ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия»

В современном мире образование как сфера деятельности охватывает практически каждого гражданина планеты, так как в той или иной мере в образовательный процесс вовлечены дошкольники и школьники, студенты и люди зрелого возраста. На рубеже веков образование претерпевает глубокие изменения во всех странах и регионах. Особенностью современного общества является сближение стран и народов, усиление взаимодействия, мультикультурализм, глобализация мира в целом. Все это приводит к изменениям в образовании, которому предстоит решить сложную задачу подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональной и мультикультурной среды, к диалогу и межкультурному взаимодействию. При этом причиной конфликтов и столкновений, происходящих в различных регионах в последнее время, является чрезвычайно низкий уровень культуры межэтнических отношений и личностной идентификации в поликультурном обществе. В этой связи исключительно приоритетными становятся исследования вопросов совершенствования практики межэтнических отношений, разработка теории многокультурного образования, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, повышение интереса к историческому наследию, традициям, актуализация идей народной педагогики.

Поликультурное образование призвано сформировать у учащейся молодежи систему ценностей, связанных с реальностью модели мира; помочь им овладеть способами и навыками последовательной мыслительной деятельности в интеркультурной коммуникации; дать учащимся представление о них самих, смысле их существования, важнейших жизненных проблемах человека и человечества; сформировать личностные качества, необходимые человеку при его интеграции в иную культуру, навыки толерантного поведения в мультикультурном обществе.

Главной целью поликультурного образования является формирование человека культуры, обладающего личностным человеческим достоинством, способного к автономной и коллективной деятельности в условиях глобализма и культурной интеграции.

Для достижения выдвинутой цели видится целесообразным решение следующих задач:

– культивирование бережного отношения к людям различных национальностей, проживающих в регионе, к их языкам, социальным ценностям;

– воспитание глубокого уважения к народам, населяющим родной край;

– формирование интернационализма, базовой культуры личности, ориентация на национальные и общечеловеческие нравственные ценности, на лучшие достижения человеческой цивилизации и осознание принадлежности к мировому сообществу;

– воспитание в духе мира и уважения ко всем народам Земли, их этно- национальным особенностям; обращение к национальному достоинству и чувствам людей, стимулирование непримиримого отношения к проявлению шовинизма, национализма и расизма.

Культура повышает интеллектуальную, эмоциональную и волевую активность взаимодействующих сторон, поднимая межличностные отношения на более высокий уровень.

Организационный процесс воспитания культуры межэтнических отношений включает в себя: определение общей цели и конкретных задач; ознакомление молодежи с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях; формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания; развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных конфессий; обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе их общения.

Определение цели воспитания подрастающего поколения является прерогативой государства. Содержательные параметры целей воспитания отражают уровни развития экономики, культуры, духовной жизни общества. Государственные цели воспитания детерминированы социально-экономическими, политическими и этнокультурными условиями. Российская Федерация – многонациональное государство, в котором живет более ста народов. Развитие их отношений между собой и с другими народами мира обуславливает цели и содержание воспитания культуры межэтнических отношений у молодежи всего населения страны.

При организации целенаправленного воспитания учебным заведениям и всей системе образования следует исходить из того обстоятельства, что межэтнические отношения влияют на детей самым различным образом. Раскрыть механизмы этого воздействия и определить обусловленные им цели и содержание организованного воспитания, на наш взгляд, целесообразно по таким параметрам, как:

– взаимоотношение народов и стран мира и формирование общечеловеческих чувств, сознания и культуры межэтнических отношений;

– взаимоотношение народов СНГ и формирование у молодежи чувств и сознания принадлежности к Содружеству;

– взаимоотношение народов России и формирование у молодежи российского самосознания, патриотизма и гражданственности;

– этносоциальные условия национально-территориальных образований (республик, областей, округов) и формирование у молодежи национальных и гражданско-патриотических чувств и сознания.

Рассмотрим отношения народов и стран мира и попытаемся определить педагогические основы этих отношений при организации процесса воспитания у детей и молодежи культуры межэтнических отношений.

Взаимоотношения народов и стран мира, сложившаяся в человеческом сообществе этносоциальная ситуация оказывают реальное воздействие на формирование у людей общечеловеческих норм культуры поведения. Организованное воспитание как часть социализации личности следует проводить с учетом этих взаимоотношений. Оно призвано упорядочить влияние на личность этносоциальной среды, сформировать у нее собственный позитивный опыт межэтнических отношений, ослаблять возможное отрицательное воздействие на нее среды.

Определенные чувства, сознание и нормы поведения формируются у человека в процессе его взаимодействия с социальной средой под влиянием множества обстоятельств, реальных отношений, которые складываются между странами и народами мира. В современных условиях жизнь людей, их будущее во многом зависят от общего положения в мире. Благодаря средствам массовой информации, туризму, мир «сужается» и воспринимается детьми как среда, оказывающая на их жизнь, на судьбу каждого человека реальное влияние.

Воспитание ставит целью приобщить учащихся к общечеловеческим достижениям и ценностям. В связи с этим необходимо изучать следующие направления: этнодемографические ситуации в различных странах, на материках и в мире в целом; социально-этнические изменения, произошедшие в мире; единство и неделимость противоречивого, многоэтнического мира; тенденцию народов к интеграции в Европе и других регионах мира; планетарные и глобальные проблемы народов.

Важнейшей задачей учебных заведений становится сообщение детям и молодежи определенного круга систематизированных знаний о народах и государствах мира, об их взаимоотношениях, о взаимозависимости и неделимости мира.

При организации целенаправленного воспитания необходимо исходить из этих объективных процессов, которые и сегодня составляют сердцевину национальных отношений как на мировой арене, так и внутри многонациональных обществ. Из этого обстоятельства вытекает конкретная педагогическая задача – воспитание у учащейся молодежи общечеловеческих, гражданско-патриотических и национальных чувств сознания и поведения.

Воспитательная суть заключается в том, чтобы научить молодежь управлять национальной сферой своего поведения, сохранять стабильность в эмоционально неустойчивых ситуациях, особенно в ситуациях с участием представителей разных национальностей. Улучшая морально-этический и психологический климат, создавая обстановку уважения, дружелюбия и доверия к окружающим, к их культуре, языку, традициям, педагог тем самым способствует становлению культуры межэтнических отношений. К сожалению, некоторые средства массовой информации освещают историческое прошлое страны с антипатриотических, нигилистических позиций, внушая молодежи идею неполноценности, явно снижая менталитет нации, народа. Критика (порой весьма необоснованная) патриотических ценностей сопровождается пропагандой космополитизма, аморализма, порнографии, насилия и индивидуализма. Это ведет к проявлению анархии, безответственности и произвола в поступках, без духовности и безнравственности. Некоторые молодые люди разочарованы в идеалах, не видят в старших образцов для подражания.

Сегодня как никогда важно преодолеть пессимистичное, по существу, антинаучное отношение к героической истории своей страны, республики, родного края, усилить у людей чувство ответственности перед страной, четче определить национальные и общечеловеческие ценности. В последние входят и простые нормы нравственности, без которых отношения между людьми немыслимы. Имеются в виду человечность, доброта, соблюдение прав и свободы личности, уважение к человеку, сочувствие к нему, сопереживание, равенство всех перед законом, порядочность, честность, добросовестность и т.д.

Важно, чтобы молодежь осознала приоритет общечеловеческих интересов и потребностей. Этому способствует усиление роли общения, интенсивное взаимодействие стран, народов, граждан различных государств, представителей различных этносов и рас.

Культура межэтнических отношений зависит от уровня общего развития общающихся, их умения соблюдать общечеловеческие нормы нравственности и поведения, взаимной готовности правильно воспринимать инонациональные ценности, их стремления обогащать себя знанием этих ценностей. К сожалению, многие имеют очень слабую этнографическую грамотность. Более или менее зная культуру своего народа, о других они имеют слабое представление. Поэтому так важно теперь вооружить население многонационального государства минимумом знаний по основам межэтнических и международных отношений, дать им представление о культуре, традициях народов, населяющих страну, республику, регион. Необходимо так построить содержание образования, чтобы оно обеспечивало студентов знаниями о народах, с представителями которых они учатся, об их культурах, традициях, этике, быте.

От успешного решения этой задачи во многом зависит проблема формирования не только единого образовательного и культурного, но и политического пространства Российской Федерации.