МБОУ КГО «Средняя школа №3 им. Х.У. Богатырева» (детский сад «Радуга») города Карачаевска

В настоящее время приоритетными направлениями воспитательной и образовательной деятельности ДОО и школ становится развитие интеллектуальной, культурной, нравственно-смысловой, поведенческо-коммуникативной сфер личности, что обусловлено активным развитием национального, патриотического, экологического, акмеологического, культурного направлений в обществе.

Важным условием развития детей старшего дошкольного возраста является развитие речи, в частности, формирование связной речи. Это обусловлено тем, что связная речь является универсальным механизмом осознания и приобщения к культурным ценностям, обеспечивает возможность эмоционального постижения мира. Развитие связной речи детей является актуальной проблемой современного образования. Вследствие этого большая ответственность ложится на воспитателей дошкольных учреждений, которые формируют и развивают связную речь дошкольника.

Связная речь является основой полноценного формирования личности. В дошкольном образовании речь – материал для формирования высших отделов психики ребенка, одна из основ развития и обучения личности, развития разума и чувств, умственного развития, умения взаимодействовать с обществом.

Речь дошкольника ситуативная, превалирует экспрессивность изложения. Значительное воздействие на формирование связной речи оказывает активизация словаря [3]. Связная речь – развернутое, завершенное, композиционно и грамматически оформленное высказывание [4]. Вопросы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста детально рассмотрены в работах А.М. Бородич, В.В. Гербовой, Т.Б. Филичевой и других.

Н.И. Жинкин, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин определяют связную речь как высшую форму речевой деятельности, которая обусловливает уровень речевого и умственного развития личности ребенка.

Основы методической работы по развитию связной речи дошкольников описаны в трудах Е.И. Тихеевой. Закономерностям развития связной речи детей посвящены исследования А.М. Леушиной, Э.П. Коротковой.

М.М. Алексеева, В.И. Яшина изучили методы и приемы обучения старших дошкольников связной речи. А.А. Леонтьев и другие изучали закономерности речевого развития дошкольников, основой результата их исследований стало обнаружение звеньев устройства усвоения связной речи старшим дошкольником.

Проблема природы языка относится к философской категории, проблема природы речи – к лингвистической. Особый вклад в изучение языка и речи внесли ученые Б.Т. Ганеев, И.Б. Левонтина, Л.Р. Лурия [1; 3; 4].

Язык – это статичная система знаков, средств и правил говорения, принятая в социуме в данный период времени, которая систематизирует, регулирует речевую деятельность. Речь – выражение, функционирование языка, процесс общения. Речь индивидуальна и эмоциональна, выполняет коммуникативные и когнитивные функции. Язык и речь – взаимосвязанные стороны явления. Язык присущ каждому человеку, речь – конкретному человеку.

В отечественной науке проблеме развития связной речи посвящены исследования ученых А.М. Бородич, В.П. Глухова, Т.И. Гризик, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой. В работах Л.Р. Лурии связная речь детей старшего дошкольного возраста определяется как высшая форма речемыслительной деятельности личности, как способ формирования мысли [3]. Л.Н. Ефименкова под связной речью понимает любую единицу речи, у которой составные языковые компоненты организованы по законам логики и грамматического строя языка. В своих исследованиях ученый выделяет свойства связной речи: коммуникативная направленность, логика изложения, структура, организация языковых средств [1]. А.А. Леонтьев выделяет признаки связной речи у детей старшего дошкольного возраста: информативность, завершенность, цельность, связность, последовательность [4]. М.М. Алексеева и В.И. Яшина выделяют ситуативный и контекстный виды связной речи [2].

Связная речь включает в себя две формы речи:

– диалогическую,

– монологическую.

Диалогическая речь первична. Состоит из вопросов, ответов, добавлений, пояснений, возражений. Включает мимику, жесты, интонацию. Диалогическая речь обусловлена характером беседы, необходимостью реагировать на вопросы собеседников, в связи с чем редко состоит из синтаксически правильных предложений.

А.Р. Лурия подчеркивает, что развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста связано с развитием внимания, памяти, мышления, формированием словаря и грамматического строя речи. Монолог сложная форма речи, связная речь одного лица для целенаправленной передачи информации. Монологической речи свойственно последовательное изложение, законченность высказываний, правильность грамматических форм (лекции, доклады, устные отчеты, чтение вслух стихотворений, прозы).

В исследованиях А.А. Леонтьева, связная монологическая речь детей старшего дошкольного возраста определяется как сложная форма речи, направленная на передачу информации. Качество монолога определяет рефлексия высказывания [1].

 А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, В.П. Глухов выделяют такие свойства монологической речи: односторонний и непрерывный характер высказывания; произвольность, развёрнутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя; ограниченное употребление невербальных средств передачи информации.

А.А. Леонтьев подчеркивает, что в монологической речи выражаются компоненты языковой системы: лексика, грамматика, формо- и словообразование, синтаксис, замысел реализуется в последовательном, спланированном изложении. Таким образом, последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера. А.А. Леонтьев выделяет условия коммуникативности монологической речи:

1. Связность, которая выражается через смысловые связи частей рассказа, логические и грамматические связи предложений, связь между частями предложения, законченность выражения мысли.

2. Последовательность, нарушение которой негативно отражается на связности речи.

3. Логическая, смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.

Отражение окружающей  действительности, связей и отношений среды выявляется в предметно-смысловой организации высказывания; отражение направления мысли выражается в его логической организации.

Таким образом, связная речь – совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Ученые выделяют свойства, признаки связной речи: коммуникативная направленность, структура, логика изложения, организация языковых средств, информативность, завершенность, цельность, связность, последовательность. Связная речь включает в себя две формы речи: диалогическую и монологическую. Диалогическая речь зависит от характера беседы, необходимостью реагировать на вопросы собеседников, в связи с чем редко состоит из синтаксически правильных предложений. В отличие от диалогической речи, монологическая – сложная форма речи, связная речь одного лица для целенаправленной передачи информации.

Литература:

  1. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Стародубова. – М. : Академия, 2012. – 256 с.
  2. Ткаченко, Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / Т. А. Ткаченко. – М.: Эксмо, 2006. – 346 с.
  3. Ушакова, О. С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) [Текст] / О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 11. – С. 8-12
  4. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 560 с.