МБОУ КГО «Средняя школа №3 им. Х.У. Богатырева» (детский сад «Радуга») города Карачаевска

Психологическая наука особое внимание уделяет развитию ребенка дошкольного возраста (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Н.Н. Подьяков, Д.И. Фельдштейн). Согласно теории деятельности А.Н. Леонтьева, ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая, которая активизирует развитие познавательных функций дошкольника: восприятия, памяти, воображения, внимания, мышления, речи [4, с. 420].

Изучением развития ощущения и восприятия старших дошкольников занимались Л.А. Венгер, Г.А. Урунтаева [1; с.68]. Ученые выделяют следующие характеристики восприятия: поверхностность, неточность при восприятии сходных объектов, обусловленность восприятия практической деятельностью ребенка, выраженная эмоциональность восприятия. В старшем дошкольном возрасте процессы памяти приобретают характер произвольных процессов, постепенно развивается и совершенствуется словесно-логическая память, хотя в дошкольном возрасте наглядно-образная память еще продолжает сохранять большое значение [2, с. 219].

Таким образом, основное направление развития памяти старших дошкольников – это развитие словесно-логического, смыслового запоминания, формирование произвольной памяти. Л.В. Выготский отмечает, что в старшем дошкольном возрасте активно развивается воображение и что детское воображение связанно с усвоением речи, которая способствует формированию представлений ребенка о предмете и позволяет ему представить предмет, которого он никогда не видел.

Ученый подчеркивает, что основная тенденция развития воображения в старшем дошкольном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения, формами проявления детского воображения является изобразительная деятельность и словотворчество [1]. Изучением внимания детей старшего дошкольного возраста занималась Г.А. Урунтаева. Возрастная особенность внимания старших дошкольников – недостаточная сформированность произвольного внимания. Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание. К возрастным особенностям внимания старших дошкольников относятся небольшая устойчивость и концентрация внимания: дети не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна [2].

Изучением мышления старших дошкольников занимались Н.С. Лейтес, З.И. Калмыкова. По мнению Н.С. Лейтеса, ребенок постепенно научается выделять существенные свойства и признаки предметов и явлений, делать первые обобщения, что способствует формированию элементарных научных понятий. Ученый пишет, что старшие дошкольники способны к более высокому уровню обобщения, связанному с установлением соподчинения понятий: дети вычленяют более широкие и более узкие понятия, устанавливают связи между родовыми и видовыми понятиями [4]. В тесной связи с развитием мышления происходит развитие речи. А.А. Леонтьев подчеркивает, что в старшем дошкольном возрасте ярко проявляется дифференциация и интеграция речи в системе познавательных функций, речь становится отдельным и регулируемым интеллектуальным процессом. Ребенок включается в беседы на темы познавательного, нравственного, этического содержания; самостоятельно составляет рассказы, сказки, стишки. Такой уровень речи требует специальной работы воспитателя по развитию связной речи [4].

Формирование связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в развитии личности. В педагогической науке выделяют ряд условий эффективности формирования связной речи дошкольника [3].

Первая группа условий связанна с психолого-педагогическим потенциалом родителей и дошкольных педагогов: образовательная, нравственная культура педагогов и родителей дошкольников; наличие моделей нравственных, социально-адекватных, ценностных отношений в семье, группе детского сада; – представление детям норм, правил и требований. В психолого-педагогических исследованиях А.Н. Леонтьева констатируется, что социальная ориентация детей в общественно-историческом опыте начинается со становления такой социально-нравственной ценности, как постижение образа семьи, понимание чувств близких и родных людей [3]. Итак, психолого-педагогическая, нравственная культура воспитательного микросоциума, образцы и модели поведения и отношений, окружающие дошкольника, являются важнейшими условиями формирования связной речи ребенка.

Вторая группа условий связана с активностью ребенка в освоении социального опыта. Она имеет следующие проявления: активное освоение знаний на занятиях, в ролевой игре; активная имитация эталонов в поведении на занятиях со взрослыми, в общении со сверстниками, в ролевой игре; активная идентификация своего поведения с поведением носителей ценностей в ближайшем окружении.

Исследование Л.И. Божович условий и движущих сил формирования личности в детском возрасте создало возможности для изучения роли собственной активности человека, процесса самовоспитания и саморазвития личности. Ученый отмечает, что развитие активности и самостоятельности ребенка в освоении социального опыта проявляется в его способности активно усваивать знания, подражать образцам, имитировать поведенческие эталоны [1].

Третья группа условий включает различные аспекты сопровождения:

– разработка технологий формирования связной речи дошкольника;

– разработка критериев сформированности связной речи дошкольника;

 – подготовка воспитателей ДОО к работе по формированию связной речи дошкольника;

– повышение нравственной, психолого-педагогической культуры педагогов и родителей дошкольников.

Теоретический анализ позволил сделать выводы об особенностях развития связной речи в старшем дошкольном возрасте:

– формируются новые формы (контекстная, объяснительная) и совершенствуются функции речи;

– полное освоение фонемного состава речи, высокая координация слухового и артикуляционного аппаратов;

– расширение словарного запаса; усвоение грамматических форм; – словесное экспериментирование, словотворчество;

– развивается регулирующая и планирующая функции речи;

– интеграция и дифференциация речи с другими интеллектуальными процессами [2].

Таким образом, дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием всех познавательных процессов: восприятия, памяти, воображения, внимания, мышления, речи. Познавательные функции, являясь по характеру непроизвольными, эмоционально обусловленными, в процессе игровой деятельности начинают приобретать свойство произвольности. Такой процесс возможен только в условиях организованной учебно-воспитательной среды. Психолого-педагогическими условиями формирования связной речи выступают психолого-педагогическая, нравственная культура воспитательного микросоциума, активность ребенка в освоении социального опыта, методическое сопровождение воспитательного окружения.

Литература:

  1. Алексеева, М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2009. – 400 с.
  2. Богуславская, З. М., Смирнова, Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М.: Просвещение, 2010. – 213 с.
  3. Бухтаярова, Е. П. Программа развития связной речи детей 5-7 лет [Текст] / Е. П. Бухтаярова. – М.: Учитель, 2013. – 203 с.
  4. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В. П. Глухов. – М. : «Аркти», 2002. – 144 с