(Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева)

В настоящее время на интеллектуальное развитие учащихся в различных психологических и методических исследованиях в России и за рубежом обращено пристальное внимание. Изучаются особенности интеллектуального развития, проводится диагностика интеллекта человека в разные возрастные периоды, изучается его интеллектуальный потенциал.

Современный период развития интеллекта ознаменован бурным ростом научно-технического прогресса, который предъявляет определенные требования к подрастающему поколению: каждый член общества должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым.

Главной особенностью системы образования сегодня выступает принцип индивидуального подхода к учащимся. Вопросами воспитания и становления интеллектуально развитого человека занимается современная школа. Особое требование в разрешении проблемы интеллектуального развития предъявляется начальной школе, как базовому звену в развитии интеллектуально-творческой личности.

Говоря об интеллектуальном развитии учащихся надо четко различать, что дано ребенку от природы, а что приобретается под воздействием среды.

Проблема интеллектуального развития тесно связана с формированием мышления и развитием способностей. Для того, чтобы полученные знания и умения перешли в способности, необходимо, чтобы велась ситематическая и целенаправленная работа по развитию интеллектуальных процессов. По мере их развития совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Поэтому необходимо знать психологическую структуру интеллектуальных способностей, а также пути и методы их формирования.  В связи с этим значение интеллектуального развития младших школьников бесспорно. Но встает ряд вопросов: где, когда и какими средствами формировать, а затем и развивать интеллект младших школьников?

В Рабочей программе   «Математика» 4 класс (по учебному комплексу М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И Волковой, С.В. Степановой) пописаны цели обучения, которые предполагают:

  • «развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
  • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни» [1].

 Сама сущность математики как науки представлена совокупностью совершенно абстрактных идей, закономерностей и связей, которые проявляются в реальной жизни. Чтобы успешно овладеть математическими знаниями даже на уровне начальной школы, учащемуся необходимо выстраивать и проводить цепочки рассуждений, оперировать понятиями, выполнять многочисленные умственные действия. Все эти умения являются компонентами интеллекта ученика. Не случайно эти умственные действия именуются также приемами логических умственных действий. Их формирование стимулирует развитие математических способностей ребенка. А сформированные математические способности – это задатки интеллектуального потенциала ученика. В связи с вышесказанным мы можем сформулировать проблему исследования: «Как средствами математики организовать интеллектуальное развитие учащихся начальных классов?»

Под интеллектом, как объектом измерения, понимается общая врожденная способность человека, определяющая успешность выполнения им любых задач. 

В работах ряда исследователей красной нитью проходит мысль – в  основе интеллекта лежит развитое мышление. Сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование, сериация, аналогия и др. – это приемы умственных действий. Процесс развития мышления методически состоит в формировании и развитии этих обобщенных приемов, а они, как известно, большей частью закладываются и формируются на занятиях математикой.

Бесспорным фактом является то, что сформированность умственных действий школьника является абсолютной необходимостью для развития его математического мышления.

Таким образом, мы видим, что обучение младших школьников основам математических знаний действительно представляет широкие возможности для формирования и развития их интеллекта.

«Математика – это особый язык и даже особый мир, в который мы, тем не менее «наведываемся» по сотне раз на дню – когда ходим в магазин, готовим обед, звоним по телефону, моем полы, купаем ребенка и т. д. Более того, стоит нам вытянуть вперед руки и взглянуть на пальцы, мы уже оказываемся в мире математики» [5].

Одним из самых значительных исследований в этой области явилась работа швейцарского психолога Ж. Пиаже «Генезис числа у ребенка», в которой автор достаточно убедительно доказывает, что формирование умения классифицировать, проводить сериацию являются приемами умственных действий, которые невозможно обнаружить «без предварительного развития у ребенка операций сравнения, обобщения, анализа и синтеза, абстрагирования, аналогии и систематизации» [4].

«Математическое содержание оптимально для развития всех познавательных способностей (как сенсорных, так и интеллектуальных), приводит к активному развитию математических способностей ребенка», – утверждает Белошистая А.В. [2].

Таким образом, еще до того, как ребенок выучит первую цифру, он уже знает довольно много о базовых математических понятиях, таких как величина, количество, прибавление и убавление, сравнение, множество и т. д.

На наш взгляд следующие типы заданий по математике могут быть наиболее эффективными для интеллектуального развития младших школьников:

  • решение арифметических задач с проговариванием,
  • работа с числовым материалом с применением законов арифметических действий,
  • работа с геометрическим материалом.

Решение несложных арифметических задач позволяет исследовать уровень развития практического математического мышления, определяются математические способности испытуемого, его арифметическое мышление. Диагностируется легкость оперирования числовым материалом. Оценивается как правильность ответов, так и затраченное на решение время. На основе этого можно выделить различные виды математических упражнений для развития интеллекта младших школьников.

Выполнение упражнений зависит от способностей сосредоточения внимания, скорости и точности запоминания и воспроизведения наглядной информации. При систематическом выполнении такого рода упражнений мы осуществляем связь между воображением, мышлением и интеллектом.

Итак, упражнения, направленные на развитие интеллекта одновременно работают на формирование всех мыслительных приемов: сравнивать, обобщать, анализировать, синтезировать, классифицировать.

Математическое содержание оптимально для развития интеллектуальных способностей, что приводит к активному развитию математических способностей ребенка. Итак, взаимосвязь математических и интеллектуальных способностей выглядит таким образом, что устанавливается  соответствие психологических особенностей усвоения детьми математических понятий и дидактических принципов организации развивающего обучения.

Список использованной литературы:

  1. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: Пособие для учителей общеобразоват. организаций / [М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и др.]. – М.: Просвещение, 2014 – 124 с. – ISBN 978-5-09-031945-4.
  2. Белошистая А.В. Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. – М., 2004.
  3. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., 2002.
  4. Пиаже Ж. Генезис числа у ребёнка. – М., 2003.
  5. Первушина В.Е. Способности ребенка. Как выявить и проявить? – СПб.: Невский проспект; Вектор, 2007

Статья выполнена под руководством Батчаевой П.А-Ю. к.п.н., доц. каф. математики и методики ее преподавания.