Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева

Грамотная речь определяет уровень образованности человека. Но на сегодняшний день выстраивается ряд противоречий, связанных с общей грамотностью.

Во-первых, мы все являемся свидетелями того, как быстро развиваются наука и техника и как снижается уровень образованности. В мобильной сети WhatsAppWeb часто прокручиваются ролики, связанные с постановкой речи и уровнем образованности даже тех, кто учится на «отлично» сейчас или «с отличием» уже  закончил школу. Если вникнуть в корень проблемы, то есть как объективные, так и субъективные причины. К объективным можем отнести сокращение часов на изучение математики и, в связи с этим, нехватку времени для отработки полученных знаний и умений до навыка, подготовку к сдаче ЕГЭ (в последние годы усилия педагогов направлены на выработку умения у учащихся прорешать ряд типовых заданий), а в настоящее время в связи со сложившейся обстановкой из-за вируса и вовсе начинает падать уровень образованности.

Во-вторых, стало неактуальным читать книги. У людей пропал интерес. На смену пришли мобильные приложения, которые занимают все свободное время школьника.

Возникает вопрос «Как в такой обстановке быть с речью?»  Ведь речь выступает показателем понимания всего происходящего в окружающей действительности. Нас интересует проблема речи в двух аспектах: устной и письменной при изучении математических понятий, при формировании математических знаний, умений и навыков.

Устная речь является одним из показателей понимания изучаемого материала. Для того, чтобы учащиеся обладали математическими знаниями важно не только хорошее владение обычной речью, но и математической терминологией, символикой. Понимание математического материала находит внешнее выражение в правильной, хорошо развитой (устной и письменной) математической речи. Понимание, как мыслительный процесс, как вид, как сторона мышления, связано с речью. Развитие речи учащихся (устной и письменной) осуществляется в процессе понимания ими соответствующего материала и на основе этого понимания. В то же самое время понимание возможно лишь в том случае, когда имеется определенная речевая основа.

Анализ устных и письменных ответов учащихся на уроках математики в основной школе говорит о том, что во многих случаях ученики не умеют излагать свои мысли связно, грамотно, точно, ясно и логично, предложения строят грамматически не правильно, записи не умеют оформлять верно, в чертежах, схемах, допускают большое количество ошибок, неточностей в написании и произношении математических терминов.

Эти все недостатки особенно проявляются при обучении геометрии. Имеется существенный разрыв между уровнем развития речи учащихся, который необходим к началу изучения систематического курса геометрии, и который фактически достигнут к этому времени. В седьмом классе геометрия  изучается как единая дедуктивная система. При этом учащиеся должны иметь достаточно развитые речевые умения, навыки рассуждений, умение владеть специальными речевыми оборотами, выражающими схемами правильных умозаключений, свободное владение некоторыми специфическими для математики оборотами речи (“по крайней мере один”, “один и только один”, “не более одного”, “существуют”, “все”, “некоторые”, “если…, то…”, “следовательно” и многие другие). Если учащиеся не имеют таких умений, то им очень сложно изучать геометрию.

Недостатки в развитии речевой культуры учащихся, влияющие на качество усвоения учащимися материала, являются следствием недостаточной теоретической разработанности методики развития речи учащихся при изучении математики в целом и геометрии в частности.

Многие учителя довольно часто используют в своей практике отдельные приемы развития математической речи учащихся. Однако эта работа, не будучи обеспечена научно-методической основой, носит эпизодический характер и поэтому не является достаточно эффективной.

А письменная речь (ведение, оформление записей, правильное изложение мысли) является показателем, высшей формой владения материалом. Развитие письменной математической речи, в основном, сводится к развитию умений оформлять решение упражнений и задач различными способами, с применением краткой записи, схем, рисунков, таблиц. В развитии письменной математической речи главным требованием остается аккуратность и грамотность всех записей.

Особое внимание при оформлении записи нужно уделить учащимся 1 класса. Важно их научить правильно и аккуратно выполнять запись. По мере формирования навыков постепенно учащимся следует предоставлять некоторую свободу, так как каждый человек имеет знания, на которые опирается мышление, а мышление – это отражение действительности, поэтому каждый человек мыслит по своему.

Этим можно объяснить и то, что каждый выражает по – своему мысли в письменном виде. Но это не означает, что можно говорить и писать всё, что хочется, так как ученики должны знать, что существуют определенные правила, которых нужно придерживаться, и существуют определенные формы записи.

Преподавание математики является хорошей школой для развития устной и письменной речи, потому что иногда учащимся приходится излагать доказательства теорем и решения задач письменно. Абрам Аронович Столяр говорил, что «при правильном преподавании каждый урок математики является хорошим уроком краткой и полной, связной и последовательной речи». По мнению А. А. Столяра, «без развитой математической речи невозможна полноценная математическая деятельность» [1].

Он выделяет три основных аспекта математической деятельности:

1) деятельность по математизации эмпирического материала (МЭМ);

2) логическая организация математического материала (ЛОММ);

3) применение математической теории (ПМТ).

В каждом из них математическая речь рассматривается им в качестве одного из важнейших компонентов осуществления этих аспектов. Так, для деятельности по математизации эмпирического материала ученик должен уметь переводить имеющиеся ситуации на математический язык или с одного языка математики на другой (например, функционального языка на графический, или с табличного языка на графический), иначе говоря, составлять предложения на математическом языке, с помощью разных видов.

Для логической организации математического материала нужно, чтобы ученик владел различными умениями, например, умел выполнить чертеж к доказательству теоремы, умел правильно назвать формулировку, записать условие и заключение теоремы, умел доказывать теорему или умел правильно применить формулу к решению задачи, алгоритм решения и так далее.

Для применения математической теории необходимо иметь умения осуществлять обратный перевод с математического языка на язык рассматриваемой предметной области, интерпретировать полученные  результаты.

Большое значение имеет применение математических методов в других школьных предметах как физика, химия, что невозможно без грамотной математической речи. А. А. Столяр также отмечал, «что овладение математической речью в должной мере способствует решению такой важной, выделяемой и другими методистами, проблемы изучения математики как формализм изучаемых знаний» [1]. Но нужно заметить, что автор пишет не о математической речи в целом, а о математическом языке. Математическая речь же в его понимании это есть употребление математического языка.

Ю.М.Колягин утверждает, что мышление человека и его речь неразрывно связаны друг с другом. Поэтому им была выдвинута  цель: «Научить школьников устной и письменной математической речи со всеми присущими ей качествами (простота, ясность, полнота, лаконичность и т.д.)» [2].

Он считал, что эта цель одна из общеобразовательных целей преподавания математики. Среди компонентов математического мышления Ю. М. Колягин выделяет, в том числе, мышление интуитивное. Для формирования интуитивного мышления необходимо, чтобы ученик говорил на уроке: давал определения, высказывал свои предположения, формулировал гипотезы. «Речь является одним из самых важных факторов развития любого вида мышления, в том числе и математического, поэтому мышление не может развиваться без развития речи» [2] .

Развитая речь влияет на формирование всех качеств мышления. Однако автор, несмотря на поставленную общеобразовательную цель (развитие математической речи у школьников) имеет ввиду не саму речь, а только изучение математического языка, и не проводит разделение между этими понятиями и не выделяет различий между ними. Речь школьника это не что иное, как способ выражения своих мыслей.

В процессе усвоения математических знаний развиваются, в том числе, и такие навыки и качества выражения мысли, как порядок, точность, ясность,

краткость, обоснованность, то есть качества, присущие математическому стилю мышления, и, как следствие, математической речи. Нужно начинать развивать математическую речь у учеников в определенное время и на каком-то определенном материале. Для этого необходимо учитывать несколько факторов: например, на каком материале и в каком объеме следует развивать речь.

Р.С. Черкасов и А.А.Столяр указывают на то, что при изучении нового материала нужно избегать формальности в понимании того или другого вопроса. Формализм в получаемых знаниях возникает и тогда и только тогда, когда ученик без всякого понимания заучивает необходимый учебный материал, когда ученик неправильно выражает свои мысли, не правильно составляет и формулирует математические предложения. Они утверждают: «Конкретно в обучении математике формализм в знаниях особенно часто проявляется в том, что учащиеся безошибочно дают формулировку определения того или иного понятия, но не могут им воспользоваться при решении задач, доказательстве теорем» [3].

Таким образом, развитие математической речи учащихся – один из самых важных вопросов методики преподавания математики. Правильная математическая речь существенно отражается на развитии мышления учащихся, на их общей математической культуре. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников.

В учебном процессе развитие понимания устной и письменной математической речи происходят в единстве. Вопросы понимания математического (геометрического, алгебраического) материала невозможно рассматривать в отрыве от вопросов развития математической речи так же, как невозможно рассматривать  вопросы развития математической речи в отрыве от вопросов понимания.

Формируя понимание какого-либо математического понятия, мы развиваем математическую речь учащихся; развивая математическую речь учащихся, мы формируем понимание учебного материала.

Список использованной литературы:

  1. Столяр А.А. Логические проблемы преподавания математики. [Djv- 1.9M] Учебное пособие для математических факультетов педагогических институтов. – Минск: Издательство «Высшая школа», 1965.
  2. Колягин Ю.М. Русская школа и математическое образование. Наша гордость и наша боль. – М.: Просвещение, 2001
  3. Черкасов Р.С.,  Столяр А. А Методика преподавания математики в средней школе. – М.: Просвещение, 1985. – 336с.