Карачаево-Черкесский государственный университет

 

ФГОС ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребенка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению [1].

Известно, что запоминается человеком 10% того, что он читает, 20% – из того, что слышит, 50% – из того, что видит и слышит, 90% – из того, что делает сам. Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Подготовка будущих учителей способных выполнять целенаправленную учебную  и научно-исследовательскую работу, обладающих умением решать исследовательские задачи различными приемами – это одна из главных задач  современного высшего образования.

В ряду качеств учителя необходимо наличие у него умения – организовать исследовательскую работу младшего школьника для того, чтобы ребенок умел ориентироваться в потоке увеличивающейся информации, умел получать определенный объем знаний для дальнейшей самостоятельной работы. Все это привело к всеобщему распространению в наших школах, начиная с младших классов, способов изучения, имеющих самостоятельную исследовательскую природу.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду, две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая – в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

«Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах. Они вместе делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы» [2].

Самостоятельная исследовательская деятельность органично вписывается в учебный процесс на всех уровнях обучения.

В ходе проведения исследования учитель и ученик проходят совместный путь, являются партнерами. Учитель должен четко знать, на что нацеливать ученика и как ученик должен построить и представить свою работу. Для того, чтобы вместе с учеником:

  • продумать соответствие темы и содержания исследовательской работы заявленной тематике,
  • корректно сформулировать цель, тему и проблему исследовательской работы,
  • обозначить ее актуальность.

Самостоятельная исследовательская работа основана на биологической потребности школьника узнавать окружающий мир. Исследовательская работа предполагает не только использование поискового метода в обучении, но принципиально направлена на новый метод обучения, где основную позицию занимает познавательная исследовательская деятельность ученика.

Учителю необходимо:

  • научить ученика (хотя бы простейшим) методам современных исследований,
  • развить в нем способность получать новые знания,
  • научить самостоятельно исследовать тот или иной объект или процесс,
  • самому владеть методами исследования. (Умение это для учителя тем более важно, что он должен научить ему ученика).

Структура готовности будущего учителя к организации самостоятельных исследовательских работ младших школьников представляет собой единство теоретического мышления и компетентности будущего учителя в сфере организации самостоятельной учебной деятельности учащихся. Структура компетентности включает в себя мотивационный, ориентационный и операциональный блоки.

Самостоятельная исследовательская деятельность младших школьников является одним из форм обучения школьников в урочное и во внеурочное время. В учебном процессе нашли большое распространение самостоятельные задания с последующим участием в конкурсах.

Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу школьников, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Организация проектно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся не только познавательные интересы, но и самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять знания на практике.

Проектно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога хорошего владения методиками исследования различных объектов, наличие солидной библиотеки с серьезной литературой и желания углубленно работать с учащимися по их изучению [3].

Главная задача учителя – стимулирование исследовательской активности ученика, поддержка в ребенке жажды новых впечатлений, любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину. Педагог в процессе индивидуальной работы с учеником должен разглядеть «искорку» исследовательского таланта, помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, научить его специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности. Каждый учащийся с первых шагов должен понять конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в практическом плане.

Учитель должен знать отличие исследования от проектирования. Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Савенков  А.И. указывает на отличие проектирования и исследования, считая их изначально принципиально разными по направленности, смыслу и содержанию видами деятельности. «Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи. Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Это задача личностно-ориентированной педагогики» [4].

Вместе с тем в основе и метода проектов, и метода исследований лежат:

  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • умение самостоятельно конструировать свои знания;
  • умение интегрировать знания из различных областей наук;
  • умение критически мыслить.

Использование данных методов предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Нами выработаны ряд организаторских умений, которыми должен обладать современный учитель:

  1. Владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся.
  2. Уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом.
  3. Устанавливать и поддерживать в группах, работающих над проектом, деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы.
  4. Уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.

Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная работа, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно. Исследование – бескорыстный поиск истины, всегда творчество. Поэтому роль учителя в организации получения истины путем творчества неоценимаНеобходимо добиться такого уровня, чтобы проектно-исследовательская деятельность превратилась в увлекательный процесс, который поведет ученика по ступенькам познания к разгадыванию загадок, тайн и секретов из различных областей знания.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (с изменениями на 18 мая 2015 года)
  2. http://www.abitu.ru/researcher/development/ist_0003.html – А.В. Леонтович. Материал посвящен проблеме применения исследования как средства развития современного образования.
  3. Аксенова М. В. Формирование готовности студента педагогического вуза к реализации информационных процессов: Учебно-методическое пособие. Орск: Изд-во ОГТИ, 2002. – 108 с.
  4. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., 2003. С.203.

 

Login