Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева

В современной системе образования младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка примерно с шести до одиннадцати лет. В настоящее время большинство исследователей сходятся во мнении, что оптимальным периодом интеллектуального развития является дошкольный и особенно младший школьный возраст. Данной возрастной ступени ребенка присуща своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта. Данная готовность задается наличием определенных физиологических и психологических предпосылок, способных обеспечить высокий результат при взаимодействии с благоприятными педагогическими условиями.

В психолого-педагогической науке выделяется такая стадия, которая называется стадией сверхформальных операций, но она детально пока не разработана. На интеллектуальное развитие ребенка согласно анализу психолого-педагогической литературы оказывают существенное влияние такие факторы, как генетический (наследственный), количество детей в семье, факторы окружающей среды, психическая стимуляция ребенка (эмоциональная близость матери и ребенка), влияние школы, социальное положение семьи, образовательная среда.

Когда ребенок приходит в школу, у него закладываются умения и навыки учебной деятельности Задача начальной школы – научить его учиться. В процессе учебной деятельности ученики младших классов не только усваивают знания, умения и навыки, но и учатся ставить перед собой цели, находить способы усвоения и применения знаний, осуществлять контроль и оценку своих действий.

Известный психолог А.Н. Леонтьев пишет: «Чтобы жить в обществе, человеку недостаточно того, что ему дает природа при его рождении. Он должен еще овладеть тем, что было достигнуто в процессе исторического развития человеческого общества» [1].

Для того чтобы овладеть достижениями исторического развития, человек должен перенести свои умственные способности в деятельность, именно эту функцию и выполняет мышление. П.Я. Гальперин дает следующее понятие мышлению: «Мышление − это деятельность, чтобы узнать, а о вещах ничего нельзя узнать, не проследив (в четко обозначенных условиях), что они делают и что с ними делают» [2].

В процессе мышления умственные способности реализуются через образование адекватных действительности понятий, суждений, умозаключений. Понятия, суждения, умозаключения есть собственно интеллект. Показателем интеллектуального развития выступает коэффициент интеллектуальности IQ, а интеллект, измеряемый с помощью системы тестовых заданий, получает название «тестового» или «психометрического» интеллекта.

В структуре интеллекта различают врожденные способности, независимые от степени приобщённости к культуре, и приобретенные в ходе социализации знания и умственные навыки. Врожденные способности сводятся к психофизиологическим свойствам центральной нервной системы. Приобретенные знания и умственные навыки являются мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит индивид.

По мнению Джеймс Маккин Кэттела (1967г.), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению.

По Л. Терстоуну «нет общего начала интеллектуальной деятельности, а есть лишь множество независимых интеллектуальных способностей» [3]. Он с помощью статистических факторных методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:

1. Счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия.

2. Вербальную (словесную) гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова.

3. Вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь.

4. Пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространства.

5. Память.

6. Способность к рассуждению.

7. Быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями [3].

Одной из наиболее значимых концепций, рассматривающих интеллектуальное развитие, является теория Ж.Ж. Пиаже. Согласно его утверждениям, интеллект в процессе своего развития адаптируется к окружающей среде. Ж.Ж. Пиаже считал, что «интеллект не является ни чистым листом бумаги, на котором могут быть записаны знания, ни зеркалом, отражающим воспринимаемый мир» [4]. Он вводит понятия «ассимиляция» и «аккомодация», согласно которым происходит либо интерпретация нового опыта на основе существующих ментальных структур, в целях объединения старого и нового опыта, либо изменение уже сложившихся знаний, умений и навыков. Растущий человек по мере своего развития использует все более сложные схемы для организации информации и понимания внешнего мира.

Под интеллектуальным развитием младших школьников мы понимаем процесс и результат их умственной деятельности, предполагающей положительное отношение к ней, сформированность логических мыслительных действий, способность к саморегуляции, наличие развитой способности адекватно преобразовывать и применять поступившую информацию [5].

В настоящее время разработано много разных методик, способствующих интеллектуальному развитию младшего школьника. Перечислим наиболее распространенные из них: Методика М. Монтессори, ее основные положения:

  • Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.
    • Ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
    • Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
    • Дети принимают самостоятельные решения.
    • Занятия проходят в специально подготовленной среде.
    • Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
    • Полноценное саморазвитие как следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
    • Уважение к детям – отсутствие запретов, критики и указаний.
    • Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

Приведенные основные положения свидетельствуют, что ее теоретической базой является деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Однако такой подход предполагает малое количество детей в группе, что в настоящий момент возможно только в некоторых учебных организациях. Кроме того, здесь отрицается основное положение Л.С. Выготского: «обучение влечет за собой развитие», более того, роль учителя сводится только к подготовке образовательной среды.

Мы стоим на другой позиции: учитель должен управлять деятельностью ребенка. Управление происходит через постановку специальных проблемных заданий.

Методика Н.А. Зайцева.

Ее основные положения:

  • От общего к частному и от частного к общему.
    • От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.
    • Обеспечение наглядности с использованием различных каналов восприятия.
    • Системная подача материала.
    • Алгоритмизация учебных действий.
    • Учет физиологии восприятия учебной информации.

Как видно из основных принципов методики, она носит развивающий характер. В то же время не совсем понятно, какие положения психологии учитываются в этой методике.

Методика «Система развивающих игр» А.В. Долгополовой. Методика разработана на основе системного и целостного подхода к педагогическим явлениям; сущностной природы психического развития ребенка, представлений об игре как ведущей деятельности младшего школьника; теоретического анализа современных продуктивных способов организации обучения и развития младших школьников.

Интеллект и мышление тесно связаны, однако, не являются идентичными понятиями. Кроме мыслительных операций (умственных действий), составляющих мышление, интеллект включает умение адаптироваться к новым условиям, то есть находить решение для новых проблем (задач), а также умение работать с большим объемом информации.

Принимая во внимание, что интеллектуальное развитие есть процесс, направленный на усовершенствование умственных действий и способностей на основе формирования научных знаний младших школьников, активизации мотивации учения, познавательной активности и формирования культуры умственного труда, как основного показателя умственной воспитанности школьников, отметим ряд его особенностей в системе современного образования.

Во-первых, это – образовательная среда. Создание образовательной среды играет решающую роль в эффективной организации процесса интеллектуального развития младших школьников. Она на сегодняшний день является  актуальным и перспективным направлением профессиональной деятельности учителей и имеет важное значение в становлении личности младшего школьника, и поэтому должна обеспечиваться комплексом условий (общественных, предметных, учебно-воспитательных, дидактических) для саморазвития всех субъектов образовательного процесса.

Во-вторых, интеллектуальное развитие является продуктом школьного и семейного обучения. Особенностью младшего школьника является то, что этот возраст – сензитивный – период жизни, когда закладывается фундамент знаний об окружающей действительности, развивается учебно-познавательный интерес, формируются интеллектуальные умения, которые становятся новообразованиями личности. Таким образом, правомерно сделать вывод о том, что интеллектуальное развитие личности ребенка связано как с физиологическим созреванием его организма, так и с правильной организацией обучения, успешностью социализации.

Память младших школьников развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями и т.д. Но они уже способны целенаправленно, произвольно запоминать и материал им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

Проведенный анализ психолого-педагогической, научно-математической и методической литературы позволил нам выявить сущность интеллектуального развития младших школьников. Показано, интеллект трактуется по-разному разными авторами:

  • как совокупность способностей;
  • как совокупность мыслительных операций;
  • как умение решать проблемы.

Интеллект имеет сложную структуру, включающую три блока компонентов: действия, содержание, результаты. Владение интеллектуальными действиями определяет содержание и результаты, получающиеся по выполнении действий. На основании этих фактов нами сделан вывод о том, что, формируя интеллектуальные действия у обучающихся, мы, тем самым, развиваем их интеллект.

Литература

  1. Леонтьев А. H. Деятельность. Сознание. Личность М.: Политиздат, 1975.
  2. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. –  В кн.: Исследования мышления в советской психологии.  П/р Е. В. Шороховой. М., 1966, 243 с.
  3. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – 776 с.
  4.  Жан Пиаже. Психология интеллекта. – СПб.: “Питер”, 2003.
  5. Асаулюк Е. П. Межпредметная интеграция как средство интеллектуального развития младших школьников: Дис…канд.пед.наук. – Воронеж, 2012. – 211 с.
  6. Лейтес Н. С. Психология одаренности детей и подростков. / Н. С. Лейтес. – М., 1996 – 416 с.

Статья выполнена под руководством Батчаевой П.А-Ю. к.п.н., доц. каф. математики и методики ее преподавания.

Login