Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева,

г. Карачаевск, Россия

Система изучения современного русского языка в общеобразовательной школе как учебного предмета основывается на реально существующей в языке внутренней взаимосвязи всех его сторон. Язык – это многоуровневая система, которая включает произносительный, лексический, морфологический, синтаксический уровни и уровень текста.

Своеобразие каждой из сторон языка проявляется в специфике языковых единиц. Отсюда следует, что изучать язык необходимо во взаимодействии всех его уровней, т.е. при изучении языка обучающимися методика должна руководствоваться функциональным подходом. Он помогает ученикам понять целесообразность каждого из уровней языка.

В ФГОС НОО прописано, что предметные результаты должны отражать сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи, овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические), в частности, предметными результатами изучения орфографии в начальной школе должны быть следующие умения:

– находить изученные орфограммы в словах, правильно писать слова с изученными орфограммами;

– обосновывать выбор написания;

– находить и исправлять орфографические ошибки;

–  правильно писать слова с непроверяемыми написаниями [1].

В содержание обучения орфографии в начальной школе входит формирование у обучающихся сознательных орфографических действий применительно к определенному программой кругу орфограмм, а также формирование на основе этих действий орфографических умений, предполагающих определенную степень автоматизации.

Цель обучения орфографии заключается в формировании у обучающихся навыков правописания. Для этого следует создать условия, которые бы способствовали освоению такого вида деятельности, как орфографически правильное письмо. Выделим эти условия:

«1) мотивация овладения грамотным письмом;

2) понимание языковых значений;

3) внимание к морфемному и буквенному составу слова, развитие зрительной памяти;

4) овладение умениями, являющимися основой для применения орфографических правил (морфемного, фонетического, морфологического и синтаксического анализа);

5) осознание выполняемых орфографических действий и методов их осуществления, самоконтроль в процессе письма;

6) правильный отбор и выполнение достаточного количества, орфографических упражнений, которые способствуют совершенствованию орфографических умений» [2, c. 144].

Выделяют три ступени обучения орфографии в начальном общем образовании:

1. Написание отдельных букв, буквосоединений (каллиграфия).

2. Обозначение буквами звуков (графика).

3. Орфографическая ступень.

Содержание обучения орфографии определяется с учетом структуры сознательного орфографического действия включает формирование орфографических умений:

1) умения обнаруживать орфограммы;

2) умения определять тип орфограммы;

3)выбирать способ ее проверки;

4) умения проверять орфограмму по словарю или по правилу;

5) умения контролировать орфографическую правильность письма.

Орфографическая грамотность является одной из составных частей общей языковой культуры человека, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в общении. Орфографически правильное письмо предполагает развитое у обучающихся умения находить, узнавать явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.

Повышение орфографической зоркости учащихся – одна из основных задач методики обучения русскому языку в начальной школе. Ни для кого не секрет, что для подавляющего большинства школьников, допускающих орфографические ошибки, просьба педагога сформулировать то или иное орфографическое правило не вызывает особых затруднений. Тем не менее,  необходимость применить давно знакомое им орфографическое правило в несколько неожиданных условиях, требующих не механического повторения привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих детей неразрешимой задачей. Многие орфографические ошибки учеников объясняются не столько незнанием правил, сколько неумением практически разобраться в звуковом составе слова, в несоответствии звуков и букв, в неумении различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. Один из важных способов усвоения орфографии – соотнесение звуков и букв. Овладение им начинается в период обучения грамоте. По мнению исследователей, формирование орфографической зоркости необходимо начинать с первого класса, еще в букварный период.

Современному педагогу важно: владеть различными методами, средствами и приемами, оптимизирующими процесс формирования орфографической зоркости, постоянно искать новые более эффективные способы обучения.

Одним из условий построения эффективной методической системы обучения орфографии является двухсторонняя дифференциация, которая предполагает учет, как специфики учебного материала, так и познавательных возможностей обучающихся, определяющих успешность усвоения этого материала.

Психологи считают, что для успешного обучения, в том числе орфографии, необходимы:

  • мотивация учителя на данный вид деятельности;
  • обеспечение условий для формирования мотивационной сферы школьников;
  • создание ситуации успеха для каждого обучающегося;
  • стремление учителя перейти от педагогики назидательной, поучительной к педагогике сотрудничества.

Как и любое психическое образование со сложной структурой, орфографическое действие также характеризуется определенной структурой.

К примеру, М.Р. Львов полагает, что в процессе его выполнения необходимо преодолеть «шесть ступеней:

–  отыскать орфограмму;

– выявить ее тип;

– наметить метод решения задачи (метод зависит от типа орфограммы);

– определить последовательность «шагов» решения;

– реализовать намеченную последовательность действий;

– написать слово в соответствии с решением орфографической задачи». [3, с. 45].

Не отрицается и необходимость индивидуального и дифференцированного подходов к ученикам.

Принцип работы на формирование орфографической зоркости со всем классом одинаков: нужно выделить порядок действий, необходимых для безошибочного обозначения буквой безударного гласного звука.

1. Обнаружить в слове безударный гласный.

2. Определить – в какой части слова (корне, приставке, суффиксе, окончании) находится безударный гласный.

3. Вспомнить способ проверки безударного гласного в данной части слова.

Задача учителя – отрабатывать каждое умение, определять причины возникающих у младших школьников ошибок и выбирать эффективные пути их устранения. Успех работы по правописанию безударных гласных, например,  обеспечивается систематичностью выполнения упражнений, подчиненных этой задаче.

Еще одним условием успеха является постоянная работа с гнёздами родственных слов. Эта работа не только способствует обогащению словарного запаса детей, но и облегчает им подбор проверочного слова, что чрезвычайно важно для безошибочного письма. Очень важно постоянно учить детей находить и выделять орфограммы в написанном тексте. Педагог продолжает помогать ученикам «видеть» орфограммы в словах. Оптимальным способом для достижения этого является групповая работа с комментированным выделением орфограммы. Надо учить школьников «письму с пропусками». Например, записать предложенный текст, обозначая безударные гласные или согласные, парные по звонкости – глухости на конце слова или перед другим парным согласным не буквами, а чертой. Осознанность действий в процессе письма развивают упражнения, предлагающие найти ошибки в рассуждениях других или поиск учениками «чужих» ошибок. Поиск специально заложенных в тексте ошибок развивает такой существенный компонент учебной деятельности, как контроль.        

Правильно организованное списывание также является одним из способов формирования у детей орфографической зоркости и навыка безошибочного письма. Специально организованная работа по исправлению и предупреждению орфографических ошибок должна носить системный характер. Из опыта работы и опыта исследовательской деятельности можно сделать вывод, что действительно систематическая методически правильно спланированная технология работы над орфографическими ошибками дает положительные результаты. Предупреждение ошибок следует рассматривать как планомерную работу учителя, обеспечивающую правильное применение учениками начального звена обучения орфографических правил в специальных упражнениях и самостоятельных творческих работах. Таким образом, следует научить учеников видеть свои ошибки, выработать так называемую «орфографическую зоркость», добиться определенной самостоятельности орфографического мышления. Своевременная диагностика недостатков у младших школьников  в формировании орфографических навыков на уроках русского языка позволит указать конкретные и наиболее эффективные пути предупреждения, профилактики и преодоления затруднений в развитии орфографической зоркости у обучающихся.

Бесспорно, это – одна из проблем, требующих взаимодействия методистов, учителей и психологов.

Существует три способа усвоения орфографии учащимися начальных классов:

1. Звуко-буквенный анализ (+ синтез – письмо слов, предложений.

2. Запоминание графического состава слова (зрительной восприятие, многократное воспроизведение, переписывание, печатание, вывешивание плакатов с трудными словами).

3. Решение орфографических задач.

На уроках русского языка младшие школьники знакомятся с богатством русского языка, обогащают свою речь, начинают понимать её значение в жизни человека.

Итак, особая роль в формировании орфографической зоркости принадлежит начальным классам. Поэтому педагогу важно: научить детей  превращать свои знания в навыки, а также способствовать формированию орфографических умений.

Школьник должен понять, что от знаний, через упражнения; осознавая каждый орфографический случай, действуя по правилам, он приходит, наконец, к овладению навыком.

Задания для формирования орфографической зоркости. Предлагали слова с орфограммами в занимательной форме.

Задания для формирования орфографической зоркости подбираются достаточно разнообразные, чтобы они не надоедали детям и внимание к ним постоянно возрастало. Для этого предлагали слова с орфограммами в более занимательной форме, через любой другой дополнительный материал.

Например:

–  списывание слов с доски с пропуском букв; 

–  работа в паре с последующей проверкой; 

– использование ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц, поговорок.  (Фотография с кроссвордом).

На уровне орфографии учащиеся начальных классов должны понять, что списывание, выполнение диктантов, упражнений нужно для общения, для выражения мысли.

В начальном общем образовании в основном изучаются правила русской орфографии, определяющие выбор буквы для обозначения звукового состава слов. Данные правила подчиняются принципам; суть главного принципа, лежащего в основе абсолютного большинства написаний, сводится к тому, что на письме не отображаются позиционные чередования фонем, вследствие чего морфемы имеют постоянный буквенный состав.

Обучение правилам орфографии в начальных классах, развитие орфографической зоркости учеников имеет большое значение, потому что в этом возрасте происходит становление личности ребенка. В этот период дети получают основные знания для дальнейшего своего обучения и всестороннего развития личности.

Поэтому необходим поиск и обоснования наиболее оптимальных средств, методов, приемов и  путей повышения орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. –31 с.
  2. Бакулина Г. А. Выполнение текстовых упражнений по русскому языку средствами субъективизации. 1 – 2 классы. – М.: Владос, 2005. – 234 с.
  3. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. 7-е изд. – М.: Центр-издат, 2012. – 464 с.