(Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева)

Процесс нравственного, эстетического и умственного воспитания личности студента основан на средствах, его развивающих наглядно. К одному из таких средств относятся презентации.

Презента́ция (от лат. Praesento – представление) – документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, проекта, продукта и т. п.). Цель презентации – донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме. Презентация является одним из маркетинговых и PR инструментов. [1]

Через презентации можно осуществлять расширение и углубление знаний, фор­мирование взглядов и убеждений. Презентации способствуют развитию творческих способностей и разносторонней активности студента, вы­рабатывают у него чувство ответственности и принципиальности. Подготовка презентаций к тексту выступления повышают инте­рес студента к предмету, вырабатывает чувство собственного достоинства, и вследствие всего этого у него формируются опреде­ленные нравственные качества.

В формировании эстетического отношения к фактам и явлени­ям в процессе обучения дисциплинам математического цикла, например, геометрии, важную роль играет правильное применение презентаций. Геомет­рия как учебный предмет имеет свою специфику. Понятия гео­метрии более абстрактны, и геометрическое мышление происходит на более высоком уровне абстракции, чем в любой другой учеб­ной дисциплине. Поэтому, с помощью слайдов в презентации можно показать определенные элементы красоты геометрических фигур, а также геометрических фактов, изяще­ство доказательств теорем или решения задач.

А. Н. Колмогоров подчеркивает эвристическую роль нагляд­ности: «В основе большинства математических открытий лежит какая-либо простая идея: совсем наглядное геометрическое по­строение, какое-либо новое геометрическое неравенство и т. д.» [2].

Высокая наглядность в современном представлении обеспечивается слайдами  презентаций. В них достаточно ясно показывается, насколько полезны графики для изучения свойств функций.

Поиски новых способов повышения эффективности обучения и умственного развития студентов осу­ществляются в разных направлениях. Вследствие правильного применения презентаций, иллюстрирующих свойства геометрических тел в процес­се обучения у студентов повышается организованность в своей деятельности, они тщательно анализируют исходные положения и проверяют их, определяют наиболее рациональные пути решения геометрических задач и доказательства теоремы.

Ряд мыслителей в разные эпохи подчеркивали красоту в математике, сравнивали ее с музыкой. «В математике красота играет громадную роль», – писал Н. Г. Чебота­рев; «Великая книга природы написана математическими сим­волами», – отметил Г.Галилей,  «Настоящая музыка и на­стоящая наука требуют однородного мыслительного процесса», – указывал А. Эйнштейн.

Демонстрация презентаций при изучении нового материала не является чисто созер­цательным актом. Этот процесс тесным образом связан с логи­ческим мышлением и оперированием образом (С. Л. Рубинштейн, Н.А. Менчинская, Б. Г. Ананьев и др.) [3,4]. В процессе применения различных схем, рисунков, чертежей, определенных моделей следует отметить  положительное значение презентаций. Хотя излишества в презентациях могут сыграть и отрицательное значение.   

Здесь важно понять, что презентации играют как иллюстративную, так и объяснительную и операторную функции. Одно дело, когда рассказ подкрепляется картинкой – живым созерцанием, другое – когда картинка наталкивает на ту или иную мысль, заставляет задуматься, подметить что-то особенное, установить какие-то закономерности, увидеть особенности, подчеркнуть какие-то свойства и т.п.

Какие функции выполняют презентации?

Обучение математике, в частности раскрытие сущности геомет­рических понятий и геометрических доказательств, характеризу­ется не только переходом умственных действий студента извне вовнутрь, но и изнутри вовнутрь. А на этом важном этапе форми­рования умственных действий меняется характер средств нагляд­ности.

Образовательная функция. Весьма важное значение имеют презентации с точки зрения образовательной. Прежде всего, нужно отметить, что презентации являются носителями большой информации. Наиболее важным (с точки зрения объема охватываемой информации) применением этого средства на­глядности является использование схем, таблиц, формул на уровне отвлеченного мышления, т. е. без соответствующей конкретиза­ции общих положений частными случаями.

В процессе использования презентаций студенты по­лучают определенные сведения по усвоению и применению терминологии и символики.  

Развивающая функция. В процессе обучения перед студентами ставится одна из важнейших задач – спо­собствовать развитию у них интеллектуальных способно­стей, самостоятельности умственных действий, логического мыш­ления.

Еще И. Г. Песталоцци утверждал, что наглядность – это основа для возникновения представлений [5]. Наглядность К. Д. Ушинский считал важ­нейшей основой обучения, связывая ее применение с развитием умственных сил детей [6]. Следовательно, наглядность – это не толь­ко основа чувственного восприятия, необходимая для сознатель­ного усвоения новых знаний, но и путь, ведущий к развитию мыш­ления.

Воспитательная функция. Огромна воспитательная роль презентаций. В настоящее время, в эпоху научно-технической революции, математические методы исследования проникают во все области человеческих знаний, но также и потому, что, изучая математику, они находят богатую пи­щу для всестороннего развития своих способностей.

Функция мировоззренческой направленности. Студентов следует подвести к мысли о том, что существуют объективные закономерности, что мы можем познать и исследовать эти закономерности, что их мы можем использовать, овладевая процессами, происходящими в природе и обществе.

Преподаватель математики не должен ограничи­ваться только указанием, какие математические методы способ­ствуют решению определенных практических задач. Он должен также разъяснить, что без этих методов многие практические за­дачи решаются значительно труднее или вообще не могут быть решены. Само доказательство того, что овладений такими мето­дами предполагает знание внутригеометрических взаимосвязей, уже имеет философско-мировоззренческое значение и должно про­водиться сознательно. В этом, несомненно, решающую роль может играть правильно применяемая наглядность. Она должна способ­ствовать осознанию тесной связи геометрии с общественной прак­тикой, должна показать связь геометрии с жизнью.

За абстрактностью математических истин студенты не всегда могут увидеть их жизненного значения. Презентации играют важную роль в устранении этого недостатка, повышают интерес к предмету, стимулируют активную работу их мысли.

Особенно возрастает интерес к математике, когда методы обу­чения разнообразны и преподаватель задумывается над определением места знаний, получаемых на данных занятиях в развитии способностей студента.

Мы попытались отразить в рамках данной статьи, как презентации призваны помочь достижению общепедагогических целей и выполнению функций: воспитательной, образовательной, развивающей и функции мировоззренческой направленности.

Все эти функ­ции существуют одновременно, составляют одно целое со своими внутренними диалектическими противоречиями, только в зависимо­сти от локальных учебных целей, учебного материала и учебной ситуации одна из этих функций в педагогическом процессе вы­двигается на первый план.

Список использованной литературы:

  1. ru.wikipedia.org› Презентация (способ представления информации)
  2. Колмогоров А.Н. Избранные труды. Математика и механика. М., 1985.
  3. Ананьев Б Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. … Т. 1-2. 
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство “Питер”, 2000 – 712 с. 
  5. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. Т.1. М.: Педагогика, 1981. 336 с. 
  6. Бельский В. Ю. Философия образования К. Д. Ушинского : дис. … д-ра филос. наук. М., 2004. 363 с.