КЧГУ
В современной сурдопедагогике, как отечественной, так и зарубежной, применяются две системы обучения глухих: – на основе билингвистического подхода; – на основе словесной речи. Перед отечественной сурдопедагогикой в настоящее время стоит проблема разработки новой концепции специального образования детей с недостатками слуха, основанной (по определению А.А. Комаровой) на множественности подходов, на сотрудничестве и взаимообогащении всех существующих направлений в обучении и воспитании. Билингвистический подход основан на билингвизме – двуязычии, одновременном пользовании двумя языками. Сущность билингвистического подхода заключается в том, что равноправными и равноценными средствами специального образовательного процесса являются: – словесная речь; – жестовая речь.
Жестовая речь – способ межличностного общения людей, лишенных слуха, посредством системы жестов. Лексические и грамматические закономерности жестовой речи обусловлены своеобразием ее основной семантической единицы – жеста, а также его функциональным назначением. Использование жестовой речи в обучении глухих способствует: – устранению коммуникативных барьеров между педагогами и учащимися; – созданию доверительных отношений между детьми и взрослыми; – эмоциональной окрашенности учебно-воспитательного процесса; – увеличению объема учебной информации; – ускорению ее передачи; – усвоению программы общеобразовательной школы в полном объеме.
Билингвистическая система обучения глухих во многих странах: Скандинавии, Великобритании, Швеции, Канаде. США и др. В России только одна билингвистическая школа – билингвистическая гимназия, научным руководителем которая является проф. Г.Л. Зайцева. При использовании билингвистической системы необходимо решить следующие задачи: – найти оптимальное соотношение жестокого и словесного в учебном процессе; – разработать дидактические основы учебного процесса на жестового языка; – создать новую систему подготовки сурдопедагогов для обучения глухих в условиях билингвистической педагогической системы;
– разработать дидактические и методические подходы билингвистического обучения глухих детей разного возраста.
Коммуникационная система обучения глухих на основе словесной речи была разработана в 50-х гг. XX в. советскими учеными-сурдопедагогами под руководством проф. С.А. Зыкова. Ее основные принципы: потребность в общении возникает и развивается в связи с широким использованием различных видов педагогически организованной деятельности, в целях активизации речевого общения эффективна дактиль, речь (своеобразный вид словесной речи, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальце: руки в сочетании с устной и письменной. Л.П. Носкова обосновала структурно-семантический принцип специального изучения языка, в основе которого – использование предложения как материала для системного овладения языком. В соответствии с генетическим принципом сурдопедагог соотносит речевые достижения глухого ребенка с нормой в целях языковой компенсации и программирования. Деятельности принцип отражает предметно-практическую деятельность учащихся, в процессе которой словесная речь и освоение языка становятся потребностью. При работе с глухими учащимися по системе их обучения на словесной речи происходит практическое овладение языком последующим изучением языковых явлений и закономерностей. Развитие технических возможностей слухопротезирования значительно повысило эффективность обучения глухих детей на основе словесной речи и максимальной опоры на остаточный слух.
Список литературы:
- Димкис, Л.С. Система обучения жестовой речи студентов – дефектологов [Текст]:автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.03.) / Димкис Лидия Сергеевна;- Минск, 2000 г. 31 с.
- Рощенко, О.Е. Методическая система обучения математике студентов с нарушением слуха: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.02) /Рощенко Ольга Евгеньевна; – Новосибирск, 2010. 29 с.
- Совершенствование общего и профессионального обучения глухих. / Сб. научн. Трудов. М.: Б.И. 1992-125с.
Свежие комментарии