Воспитатель МКДО 8 «Солнышко», Карачаевск

Приоритетным направлением в дошкольном образовании является нравственное развитие личности ребенка, формирование ценностных мотивов, самостоятельности, любознательности, приобщение детей к общечеловеческим ценностям Ребёнок учится осуществлять моральный выбор посредством освоения этических эталонов, направленности и соподчинения мотивов, их устойчивости. Если у личности не сформированы нравственные нормы поведения и взаимоотношения, то формирование нравственности будет носить характер усвоения знания, запоминания, а не принятия и понимания этих норм. Обществу нужна личность, обладающая позитивными нравственными знаниями и нравственными качествами.

Основой является оптимальная социализация дошкольника. Она, по мнению В.В.Абраменковой, В.П. Зинченко, J1.B. Коломийченко, B.C. Мухиной, Д.И. Фельдштейна и др. включает познание человеком социального пространства, овладение умениями межличностного общения, приобретение нравственных качеств.

Социализация дошкольника определяет будущие свойства личности, состоящие в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными, которые обозначают в системе мотивов индивидуальную выраженность. Получая от воспитательного микросоциума позитивные нравственные образцы, нравственные ценности и пропуская их через сознание, чувства и переживания, ребёнок осваивает нравственный опыт, нравственную культуру общества.

Многое зависит от уровня нравственности ближайшего окружения — сверстников, педагогов и родителей, качества нравственного воспитания,

характера взаимоотношений с детьми, уровня личностного нравственного роста (Н.Ф. Виноградова, В.Н.Холмогорова, Т.И.Чиркова [40,179,187]).

Нравственно воспитанный человек тот, у кого есть потребность, стремление вести себя в соответствии с определенными нормами.

Компонентами развивающейся структуры детской личности являются интеллектуально-информационный, общекультурный, коммуникативный, информационный. Личность как система отношений к миру и с миром, к самому себе и с самим собой, предполагает широкий диапазон проявлений ‘V и, прежде всего, её интеллектуально-нравственной свободы, этической творческой самостоятельности и активности.

В связи с этим нравственная воспитанность личности дошкольника рассматривается нами как система устойчивых нравственно- ценностных мотивов, проявляющихся в отношениях ребёнка к сверстникам и взрослым, его поведении в целом, основанном на нравственных эталонах и нормах.

Нравственное поведение – совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно длительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Современный период общественного развития обосновывает проблему формирования нового человека, социально активного, способного к преобразовательной деятельности. Этические познания отражают нравственные отношения людей и выражают нравственный идеал. В них раскрывается смысл того, как люди должны жить, как поступать, чтобы осуществился этот идеал. Поэтому этика не только отвечает на вопрос о том, каковы люди сейчас, но и о том, какими они должны быть.

Этика – наука о формах общественного сознания, её происхождения и развития. Она изучает исторически изменяющиеся принципы, правила поведения людей и ставит вопрос об источнике происхождения морали; стремится раскрыть содержание нравственных категорий: добра-зла, справедливости и несправедливости, чести и достоинства, совести, счастья, объяснить природу моральных убеждений и чувств. Сущность моральных понятий для детей раскрывается лишь в процессе их жизненной практики.

На современном этапе детство представляет собой физиологическое, психологическое, педагогическое и сложное социокультурное явление. Приобщаясь к общественным нормам, традициям и ценностям, ребёнок делает это индивидуально. У него формируется собственный образ жизни, внутренний мир, который составляет новое интегративное образование детской личности — ее индивидуальность. Исследования индивидуальных особенностей психики детей определяют, что какие бы воздействия ни оказывала среда на ребенка, какие требования она к нему ни предъявляла, до тех пор пока эти требования не войдут в структуру его собственных потребностей, они не станут действительными факторами его развития.

Чтобы понять смысловые ориентиры ребенка, его смысловые связи, надо узнать, на что ребенок обращает внимание как очень важное для себя, каково его отношение к этому предмету, независимо от того материальный он или идеальный, реальный или мыслимый. Важно понять, как он представляет его себе (видит, слышит, чувствует) и что он полагает чаще всего неосознанно, в качестве наиболее уместных действий по отношению к каждому важному для себя предмету. Есть две позиции в современных исследованиях: «Я в обществе» – осознание себя как члена общества и позиция «Я и общество» – осознание себя субъектом общественных отношений.

Его окружение – ресурс развития, как говорит Г.С. Абрамова. С каждым годом ребенок больше узнает о мире, в котором он живет. У него складывается особенное, индивидуальное, характерное отношение к этому миру и к его отдельным сторонам. У детей надо формировать систему обобщенных знаний об явлениях общественной жизни, которые являются основой сознательного отношения к окружающему (С.А. Козлова, Н.В. Мельникова.

На нравственное развитие дошкольников оказывает влияние эмоциональное благополучие ребенка в группе сверстников, оптимальный психологический климат детского коллектива. Высокий уровень рефлексии способствует быстрому усвоению общественно-ценных критериев оценки «Я», самой возможности им соответствовать, что повышает гибкость границ психологического пространства для сохранения и проявления «Я».

Нравственное становится нравственным, а не только моральным в том случае, если учитывается и организуется комплекс воздействий, способных формировать во взаимосвязи представления, чувства, отношения, привычки, нравственное поведение. Рычагами управления нравственным поведением ребёнка являются условия их эффективности:

– установление отношений взрослого и ребенка, когда правила вырабатываются в результате договора и принимаются на основе взаимного согласия. Появляется понимание происхождения правил, которые выступают в сознании детей как относительные и изменяемые в зависимости от обстоятельств, но внутренне необходимые и добровольно принимаемые;

  • следование положительным образцам поведения;
  • осмысление негативного опыта, который определяется отрицательным подкреплением;
  • указание на последствия неблаговидного поступка ребенка, вызывающее у него сопереживание «потерпевшим» и показывающее, что причиной зла были его действия;
  • формирование в самосознании и саморегуляции критического отношения к себе, что происходит в форме фиксации сходства с отрицательным эталоном или отличия от положительного эталона;
  • сравнение себя с другим, уточняющие представление о самом себе: когнитивный, волевой, эмоциональный аспекты.

В дошкольном возрасте впервые начинает осознаваться смысловая связь вещей и действий, одно действие начинает подчиняться другому.

Большое значение для развития воли имеет усвоение ребенком нравственных норм поведения. Нравственная норма — это простая форма нравственных утверждений, которая постепенно входит в жизнь детей. Оценивание личностного смысла общечеловеческих ценностей (нравственных требований) и соответствующее переживание приводят к тому, что они начинают приобретать субъективную значимость, которая посредством образовавшейся целостности «знание и эмоции» оказывается фиксированной в структуре личности.

Оценка окружающих людей способствует развитию чувства долга у детей старшего дошкольного возраста, оказывает сильное влияние па развитие личности. Дошкольники обычно пользуются более или менее конкретными представлениями о каком-то веселом, добром или лживом человеке.

Эта конкретность не позволяет маленьким детям увидеть знакомые черты морального поведения в новом, необходимом для их практики жизненном случае, тем более в своем собственном поведении. С нравственными идеалами личности, с конкретной ежедневной деятельностью и общением с людьми связаны этические чувства, выполняющие важную роль в психической жизни личности.

Вместе с нравственными чувствами нравственные убеждения и представления мотивируют поведение, определяют отношение к членам общества и собственным обязанностям.

Динамика чувства в процессе переживания различна в зависимости от их

В процессе формирования мировоззрения личности надо помочь ей осознать его этический смысл.  Благодаря этому дети учатся сочетать свои потребности с желанием окружающих людей, на этой основе формируются нравственные качества. Эмоциональные реакции растущего человека являются объединённым итогом этих начал. В них раскрываются особенности эмоционального отношения, которое установилось к определенному предмету или кругу явлений. У дошкольника надо вызвать живой и адекватный эмоциональный отклик на факты, события, взаимоотношения людей. Должно появиться достаточно сильное переживание, являющееся не случайным, переходящим, быстро забываемым, а событием в его жизни.

Необходимо строить воздействие в такой форме, чтобы в результате его возникло не просто переживание с каким-то содержанием и направленностью, но образовалось действенное чувство. Завершающая задача перевести появившееся переживание в поступок. Вместе с нравственными чувствами нравственные убеждения и представления человека мотивируют его поведение, определяют отношение к остальным членам, общества и собственным обязанностям. Умение владеть своими чувствами психологически означает умение владеть внешним выражением. Гармоничное воспитание личности возможно только при том условии, когда к потребностям, первому побудителю человеческих поступков человеческого поведения, присоединяется более сильный, более тонкий, более мудрый побудитель — долг.

Противоречивая ситуация начинает выступать для ребенка.

Мотивы нравственного поведения вообще, а в дошкольном возрасте – особенно, интенсивно формируются в процессе непосредственной деятельности ребенка, в общении со взрослыми и сверстниками, в реальных отношениях, естественно складывающихся между ребенком и окружающими.

Можно выделить мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать, как взрослые. Наличие одних моральных знаний не обеспечивает морального поведения, реального соблюдения норм. По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми «мерками», которыми пользуется ребенок в оценке других

людей. Положительная оценка, направленная на определенные качества и поступки других лиц, делает оцениваемые образцы привлекательными для ребенка. Она способствует формированию устойчивого положительно- эмоционального отношения детей к конкретным достоинствам.

Дети учатся видеть ценность в самих нравственных поступках, измерять свое достоинство способностью вести себя определенным образом, в соответствие с одобряемыми образцами поведения. Для того, чтобы противоречивая ситуация возникла в сознании, два противоположных взаимоисключающих способа действия должны осознаваться ребенком. Для выражения своего отношения к людям и их поступкам дети используют знакомые им критерии оценок: «так нечестно», «обманывать нехорошо», «он хороший товарищ, потому что всегда помогает».

Как показывают исследования A.A. Анциферовой, В.К. Котырло, соблюдение детьми правил нравственного поведения не является гарантией сформированности у них гуманизма. Одно из важнейших качеств личности – способность владеть и управлять своим поведением. Для этого необходима готовность к нравственным действиям, которая определяется знанием нравственной нормы, эмоционального отношения к ним, наличием собственного эмоционального отношения. Единственно верный путь в жизни: утверждение добра, искренности, взаимной заботы и ответственности, настоящего отношения к нравственному долгу. Сущность положительного отношения ребёнка к взрослому выражается в проявлении совокупности нравственных качеств. Это предполагает воспитание у детей навыков вежливого и культурного поведения, сочувствия, отзывчивости к другим людям.

В результате исследования, проведенного С.Г. Якобсон, было показано, что подлинное воздействие на нравственное поведение ребенка оказывает та оценка, которую он сам себе дает как личности, ответственной за своё поведение, признавая свое сходство с образами, зафиксированными в общественном сознании как воплощение зла. Мотивация поведения – это субъективная детерминация. Через нее человек входит в действительность.

У детей встречаются расхождения между знаниями правил морального поведения (как надо и как нельзя, поступать): первоначальными нравственными понятиями (что хорошо и что плохо) и подлинным поведением ребенка, действиями по этим правилам. Ориентация ребенка на выполнение положительно оцениваемых поступков служит формированию разнообразных личностных свойств. Происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим требованиям общества. Для дошкольного возраста формирование произвольного поведения состоит в- преодолении зависимости ребенка от воспринимаемой, наглядной ситуации. Он сам выбирает, во что будет играть, действует в соответствии с замыслом и своей фантазией. В творческом характере игры заключено её воспитательное значение: своими словами, примером, умением возбудить внимание к занятиям, играм, … к людям и природе, своим- отношением она влияет на внутренний мир ребенка, воспитывает чувства.

Таким образом,  в      дошкольном возрасте возникают некоторые элементы познания самого себя. Дети начинают осознавать свои умения. В познавательных процессах возникает синтез внешних и внутренних действий. В восприятии синтез представлен перцептивными действиями, во внимании — умением управлять и- контролировать внутренний и внешний планы действия, в памяти — соединением внешнего и внутреннего структурирования материала при его запоминании и воспроизведении. Эта тенденция отчетливо выступает в мышлении, где она представлена как объединение в единый процесс наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического способов решения практических задач. У ребенка возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления. Нужно так построить взаимоотношение ребенка с социальной средой, чтобы он жил в такой системе ориентации, которая будет соответствовать нравственным требованиям.

 

 

 

 

 

Международная научно-практической конференции. – Карачаевск, 2017 (14-15 декабря) «Актуальные проблемы развития профессионального образования в контексте социокультурной трансформации общества»

Выступление на тему «Речевое развитие дошкольников средствами сказки»