КЧГУ

В современной сурдопедагогике, как отечественной, так и зарубежной, применяются две системы обучения глухих:                                                               – на основе билингвистического подхода;                                                      – на основе словесной речи.                                                                           Перед отечественной сурдопедагогикой в настоящее время стоит проблема разработки новой концепции специального образования детей с недостатками слуха, основанной (по определению А.А. Комаровой) на множественности подходов, на сотрудничестве и взаимообогащении всех существующих направлений в обучении и воспитании.                    Билингвистический подход основан на билингвизме – двуязычии, одновременном пользовании двумя языками.                                         Сущность билингвистического подхода заключается в том, что равноправными и равноценными средствами специального образовательного процесса являются:                                                                                                          – словесная речь;                                                                                               – жестовая речь.

Жестовая речь – способ межличностного общения людей, лишенных слуха, посредством системы жестов. Лексические и грамматические закономерности жестовой речи обусловлены своеобразием ее основной семантической единицы – жеста, а также его функциональным назначением.              Использование жестовой речи в обучении глухих способствует:                         – устранению коммуникативных барьеров между педагогами и учащимися;                                                                                                             – созданию доверительных отношений между детьми и взрослыми;            – эмоциональной окрашенности учебно-воспитательного процесса;            – увеличению объема учебной информации;                                                     – ускорению ее передачи;                                                                                – усвоению программы общеобразовательной школы в полном объеме.

Билингвистическая система обучения глухих во многих странах: Скандинавии, Великобритании, Швеции, Канаде. США и др. В России только одна билингвистическая школа – билингвистическая гимназия, научным руководителем которая является проф. Г.Л. Зайцева.                         При использовании билингвистической системы необходимо решить следующие задачи:                                                                                                – найти оптимальное соотношение жестокого и словесного в учебном процессе;                                                                                                                    – разработать дидактические основы учебного процесса на жестового языка;                                                                                                                 – создать новую систему подготовки сурдопедагогов для обучения глухих в условиях билингвистической педагогической системы;

– разработать дидактические и методические подходы билингвистического обучения глухих детей разного возраста.

Коммуникационная система обучения глухих на основе словесной речи была разработана в 50-х гг. XX в. советскими учеными-сурдопедагогами под руководством проф. С.А. Зыкова. Ее основные принципы: потребность в общении возникает и развивается в связи с широким использованием различных видов педагогически организованной деятельности, в целях активизации речевого общения эффективна дактиль, речь (своеобразный вид словесной речи, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальце: руки в сочетании с устной и письменной. Л.П. Носкова обосновала структурно-семантический принцип специального изучения языка, в основе которого – использование предложения как материала для системного овладения языком.                                                                           В соответствии с генетическим принципом сурдопедагог соотносит речевые достижения глухого ребенка с нормой в целях языковой компенсации и программирования. Деятельности принцип отражает предметно-практическую деятельность учащихся, в процессе которой словесная речь и освоение языка становятся потребностью.                               При работе с глухими учащимися по системе их обучения на словесной речи происходит практическое овладение языком последующим изучением языковых явлений и закономерностей.                                                      Развитие технических возможностей слухопротезирования  значительно повысило эффективность обучения глухих детей на основе словесной речи и максимальной опоры на остаточный слух.

Список литературы:

  1. Димкис, Л.С. Система обучения жестовой речи студентов – дефектологов [Текст]:автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.03.) / Димкис Лидия Сергеевна;- Минск, 2000 г. 31 с.
  2. Рощенко, О.Е. Методическая система обучения математике студентов с нарушением слуха: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.02) /Рощенко Ольга Евгеньевна; – Новосибирск, 2010. 29 с.
  3. Совершенствование общего и профессионального обучения глухих. / Сб. научн. Трудов. М.: Б.И. 1992-125с.
Login