше время, и их использование определяется требованиями стандарта к результатам реализации ФГОС НОО. Электронные образовательные ресурсы позволяют осваивать теоретическую и практическую составляющие изучаемых дисциплин с большей интенсивностью, с увеличением уровня, качества и прочности знаний.

В свою очередь, разработка электронных образовательных ресурсов является объектом сложного процесса наукоемкого проектирования, успешность которого определяется соблюдением присущих для всякого процесса проектирования требований и принципов [10].

В ходе данной работы был разработан комплект интерактивных заданий по математике для 3 класса, который удовлетворяет ряду выдвинутых к нему требований и может быть использован в школьной практике учителями начальных классов.

В результате частичной апробации было выявлено, что во время посещения занятий у большинства учащихся произошло повышение уровня активности, а также улучшение усвоения материала. Вследствие этого можно утверждать, что использование интерактивных заданий посредством интерактивной доски является эффективным средством активного вовлечения учащихся 3 классов в учебный процесс.

Полученные в нашем исследовании результаты позволяют говорить о востребованности и эффективности использования интерактивных заданий в процессе обучения. Следует добавить, что каждый новый этап развития общества порождает изменения в методике преподавания математики и используемых средств обучения. Следовательно, вопрос о разработке наиболее продуктивных заданий, отвечающих современным требованиям, сохраняет свою привлекательность для дальнейших разработок теоретического и эмпирического характеров.

Научный руководитель  – Джанибекова Фатима Ожаевна.

 

 

 

Login