Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» села Коста Хетагурова

Пожар – страшное слово, символизирующее горе и боль. Неконтролируемое пламя не щадит никого: оно уничтожает имущество, квартиры, целые дома, уносит жизни родных и близких. Чтобы предотвратить страшную трагедию, порой достаточно знать правила обращения с огнем.[2]

Незнание дошкольниками элементарных правил пожарной безопасности – одна из основных причин пожаров, в которых виновными остаются дети. Сотрудниками нашего детского сада постоянно ведется работа по распространению и популяризации знаний о правилах пожарной безопасности среди населения. Ведь огонь – страшная сила, и чтобы победить её, нужно иметь определенные знания и навыки. Научить ребят ориентироваться в опасности – это важная задача и родителей, и педагогов, и спасателей МЧС. Поэтому педагогический коллектив нашего детского сада поставил перед собой цель: реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных и правовых актов в области пожарной безопасности в ДОУ.[4]

В числе задач, стоящих в процессе ежедневно профессиональной деятельности воспитателей: систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров; формирование представлений у дошкольников об опасных и вредных факторах, возникающих при пожаре, сознательное и ответственное отношение в вопросах личной безопасности окружающих, навыков адекватного поведения в различных пожароопасных ситуациях; информирование и вовлечение родителей в профилактические противопожарные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности; внедрение в педагогическую практику современных педагогических технологий в области безопасности жизнедеятельности.

В ходе тематических бесед «Добрый и злой огонь!», «Юный пожарный», «Пожарная безопасность дома», «Спички не тронь – в спичках огонь», «Труд пожарных», дидактических игр дети знакомятся с правилами пожарной безопасности, учатся осторожному обращению с огнём, узнают о профессии пожарного. У ребят формируется сознание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде. Недели и месячники пожарной безопасности, выставки детских рисунков, поделок, организованные в детском саду, составление памяток, практические занятия по тушению возгораний, оказание первой помощи при ожогах, встречи с работниками пожарной части помогают популяризировать тему пожарной безопасности.

Правила дорожного движения. В целях формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дороге и улицах города осуществляется тесная связь между всеми разделами программы воспитания и обучения детей. На занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности постоянное внимание уделяю формированию у детей умения ориентироваться в пространстве, развитию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки. Мои дошкольники с желанием обыгрывают различные дорожные ситуации, тем самым закрепляются правила дорожного движения.

На занятиях по правилам дорожного движения: «Правила для пешеходов и пассажиров », «Наблюдения за движением машин и работой водителя», «Пешеход переходит улицу», «Мы пассажиры», «Сигналы регулировщика» и другие мои воспитанники в игровой форме знакомятся с правилами безопасного поведения на улице, закрепляют представления: «Улица», «Тротуар», «Проезжая часть», «Перекрёсток», «Бульвар», «Пешеходная зона», «Островок безопасности», различные виды транспорта: наземный, подземный, воздушный и водный, разбираем с детьми потенциально опасные ситуации, которые могут возникнуть в играх во дворе дома.

В игровой форме формирую знания о дорожных знаках, их классификации, назначении. Знакомлю детей с работой ГИБДД, рассказываю о том, кто там работает, дети узнают о труде милиционера – регулировщика. Через сюжетно-ролевую игру «Автобус», расширяю круг правил поведения в общественном транспорте.

В нашем детском саду стали традиционными дни и недели ПДД. Составляю календарный план мероприятий, в который входят: родительские собрания, тематические выставки и занятия, целевые прогулки, встречи с ЮИД, автодискотека.

В результате проводимых мероприятий у детей формируется творческое воображение, и они сами могут разыгрывать инсценировки, организовывать сюжетно-ролевые игры и театрализованные представления.

На данном этапе закрепляются приобретённые знания детей о безопасности дорожного движения: запрещающие и разрешающие знаки, знаки сервиса, сигналы светофора и их соответствие движениям регулировщика, опасный перекрёсток и островок безопасности на нём,  место игр на улице и их виды, правила поведения в общественном транспорте и многое другое.

Мы считаем, что необходимым условием успешного обучения дошкольников правилам дорожного движения является создание соответствующей материальной базы уголка по обучению детей правилам дорожного движения.

Работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляю в тесном контакте с родителями воспитанников. На родительских собраниях и в беседах родители знакомятся с системой работы дошкольного учреждения по формированию у детей безопасного поведения на дорогах и улицах, получают консультативную помощь по проблеме безопасности дорожного движения. Через собрания, совместные с детьми и родителями развлечения я стараюсь убедить пап и мам наших воспитанников, в том, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого – либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. А разобщённость в требованиях, предъявленных детям в ДОУ и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду и даже агрессию.[1]

Многие родители, имеющие свои автомобили, стали более внимательными водителями, так как теперь их 6-7 летние дети сами делают им замечания по поводу неправильной скорости при передвижении в тех или иных местах, остановках в неположенном месте, потому что очень хорошо выучили знаки дорожного движения.

Взаимосвязь педагогов с родителями. Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения, образования, социально – экономической и экологической ситуации в стране. Родители, пренебрежительно относящиеся к своему здоровью, не могут сформировать правильного отношения к здоровью у своего ребенка.

В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается, что семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт – интимно – личностную связь и изначальное единство с родными. Признание приоритета семейного воспитания требует иных воспитательных отношений семьи и образовательных учреждений, которые определяются сотрудничеством, взаимодействием и доверительностью. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития и воспитания ребенка. Здесь нужна чёткая, отлаженная система взаимодействия педагогов между собой для достижения основной цели. Воспитатель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учитель-логопед, у каждого своя роль. Свою же работу с родителями и педагогами по сохранению и укреплению здоровья детей осуществляю в три этапа: анкетирование и тестовые рисунки; практические мероприятия (конкурсы, спортивные праздники и развлечения, тематические газеты, памятки); тестовый рисунок.

Таким образом, безопасный образ жизни дошкольников возможен лишь при постоянном общении взрослого с ребенком: искать выход из трудного положения, вместе обсуждать проблемы, вести диалоги, познавать, делать открытия, удивляться.

Знакомить детей с основами безопасности, формировать навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста. Ведь правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а вот какими они будут, зависит только от нас – взрослых!

Литература:

  1. «Правила дорожного движения». М: «Третий Рим». 2006 г.
  2. «Правила дорожного движения». Сост. Н.А. Извекова и др. М: «ТЦ Сфера». 2005 г.
  3. Скорлупова О.А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М.: «Издательство Скрипторий 2003». 2004 г.
  4. «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». №2/2007 г.