(Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева)
Процесс нравственного, эстетического и умственного воспитания личности студента основан на средствах, его развивающих наглядно. К одному из таких средств относятся презентации.
Презента́ция (от лат. Praesento – представление) – документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, проекта, продукта и т. п.). Цель презентации – донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме. Презентация является одним из маркетинговых и PR инструментов. [1]
Через презентации можно осуществлять расширение и углубление знаний, формирование взглядов и убеждений. Презентации способствуют развитию творческих способностей и разносторонней активности студента, вырабатывают у него чувство ответственности и принципиальности. Подготовка презентаций к тексту выступления повышают интерес студента к предмету, вырабатывает чувство собственного достоинства, и вследствие всего этого у него формируются определенные нравственные качества.
В формировании эстетического отношения к фактам и явлениям в процессе обучения дисциплинам математического цикла, например, геометрии, важную роль играет правильное применение презентаций. Геометрия как учебный предмет имеет свою специфику. Понятия геометрии более абстрактны, и геометрическое мышление происходит на более высоком уровне абстракции, чем в любой другой учебной дисциплине. Поэтому, с помощью слайдов в презентации можно показать определенные элементы красоты геометрических фигур, а также геометрических фактов, изящество доказательств теорем или решения задач.
А. Н. Колмогоров подчеркивает эвристическую роль наглядности: «В основе большинства математических открытий лежит какая-либо простая идея: совсем наглядное геометрическое построение, какое-либо новое геометрическое неравенство и т. д.» [2].
Высокая наглядность в современном представлении обеспечивается слайдами презентаций. В них достаточно ясно показывается, насколько полезны графики для изучения свойств функций.
Поиски новых способов повышения эффективности обучения и умственного развития студентов осуществляются в разных направлениях. Вследствие правильного применения презентаций, иллюстрирующих свойства геометрических тел в процессе обучения у студентов повышается организованность в своей деятельности, они тщательно анализируют исходные положения и проверяют их, определяют наиболее рациональные пути решения геометрических задач и доказательства теоремы.
Ряд мыслителей в разные эпохи подчеркивали красоту в математике, сравнивали ее с музыкой. «В математике красота играет громадную роль», – писал Н. Г. Чеботарев; «Великая книга природы написана математическими символами», – отметил Г.Галилей, «Настоящая музыка и настоящая наука требуют однородного мыслительного процесса», – указывал А. Эйнштейн.
Демонстрация презентаций при изучении нового материала не является чисто созерцательным актом. Этот процесс тесным образом связан с логическим мышлением и оперированием образом (С. Л. Рубинштейн, Н.А. Менчинская, Б. Г. Ананьев и др.) [3,4]. В процессе применения различных схем, рисунков, чертежей, определенных моделей следует отметить положительное значение презентаций. Хотя излишества в презентациях могут сыграть и отрицательное значение.
Здесь важно понять, что презентации играют как иллюстративную, так и объяснительную и операторную функции. Одно дело, когда рассказ подкрепляется картинкой – живым созерцанием, другое – когда картинка наталкивает на ту или иную мысль, заставляет задуматься, подметить что-то особенное, установить какие-то закономерности, увидеть особенности, подчеркнуть какие-то свойства и т.п.
Какие функции выполняют презентации?
Обучение математике, в частности раскрытие сущности геометрических понятий и геометрических доказательств, характеризуется не только переходом умственных действий студента извне вовнутрь, но и изнутри вовнутрь. А на этом важном этапе формирования умственных действий меняется характер средств наглядности.
Образовательная функция. Весьма важное значение имеют презентации с точки зрения образовательной. Прежде всего, нужно отметить, что презентации являются носителями большой информации. Наиболее важным (с точки зрения объема охватываемой информации) применением этого средства наглядности является использование схем, таблиц, формул на уровне отвлеченного мышления, т. е. без соответствующей конкретизации общих положений частными случаями.
В процессе использования презентаций студенты получают определенные сведения по усвоению и применению терминологии и символики.
Развивающая функция. В процессе обучения перед студентами ставится одна из важнейших задач – способствовать развитию у них интеллектуальных способностей, самостоятельности умственных действий, логического мышления.
Еще И. Г. Песталоцци утверждал, что наглядность – это основа для возникновения представлений [5]. Наглядность К. Д. Ушинский считал важнейшей основой обучения, связывая ее применение с развитием умственных сил детей [6]. Следовательно, наглядность – это не только основа чувственного восприятия, необходимая для сознательного усвоения новых знаний, но и путь, ведущий к развитию мышления.
Воспитательная функция. Огромна воспитательная роль презентаций. В настоящее время, в эпоху научно-технической революции, математические методы исследования проникают во все области человеческих знаний, но также и потому, что, изучая математику, они находят богатую пищу для всестороннего развития своих способностей.
Функция мировоззренческой направленности. Студентов следует подвести к мысли о том, что существуют объективные закономерности, что мы можем познать и исследовать эти закономерности, что их мы можем использовать, овладевая процессами, происходящими в природе и обществе.
Преподаватель математики не должен ограничиваться только указанием, какие математические методы способствуют решению определенных практических задач. Он должен также разъяснить, что без этих методов многие практические задачи решаются значительно труднее или вообще не могут быть решены. Само доказательство того, что овладений такими методами предполагает знание внутригеометрических взаимосвязей, уже имеет философско-мировоззренческое значение и должно проводиться сознательно. В этом, несомненно, решающую роль может играть правильно применяемая наглядность. Она должна способствовать осознанию тесной связи геометрии с общественной практикой, должна показать связь геометрии с жизнью.
За абстрактностью математических истин студенты не всегда могут увидеть их жизненного значения. Презентации играют важную роль в устранении этого недостатка, повышают интерес к предмету, стимулируют активную работу их мысли.
Особенно возрастает интерес к математике, когда методы обучения разнообразны и преподаватель задумывается над определением места знаний, получаемых на данных занятиях в развитии способностей студента.
Мы попытались отразить в рамках данной статьи, как презентации призваны помочь достижению общепедагогических целей и выполнению функций: воспитательной, образовательной, развивающей и функции мировоззренческой направленности.
Все эти функции существуют одновременно, составляют одно целое со своими внутренними диалектическими противоречиями, только в зависимости от локальных учебных целей, учебного материала и учебной ситуации одна из этих функций в педагогическом процессе выдвигается на первый план.
Список использованной литературы:
- ru.wikipedia.org› Презентация (способ представления информации)
- Колмогоров А.Н. Избранные труды. Математика и механика. М., 1985.
- Ананьев Б Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. … Т. 1-2.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство “Питер”, 2000 – 712 с.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. Т.1. М.: Педагогика, 1981. 336 с.
- Бельский В. Ю. Философия образования К. Д. Ушинского : дис. … д-ра филос. наук. М., 2004. 363 с.
Свежие комментарии