ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет

имени У.Д. Алиева»

Поэтическое наследие Александра Александровича Блока (1880-1921), пожалуй, является одной из самых значительных страниц в истории русской литературы начала XX века. Существует так называемая легенда о Блоке, суть которой сводится к тому, что поэт был объявлен отрешенным от жизни певцом Прекрасной Дамы, то есть чрезмерное значение придавалось первому периоду его творчества, который включал всего пять-шесть лет. Хотя следует признать, что тема любви является одной из определяющих в творческом наследии Блока, так как именно через своеобразное видение любви и веры определилось отношение к Родине, к России. Поэтому мы и поставили перед собой задачу рассмотреть, каким образом концепт «гуманизм» реализуется в любовной лирике поэта. Причем в нашей работе мы склоняемся к мысли, что любовь следует рассматривать в русле взглядов мыслителя Е.П. Ильина не как эмоцию, а как чувство, точнее, отношение между людьми, когда один человек рассматривает другого как близкого, родственного самому себе. Отождествляет себя с ним, испытывает потребность в сближении, объединении, отождествляет с ним свои собственные интересы и устремления, добровольно духовно и физически отдает себя другому и стремится взаимно обладать им. То есть мы говорим о возможности реализации идеи любви как жертвы, как взаимного уважения и гуманного отношения друг другу.

Сборник «Стихи о Прекрасной Даме» (1901-1902) был написан под непосредственным влиянием идей и творчества В. Соловьёва. В произведениях этого сборника поэт пытался воплотить идею Вечной Женственности, поэтому мы становимся свидетелями обожествления лирической героини («Какому богу служишь ты?..», 1901):

                  Иль ты, сливаясь со звездой,

                  Сама богиня – и с богами

                  Гордишься равной красотой, –

                  И равнодушными очами

                  Глядишь с нездешней высоты

                  На пламенеющие тени

                  Земных молитв и поклонений

Тебе – царица чистоты? (выделено мной – Р.Б.) [1; Т.1, с. 96-97].

         Отношение лирического героя к воспеваемой героине – это поклонение, служение, культ («Любил я нежные слова…», 1902).

         Для поэзии А.А. Блока характерна такая черта, как маскарадность. И именно по тем маскам, которые он надевает на лирическую героиню, мы и можем проследить отношение к ней. Во-первых, лирический герой воспринимает Прекрасную Даму как некий недоступный идеал: «царица чистоты», «ты над могилой – лучезарный храм», «недоступна», «волшебница», «голубая царица земли». Лексемы «царица», «недоступна» в текстах стихотворений свидетельствуют о том, что сам герой не достиг еще того нравственного уровня, на котором находится героиня, посему себя он ассоциирует с «рабом», «серым соловьем».

         Во-вторых, обожествляя свою Прекрасную Даму, поэт наделяет ее таким качеством, как бессмертие: «святая», «бессмертное светило», «просиявшая навек», «вечно молодая». По мнению лирического героя, он не сможет воссоединиться со своей возлюбленной в земной юдоли, это будет возможно лишь в ином существовании («Я укрыт до времени в приделе…», 1902):

                            Я укрыт до времени в приделе,

                            Но растут великие крыла.

                            Час придет – исчезнет мысль о теле,

                            Станет высь прозрачна и светла. [1; Т.1, с. 128].

         В-третьих, у лирического героя складывается отношение к героине как к жене, то есть бесспорным обстоятельством становится то, что он будет хранить ей верность: «Прекрасная Дама», «Дева, Заря, Купина», «Величавая Вечная Жена», «ласковая Жена». Таким образом мы видим, что в сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» реализуется представление автора о любви как о процессе поклонения объекту своих чувств. Однако сам автор дает нам понять, что нужна ему совершенно другая любовь, совершенно другая героиня, так как о Прекрасной Даме он говорит следующее («Ты страстно ждешь. Тебя зовут…», 1901):

                            Хочу владеть тобой одной,

                            Но не могу и не умею! [1; Т.1, с. 116].

         Понимая невозможность постичь идеал, герой меняет взгляд на любовь. Уже в сборнике «Распутья» (1902-1904) отношение к героине совсем иное. Пока чувство героя было очевидно неразделенным (и не могло быть взаимным), оно напоминало обожествление, но в тот момент, когда он меняет ценностные ориентиры, осознает, что признан и любим («И вот зажглись лучом вечерним своды, Она дала мне царственный ответ»), сам становится почти Богом («Стою у власти, душой одинок…», 1902):

                            Как с жизнью страстной я, мудрый царь,

                            Сочетаю Тебя, Любовь?  [1; Т.1, с. 174].

         Теперь Прекрасная дама в представлении героя эволюционировала в земной образ («ночной цветок»), наделенный такими чувствами, как страсть, тоска, беспокойство. Теперь она сама готова разделить любовь с героем («Покраснели и гаснут ступени…», 1902):

                            Покраснели и гаснут ступени.

                            Ты сказала сама: «Приду».

                            У входа в сумрак молений

                            Я открыл моё сердце. – Жду. [1; Т.1, с. 181].

         Добившись благосклонности героини, лирический герой понимает, что необязательно хранить верность былому идеалу, потому, сравнивая возлюбленную с цветком-звездой, себя он называет звездочетом, для которого со временем будет потерян счет этим звездам («Я буду факел мой блюсти, 1902»). Качественно меняется и статус героини: Из «Вечной Жены» она трансформируется в невесту: «Царевна-Невеста», «вот моя невеста». Кроме того, в этом сборнике мы впервые в творчестве Блока встречаемся с прямым указанием на любовь-страсть («Покраснели и гаснут ступени…», 1902).

         Если ранее судьба лирического героя находилась в руках его «Девы», то с течением времени он почувствовал в себе способность стать выше и сильнее ее, поэтому теперь исчезает и представление о бессмертии героини. Первой ступенью к осознанию этого факта становится перспектива болезни «Невесты» («Потемнели, поблекли залы…», 1903): «Королева, королева больна». В конечном счете для героя становится возможной и смерть героини, ибо существование ее тленно («Она веселой невестой была…», 1905).

         Женский образ эволюционирует у Блока, приобретая все новые черты. Сначала героиня теряет в его глазах бессмертие, а затем и невинность, что превращает любовную лирику в исповедь героя о нравственном падении, о греховной связи. Поэт видит свою возлюбленную теперь в совершенно ином свете, он сравнивает ее со «змеей ползучей» («Ушла. Но гиацинты ждали…», 1907). Прежнее трепетное отношение к любви заменяется восприятием ее как особого рода игры, обряда («На островах», 1909). Мы можем заметить, как на лексическом уровне меняется описание героини и чувств к ней. Если прежде разговор о любви был сродни таинству, то теперь он превращается в визг («В ресторане», 1910).

         В цикле «Страшный мир» (1906-1916) героиня становится, прежде всего, любовницей, способной на убийство, умеющей унизить и причинить страдания («Унижение», 1911). Рядом с такой женщиной измена становится для героя нормой поведения, жизненным принципом, благодаря которому он приобретает бесценный опыт обольщения и обмана («И я любил…», 1908):

                            Их было много. Но одною

                            Чертой соединил их я,

                            Одной безумной красотою,

                            Чье имя: страсть и жизнь моя. [1; Т.1, с. 104].

         Таким образом, становится ясно, что лирический герой любовной лирики Блока во всех своих проявлениях остается эгоцентристом, человеком, не способным отдавать себя другому. Мы видим, как постепенно меняется описание героини, что обусловлено желанием приблизить ее к себе, к внутреннему «Я» героя.  

Литература

  1. А. Блок. Собрание сочинений в 6-ти томах. – М.: Правда, 1971.
  2. Анализ художественного текста. – Словарь-справочник. М., 1998. – с. 38.
  3. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. – М.: Издательство ЛКИ, 2008.
  4. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1998.
  5. Минский М. Фреймы для представления знаний. – М.: Энергия, 1981.
  6. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1974. – 509 с.